12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ушакова Наталья304
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск
Материал размещён в группе «Развитие и воспитание деток.»

Технология развития критического мышления. Проблемы, подходы, решения

Человек – существо, наделенное разумом, поэтому познание и осмысление стали важной частью его жизни. «Я мыслю, следовательно, я существую» - писал Ренэ Декарт. Это высказывание можно трактовать, как утверждение о том, что «как мы думаем, так и живем». Декарт считал, что на определенном этапе познания и размышления нужно ставить под сомнение все знания и опыт. Без «сомнения» невозможно понять природу вещей и прийти к правильным выводам. Ничего нельзя принимать на веру. Тем самым Декарт призывал мыслить критически.

Над проблемами критического мышления работали многие философы, психологи и педагоги. Среди них можно выделить Дж. Дьюи, Д. Халперн, С. Плауса, М. Липмана, А.В. Коржуев, А.И. Липкину. Над разработкой теории технологии критического мышления работали американские педагоги Дж. Стил, К. Меридит и Ч. Темпл. В ее основу положена теория Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка и исследования Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития ребенка и неразрывной связи обучения и будущего развития.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, анализа и применения полученных знаний к решению стандартных и нестандартных задач. Понятие «критическое мышление» объединяет такие понятия как «абстрактно-логическое мышление», «аналитическое», «творческое», «наглядно-действенное», «наглядно-образное мышление».

В отличие от креативного мышления, структуру которого можно обозначить как «анализ предыдущего опыта – переосмысление – нестандартное решение», критическое мышление как раз и направлено на наращивание «предыдущего опыта» и его принятие, т.е. осмысление. Без осмысления знания не становятся умениями и не могут в дальнейшем применяться. Конструктивную основу технологии развития критического мышления составляют три стадии: «вызов – осмысление – рефлексия». Это создает основу для продуктивного и непрерывного процесса познания. Данная технология универсальна и может применяться на занятиях любого предметного цикла.

Технология развития критического мышления предполагает активную позицию учащегося в процессе обучения. Учитель только задает направление деятельности. Данная технология энергозатратна. Не зависимо от организации выполнения задания, в группе или самостоятельно, учащимся понадобится приложить усилия. Задание будет выполнено успешно, но дальнейшая продуктивность может резко упасть в следствии физической и эмоциональной усталости учащихся.

Вторая проблема, с которой сталкиваются дети и педагоги – подрастающему поколению трудно удержания внимания при работе с большим текстом. Под воздействием постоянного информационного потока, человек приучается быстро перескакивать с одного сообщения на другое, в поиске «интересной темы». Если первые два предложения не заинтересовали, возникает сильное желание переключиться на что-то другое. Учебная и научная литература – это не развлекательный контент. Требуется серьезное развитие навыка произвольного включения и удержания внимания. Если все время поступает только краткая информация, то критичность мышления снижается.

Таким образом, чтобы обучение современных детей проходило успешно, необходимо учитывать эти особенности, использовать разные методы и переключать внимание учащихся с одного вида деятельности на другой, но потом снова возвращать их к работе с текстом. Поэтому требуется последовательная и ступенчатая система обучения работе с текстовой информацией, от простого к сложному. Деление большого объема на составные части. Постоянное возвращение к пройденному материалу и добавление к нему нового.

В технологию развития критического мышления входят разные методы, приемы и модели взаимодействия педагога и учащихся между собой. Учащимся легче включить внимание, если есть какой-то яркий образ (прием «Ассоциация») и нужно найти яркие характеризующие его слова и термины (прием «Ключевые слова»), при этом происходит обмен мнениями в диалоге. Приемы «Верно-неверно» и «Перепутанные логические цепочки» позволяют спровоцировать детей на поиск ошибок и разбудить в них соревновательный азарт, желание быть первым, кто догадался.

Прием «Пометки на полях» наиболее простой в исполнении. Расстановка знаков «+», «-», «?» и подчеркивание воспринимается детьми более легко и оптимистично, чем указание «записать». Также, при повторном возвращении к тексту, знаки помогают сориентироваться, где главные мысли и на что обратить внимание. Модель взаимодействия – индивидуальная.

Более сложные приемы, предполагающие более глубокую проработку текста и создание графической схемы или структуры, требуют более творческого подхода: «Кластеры», «Блок-схема», «Дерево предсказаний», «Бортовой журнал». Приемы «Толстые и тонкие вопросы» и «Эссе» активизируют выражение мысли через слово, обогащают словарный запас и умение четко формулировать высказывание. Модель взаимодействия – групповая или работа в парах.

За двадцать лет существования, технология развития критического мышления через работу с текстом достаточно хорошо проработана и с научной точки зрения, и с методической. Педагог может выбрать подходящие инструменты, которые подходят для решения той или иной учебной задачи. Сложность заключается в том, что все сложнее детям удерживать внимание на учебной деятельности. Работу с презентациями и видеофайлами школьникам освоить легче, чем с текстом. Приращение знаний, осмысление, переработка и их оценка – это труд. Педагоги и методисты могут разрабатывать новые технологии обучения, совершенствовать существующие, но без усилий со стороны ученика, это не будет давать нужный результат. Подбирая правильные инструменты и модели организации урока, с учетом особенностей мышления современных детей, педагоги могут только поддерживать интерес к учебе и жажду знаний.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Гузеева Н. И. Развитие критического мышления младших школьников [Электронный ресурс] // Киберленинка / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения 12.07.2022)

2. Декарт Р. Рассуждение о методе / Рене Декарт; [перевод М. Позднева и др.] – С.-Петербург: Азбука, 2017. – 315 с.

3. Овчаренко В.А., Репина И.А. Технология развития критического мышления [Электронный ресурс] // Киберленинка / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-1/viewer (дата обращения 12.07.2022)

4. Семенец Т. А. Использование технологий критического мышления в процессе организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 21. – С. 103–107. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56354.htm (дата обращения 12.07.2022)

Опубликовано в группе «Развитие и воспитание деток.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.