12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Ирина Евгеньевна152
Учитель русского языка и литературы с 20-летним стажем
Россия, Воронежская обл., Воронеж


Тема урока: «Правописание не с именами прилагательными»

Цели урока:

Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными

Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами

Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.

Развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока: 
Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного    написания НЕ с качественными именами прилагательными;                 закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные:   воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с прилагательными. 
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме. 
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, шаблон таблицы.

Ход урока.

1.Орг. момент t1601384546aa.gif

- Девизом нашего урока возьмём слова великого Ломоносова, который сказал: t1601384546ab.gif

«Береги время учёбы: оно не вернётся, его не наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится.»

- Давайте , ребята, откроем тетрадки, запишем число сегодняшнее и кто-то уже получает задание у доски

2. Актуализация знаний

- Индивидуальные задания: 1. На обычной доске записано предложение нужно одному человеку выполнить морфологический разбор существительного, а другому – прилагательное. У обоих проблемный вопрос: «Чем морфологический разбор существительного отличается от разбора прилагательного?» Солнце скрылось за чёрной3 тучей3

2. На интерактивной доске: восстановить схему разрядов прилагательных и примеры распределить по разрядам. t1601384546ac.gif

- Работа с классом.

1. Повторение сведений о прилагательном:

Что такое прилагательное?

Как изменяется прилагательное?

Что вы знаете о степенях сравнения прилагательных?

Чем краткие прилагательные отличаются от полных?

Синтаксическая роль прилагательных?

2. Теперь обратите внимание на следующую запись на слайде. t1601384546ad.gif


М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

 (Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить грубых и пустых слов.

Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 г.)

(Читает ученик)

-Ломоносов нам здесь советует беречь время учёбы, так как оно не вернётся, его не наверстаешь. Согласны вы с его высказыванием?

-Какое правило вспоминаем, глядя на эти скобки?

-Как пишутся не с глаголами?

-Что общего в правилах «Не с существительными» и «Не с глаголами»?

(Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется.)

3. проверка выполнения заданий у доски.

3. Изучение нового материала.

 1. Работа с презентацией. t1601384546ae.gif

Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.

(Не)настье;

(не)друг, а враг;

(не)друг;

(не)годование;

(не)решительность;

(не)брежный;

 (не)веселый

2. Вспомним орфограмму Не с существительными.

Работа с таблицей на интерактивной доске

Не с существительными

Слитно

Раздельно

Не употребляется без не-

Союз А

= синониму без не-



Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?

Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.

Учитель: А данные слова являются какой частью речи?

Учащиеся: Прилагательными

Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?

Учащиеся: Данную тему не изучали

Учитель: Тема нашего урока

Правописание НЕ с прилагательными”. Записываем в тетради. t1601384546af.gif



3.Работа с таблицей на интерактивной доске t1601384546ag.gif

Не с прилагательными

Слитно

Раздельно

Неряшливый

Не широкая, а узкая дорога

Без не не употребляется

Союз А

Неблизко = далеко

2.Далеко не веселый

= синониму без не

Слова: далеко не

Вовсе не

Ничуть не

Нисколько не

Никогда не

Отнюдь не



Таблица раскрывается постепенно (сначала объясняют написание прилагательных, потом формулируют правило)


4. Обобщающие вопросы.

1. Что общего и чем отличаются орфограммы «не с прилагательным» от орфограммы «не с существительным»?

2. Знакомство с теоретическим материалом Т 106

3. О чём новом для себя вы узнали из правила? ( не с краткими прил. пишется так же, как и с полными; не с относительными и притяжательными прилагательными пишется раздельно)


Закрепление.

Поиграем: я буду давать словосочетания, а вы подберите к ним синонимы- прилагательные с НЕ. t1601384546ah.gif


(Глупый пёс) - неумный ,(злой взгляд) - добрый, (узкая речка) - неширокая, (твёрдый хлеб) - немягкий , (близкий город) - недалёкий, ( старое дерево)- немолодое, (маленькая поляна) – небольшая.

-- Как пишутся такие прилагательные? (гиперссылка)

Физминутка. Немного отдохнём.

Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательным пишется слитно, учащиеся садятся, если раздельно – остаются стоять.

нечаянная встреча

не мягкий, а твёрдый хлеб

нестрогий человек

далеко не удачный ответ

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

неожиданное известие

не скучная, а интересная книга

неглубокий овраг, небрежный почерк


Работа с текстом t1601384546ai.gif

Один из неизвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей.

Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана корабля с шестьюдесятью пушками. Непривычное слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя — Беринг.

В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело — плыть к неведомым берегам Камчатки. Не отказался капитан. Целый год готовились, потому что поход был неблизок. Так был открыт пролив, который назвали Беринговым.

- Тема текста

- Основная мысль

- Тип речи

- О каком царе Петре идёт речь? Что вы знаете о нём?(Гиперссылка)

- Кто же такой Беринг? (Гиперссылка)

- Где находится Берингов пролив? (Гиперссылка)

- Выписать слова с не в 2 столбика, раскрыть скобки и объяснить написание.

t1601384546aj.gif

5.Обобщениеt1601384546ak.gif

1. Перечислить 2 случая слитного написания не с прилагательным.

2. Перечислить 3 случая написания не с прилагательным раздельно. Примеры.

6. Игра «Змейка» ( по рядам). Каждый на ряду по очереди называет слово на орфограмму. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит задание, тот выигрывает.

1 ряд – не с существительными

2 ряд – не с прилагательными

. Итог урока.

Герой сказки «Маленький принц», которую мы будем читать, сказал:

«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.»

                                                                      А.де Сент-Экзюпери

Оцените свою работу с помощью фразеологизмов. t1601384546al.gif

7.Оценки

8. Задание на дом

Т § 106 , выучить правило
На выбор Упр. 431 или выписать из рассказов Платонова примеры написания не с изученными частями речи.








7


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.