12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Mишечкина Светлана Александровна39
МБОУ "СОШ2 г.Усть - Джегуты"
Россия, Карачаево-Черкессия респ., г. Усть - Джегута

Тема урока:
Вода – растворитель. Растворы.

УМК: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия 8 класс» Вода

Девиз урока: «Вода – это жизнь!»

Тип урока:

обобщения и закрепления.


Методы, используемые на уроке:

Беседа, наблюдение, рассказ, постановка опыта.


Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная.


Дидактическая цель:

создать условия для обобщения и закрепления информации посредством критического мышления и элементами функциональной грамотности.


Цели:


Образовательные:

- организовать закрепление и обобщение о свойствах, значении, составе, охране воды.


Развивающие

формировать умения работать с информацией, устанавливать причинно – следственные связи,

- развивать навык логического выражения своих мыслей.


Воспитательные:

- создать условия для увлеченного учения,

- прививать бережное и разумное отношение к водным ресурсам Земли.


Цель для учащихся:

- обобщить, и расширить знания о воде, ее свойствах, роли в природе и жизни человека о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических проблем гидросферы,

- сориентировать учащихся на применение новых знаний на практике.


Оборудование урока:

- раздаточный материал (тексты, капельки воды), текст из детской энциклопедии.

- картины с изображением воды

Реактивы и оборудование:

2 колбы мерные, мыло, колба с кипяченной водой и водопроводной .


Мультимедийное сопровождение: компьютер, проектор, материалы РЭШ,

презентация, задания 1 и 2 варианта, задания из ВПР за 8 класс.

Ход урока

1.Орг. момент(1 мин.)

2. Актуализация знаний:

Наш урок мне хотелось бы начать словами древнего философа Фалеса из Милета, жившего еще в VI в. до нашей эры :

Она - и дождь, и град, и снег,

Туман и гололед,

Носитель благ, предвестник бед-

И радуга и лед. (ХВШ№2/2010г. с.30)

Вопрос. А какое вещество, философ назвал первым началом и сущностью всего?

Ответ: Воду.

Учитель. Верно. Предлагаю составить план просмотра видео по теме.. (РЭШ, фрагмент урока № 14)

2. Изучение новой темы.

План (согласно видео).

Ввведение

Физические свойства воды.

Вода-растворитель (постановка опыта с водой и мылом)

Состав раствора.

Массовая доля.

Использование растворов.

Вода в природе и жизни человека.

Круговорот воды в природе.

3. Закрепление.

Вариант 1 и Вариант 2 (прилагаются)

(Закрепление проводится по материалам содержащим естественнонаучную функциональную грамотность, методички прилагаются, закрепление проводим в виде беседы по 2 вариантам).

4. Вывод: Ученики приходят к выводу, что каждая из предложенных задач имеет практическое значение в обыденной жизни человека.



5.Рефлексия (приложение № 3).

6. Дом. задание: §§31-34 в РЭШ, в электронном банке заданий по функциональной грамотности.








Приложение № 1.


Ф.И.________________________________________ Дата ____________


Тема: «Вода в природе и способы её очистки. Физические и химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворы. Массовая доля растворённого вещества».

Вариант I.

Задание №1.

Укажите неверное утверждение о воде.

t1660730588aa.gif

Химическая Формула воды Н2О.

t1660730588ab.gif

После очистки сточные воды снова попадают в реки.

t1660730588ac.gif

В воде хорошо растворяются все газообразные вещества.

t1660730588ad.gif

При нагревании вода не разлагается на водород и кислород.

t1660730588ae.gif

Вода, как и все другие вещества, в твердом агрегатном состоянии имеет меньший объем, чем в жидком.

Задание №2.

Изучите текст, подумайте и предположите, почему он получил название «Вода вещество удивительное и уникальное» (читать в течение 1,5 минут).

Вопросы по тексту:

1. Кем был изучен состав воды, когда она была синтезирована? 2. Какие удивительные свойства характерны для воды?

Вода вещество удивительное и уникальное.

Сегодня каждый из вас знает без труда, что формула воды Н2О и скажет – это сложное вещество. А вот древнегреческие философы принимали воду за простое вещество. Завершить многолетний марафон по изучению состава воды суждено было французскому химику А.Лавуазье и его коллеге, математику и физику П.Лапласу. 24 июня 1783 года они синтезировали воду из «горячего воздуха» и «дефлогистированного воздуха». При этом масса образовавшейся воды была равна массе водорода и кислорода, участвующих в реакции. Вот так в один день стало ясно, что вода – сложное вещество. Опыты по синтезу воды продолжались, позднее стало ясно, что вода содержит 85% кислорода и 15% водорода. Итак, природа воды была раскрыта.

Мr2О) = 18, существует в природе в жидком, твердом и газообразном состоянии, не имеет цвета, запаха, кипит при t = 1000С, замерзает при t = 00С, вода в твердом состоянии имеет меньшую плотность, чем вода в жидком состоянии, этим объясняется то, лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. При замерзании объем воды увеличивается, поэтому замерзающая вода может разорвать закрытый сосуд. Вода имеет интересное аномальное свойства – теплоемкость. Теплоемкость воды больше чем у песка, ртути и серной кислоты. Поэтому вода на Земле является регулятором климата.

Вода – хороший растворитель. Это значит, в воде могут растворяться вещества. Так в морской воде можно найти всю таблицу Д.И.Менделеева. Бесспорно, в природе чистого вещества воды нет. Природная вода – раствор. Чистая вода – это дистиллированная вода. Следует знать – растворимость веществ в воде зависит от температуры, при повышении температуры растворимость твердых веществ увеличивается, а растворимость газов – уменьшается. Вода универсальный – растворитель.

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Когда вода «жёсткая»

«У нас жёсткая вода», – иногда произносят хозяйки, возвращаясь после посещения

загородного дома. В ответ слушатели кивают, понимая, что это значит. А в детской

энциклопедии «Скажи мне, почему?..» в статье «Что такое жёсткая вода?» так объяснены

причины жёсткости воды: «Углекислота растворяет в воде углекислую известь и окисляет

магниевую соль, делая воду “жёсткой”. В жёсткой воде сложно намылить руки, так как мыло

намного легче мылится в мягкой воде. Если её вскипятить, она оставляет в кастрюле

известковый налет». И далее: «В воде, кроме газов, присутствуют и солевые растворы.

А на поверхности речной воды нередко плавают и различные органические вещества...»

Жёсткость воды обусловлена присутствием в ней различных солей, например

гидрокарбонатов кальция и магния. При кипячении они превращаются в нерастворимые

карбонаты и выпадают в осадок. При этом жёсткость воды существенно снижается.

Например: Ca(HCO3)2 = CaCO3 + H2O + CO2.

При нагревании воды до температуры 60 °С эти реакции не происходят, и вода остаётся

жёсткой. Так что бельё лучше отстирается, если прокипятить воду.

На рисунке изображён процесс ручной стирки.

t1660730588af.gif

3.1. Сделайте вывод о том, в какой воде стирает хозяйка: мягкой или жёсткой. Какой признак

подтверждает Ваш вывод?

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.2. Исходя из сведений, приведённых в тексте, предложите экспериментальный способ

доказательства того, что свойства кипячёной и некипячёной воды различаются.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

&%end_page&%

3.3. Найдите в тексте из детской энциклопедии некорректную с научной точки зрения фразу.

Сформулируйте эту мысль корректно.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №4. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.

Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?

Решение: _____________________________________________________________________

Ответ:

Задание №5.

Прочитайте отрывок из сказки Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович» и объясните с химической точки зрения действия Рукодельницы.

«Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода - то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрусталь…»

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №6.

Пресной воды, которая пригодна для использования человеком для своих нужд, мало. Важное значение имеет экономия воды в быту. Ученики провели следующий эксперимент: взяли семь картофелин (такое количество необходимо для приготовления супа), почистили под проточной водой. В результате такой чистки картофеля было использовано 6 литров воды. Затем почистили и помыли точно такое же количество картофеля, используя воду, которую налили в миску. В результате использовали всего 1,5 литра воды.

Вычислите объём воды, который можно сэкономить таким образом за месяц, если варить суп 3 раза в неделю.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение №2.


Ф.И.________________________________________ Дата ____________


Тема: «Вода в природе и способы её очистки. Физические и химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворы. Массовая доля растворённого вещества».

Вариант II.

Задание №1. Агрегатные состояния воды.

1.t1660730588ag.jpg 2.t1660730588ah.gif 3.t1660730588ai.jpg

1. ____________ 2._____________ 3. __________


Задание2. Представьте себе, что во время длительного автопробега по лесным дорогам вам необходимо залить в радиатор свежую воду. Природная вода в этой местности только родниковая и колодезная, очень жесткая. Как можно смягчить воду для радиатора в походных условиях, не имея под рукой никаких реактивов?

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Вода в жизни человека

Вода – самое распространённое вещество на Земле. Но бо́льшая часть воды (97%) находится в морях и океанах. Моря и океаны, реки и озера – все водоёмы играют важнейшую роль в создании климата той или иной местности. А высокая теплоёмкость воды обеспечивает комфортный температурный режим на нашей планете.

В природе постоянно происходит круговорот воды, его значение в природе огромно. Именно этот процесс позволяет животным и растениям получать столь необходимую для их жизни и существования влагу. Вода играет одну из ключевых ролей в процессе фотосинтеза. Не будь воды, растения не могли бы перерабатывать углекислый газ в кислород, а значит, воздух был бы непригоден для дыхания.

Морская вода содержит много соли и совершенно непригодна для прямого использования человеком. В море человек может умереть от жажды, так как организм не справится с таким количеством соли. Для сельского хозяйства такая вода тоже не годится. В промышленной сфере её тоже не используют, так как из-за соли любой механизм начинает ржаветь. Поэтому действительно ценной для людей является пресная вода. Но её слишком мало: лишь 3% от общего объёма на планете. И почти вся она находится в ледниках и на вершинах гор или же протекает глубоко в недрах земли.


t1660730588aj.jpg

На схеме показаны процессы круговорота воды в природе. Выберите процесс, в котором участвует наибольшее количество воды.

выпадение атмосферных осадков

2) перенос воды по суше реками в океан

3) испарение воды с поверхности Мирового океана

4) поглощение грунтовых вод растениями



Ответ:





Задание №4.

Раствор соли в воде для засолки огурцов оптимально имеет массовую долю поваренной соли 6%, сколько соли и воды потребуется для получения 500 г такого рассола?

Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ к заданию 4

Задание 5

Предельно допустимая концентрация (ПДК) солей тяжелых металлов в питьевой воде возможная при их массовой доле 0,05%. Будет ли пригодной для употребления вода, в 2 кг которой растворено 20 г таких солей?

Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ к заданию 5:____________________________________________________________

Задание 6

Пресной воды, которая пригодна для использования человеком для своих нужд, мало. Важное значение имеет экономия воды в быту. Такая обычная процедура, как чистка зубов, должна занимать у человека 3 минуты. Некоторые люди не закрывают кран в продолжение всего процесса чистки зубов, а ведь можно набрать воду в стакан, чтобы ополоснуть рот после чистки. В стакан помещается 250 мл воды. а за одну минуту из крана вытекает до 15 л воды.

Вычислите объём воды, который можно сэкономить одному человеку за месяц, если таким.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


t1660730588ak.gif t1660730588al.png


5. Рефлексия.

Какими вы были на уроке?

Урок был интересным?


Мы

Урок

Активные

Увлекательный

Внимательные

Интересный

Любознательные

Полезный



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.