12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Митюшева Елена Владимировна208
Россия, Пермский край, Пермь
7

Технология визуальных опор «Текстографика» на примере рассказа Б.В. Шергина "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Пояснительная записка

Данная разработка основана на технологии визуальных опор при работе с текстом «Текстографика». Авторами данной технологии являются Инга Петровна Тихоновецкая и Наталья Дмитриевна Вьюн.

Под технологией визуальных опор понимается организация учебного взаимодействия педагога, обучающихся с различными видами и формами текстов, связанных с преобразованием мыслительных операций, где изменяется представления познавательной информации, но сохраняется ее смысл, позволяющий ее использовать в различных жизненных ситуациях.

Единой формой является шаблон – прием-опора, который выступает основой для краткой записи при смысловой обработке текста.

Вместе с визуальными шаблонами – опорами по данной технологии идет работа с нейротекстографикой. Это творческий метод «трансформации» информации, связанный не только с преобразованием мыслительных операций в текстографическую модель с визуальным представлением смысла прочитанного, но и фиксацией испытываемых эмоций/чувств с использованием цветовой гаммы, узоров.

Разработка состоит из 2 частей:

Рабочий лист «Страничка писателя в социальной сети».

Рабочий лист по рассказу Б.В.Шергина «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» в 3 классе (УМК «Школа России») с использованием четырёх приемов визуализации.

Методические рекомендации:

Дети читают текст о жизни Б.В.Шергина, выделяют важные и интересные факты биографии, заполняют профиль писателя.

Работу можно организовать индивидуально/в парах/в группах.

2.Рабочий лист по рассказу «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»

Задание №1. Визуальная опора «Спираль». Слева учащиеся выписывают из текса слова, которые вызывают затруднения в понимании их лексического значения. Справа записывают их лексическое значение из толкового словаря.

Обратимся к нейротекстографике и зафиксируем испытываемые эмоции / чувства, используя цветовую гамму. Будем закрашивать по одной спиральке.

Задание №2. Визуальная опора «Око». Даём характеристику главному герою Мите. В верхней части учащиеся записывают положительные черты характера героя, в нижней части – отрицательные черты, которые привели к критической ситуации. Эта характеристика поможет ответить на вопрос: почему он так поступил и что из этого вышло.

Закрашивать полоски нужно в те цвета, которые мы определили в первой опоре.

Задание №3. Визуальная опора «Трейлер». Учащиеся рисуют иллюстрацию, соответствующую сюжетной линии. Внизу, под кинолентой, сразу же пишут название каждого этапа произведения, составляют план. Необходимо кратко сформулировать, когда в рассказе происходит завязка, развитие событий, кульминация, развязка и заключение.

Задание №4. Визуальная опора «Паутинка». Возвращаемся к тексту и ищем пословицы. Саму паутинку (полоски) можно закрасить в цвета, которые мы уже определили для этого произведения в прошлой опоре.

И мы подошли к моменту, когда готовы определить главную идею произведения. Учащиеся после обсуждения записывают в опору главную мысль рассказа.


Литература:


Вьюн Н.Д. Технология визуальных опор при работе с текстом «Текстографика»: научные и методические основы/Н.Д.Вьюн, Тихоновецкая И.П.// Интерактивное образование. 2023. №2. С. 11-17






РАБОЧИЙ ЛИСТ "СТРАНИЧКА ПИСАТЕЛЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ"t1715435939aa.jpg

Прочитай текст и заполни профиль писателя.


Борис Викторович Шергин – русский писатель. Родился в 1896г. в г.Архангельске. Там же провел детство и юность. Отец будущего писателя – Виктор Васильевич, был кораблестроителем. Маму свою – Анну Ивановну, Борис называл «хранительницей слова» - за то, что она рассказывала ему былины. Борис Викторович с детских лет хорошо рисовал. Учился писатель в Москве в художественном училище. В дальнейшем многие свои книги оформлял сам. При жизни было издано 9 книг, по многим произведениям сняты мультфильмы, экранизации и выпущены театральные постановки. Умер писатель в 1973 году, похоронен в г.Архангельске, там же установлен ему памятник и названа библиотека его именем.









t1715435939ab.png

















t1715435939ac.gif 1t1715435939ad.png . «Спираль». Прочитайте текст. Выпишите слова, которые непонятны. Найдите значение в толковом словаре.



















t1715435939ae.png

t1715435939af.jpg 3. «Око». В верхней части запиши положительные черты характера Мити. В нижней части запиши отрицательные черты героя, которые привели к критической ситуации.







t1715435939ag.gift1715435939ah.jpgt1715435939ai.png













3. «Трейлер». Составь план рассказа – нарисуй и запиши.









_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. «Паутинка». Выпишите из рассказа все пословицы. Устно объясните их смысл. Как они помогают понять основную мысль?




Приложение 1.

t1715435939aj.jpg



Приложение 2. Лист 1.

t1715435939ak.gif



Приложение 3. Лист 2.

t1715435939al.jpg

























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.