Урок истории в 10 классе «Народы Восточной Европы»
Технологии ТРИЗ в детском саду
Круги Луллия.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия". Которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ. Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя. В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.
В своей работе я использую Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах. Они эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.
Круги Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги. Для работы с детьми 3-4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
В работе с детьми 5-6-го года жизни используют два - три круга (4 -6 секторов на каждом).
Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
Игры целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). На сектора прикрепляются картинки по определенной теме.
Игра должна состоять из двух частей:
1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное задание);
2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).
Технологическая цепочка проведения игры:
1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.
2. Ставится задача.
3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.
4. На основе фантастического преобразования составляют рассказ.
Круги подходят для разного возраста. Для своих детей старшего возраста я использую такие игры как «Из какого материала?», «Профессии», « Больше-меньше».
Но игра подойдет и для младшего и среднего возраста. Я подготовила такие игры как «Чей хвостик?», «Противоположности», «Чья тень?», «Подбери пару».
Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:
1. Игры на подбор пар:
«» «Назови детеныша».
2. Игры с элементом случайности в установке колец:
Д/И «Уменьшаем, увеличиваем» Д/И
3. Игры на развитие творческого воображения:
Д/И «Чей детеныш?» Д/И «Времена года»
Данное пособие можно изготовить самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию.
Для изготовления вам потребуется: лист фанеры толщина 4 мм, обрезки ДСП (для подставки), шпилька с резьбой, шайбы, гайки.
Начертите три круга диаметром 40, 20 и10 см. По начерченному выпилите лобзиком круги.
Просверлите в центре каждого круга отверстие. Я покрасила краской из балончика. Изготовленную нами конструкцию мы делим линиями на 8 частей - секторов. На каждую часть крепим кусок липы, после чего идёт долгий и трудоёмкий процесс подбора картинок, на которые так же крепиться липа.
Дети принимали участие в вырезании и склеивании картинок для малых «Кругов Лиллуя».
Таким образом, использовать Круги Луллия можно в любых областях: закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра), знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном, развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах).
Варианты использования этой методики безграничны. Наши педагоги активно ее осваивают, детям она очень нравится и Вам в вашей работе, мы ее тоже рекомендуем.
Спасибо за внимание.
Клишина Валентина Викторовна