12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыдова Анастасия Сергеевна142
Россия, Волгоградская обл., Суровикино
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

ГБПОУ "Суровикинский агропромышленный техникум"







Методическая разработка интегрированного учебного занятия

по математике и основам гидравлики и теплотехники





Тема занятия:

" Применение математических расчетов в работе

двигателей внутреннего сгорания"











Разработчики:

Давыдова А.С.,

преподаватель высшей

квалификационной категории


Кошенсков С.Н.,

преподаватель высшей

квалификационной категории









2023 год

Пояснительная записка

Методическая разработка учебного занятия составлена на основе рабочих программ учебной дисциплины "Математика" и учебной дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники" для студентов среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.

Методическая разработка соответствует федеральным государственным стандартам образования нового поколения, а также позволяет осуществлять при этом такую математическую подготовку студентов, которая является достаточной для дальнейшего изучения математики и дисциплин профессионального цикла.

Цели использования методической разработки обусловлены общими целями российского образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества.


Тема занятия: Применение математических расчетов в работе двигателей внутреннего сгорания

Тип занятия: изучение нового материала

Цели:

дидактические:

студенты будут знать:

- принципиальное устройство и работу двигателей внутреннего сгорания;

- основы применения математических расчетов в работе двигателей внутреннего сгорания (ДВС);

- понятие степени числа, основание степени, показатель степени.

студенты будут уметь:

-возводить число в степень с натуральным и отрицательным показателем;

-применять знания, полученные на уроках математики, основы гидравлики и теплотехники в повседневной жизни.

развивающие:

-развитие познавательной активности студентов и интереса к предметам;

- ознакомление с классификацией современных ДВС с термодинамическими процессами, происходящими в ДВС;

- развитие вычислительных навыков, памяти, речи, логического мышления.

воспитательные:

- воспитание воли, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности.


Вид занятия: комбинированный урок.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства обучения: ПК, проектор, презентация (Приложение 2), раздаточный материал (таблица степеней, учебные пособия, плакат ДВС и его классификация, опорный конспект (Приложение 1)

Контроль З и У: проверочная работа, работа по опорному конспекту

Задание на дом: Черняк О.И. Основы гидравлики и теплотехники, с. 41-45, изучить конспект, Башмаков М.И. Математика задачник, с.33 № 2.9 (А, Б), 2.10 (А)









Ход занятия:


Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов


Используемые средства


Организационный

Приветствует студентов, проверяет присутствие студентов

Словесные


Приветствуют преподавателя, готовятся к учебному занятию

Постановка целей, мотивация к учебной деятельности

На протяжении всего урока вы будете работать по опорному конспекту, вам необходимо, по мере поступления информации, заполнять ее. Изучите опорный конспект, а потом ответим на вопросы по его содержанию.

Словесные

Изучают опорный конспект

- Давайте вспомним, что значит 25?

- Произведение пяти одинаковых множителей.

- Как такое выражение называется?

- Степенью.

- Что такое 2, а что такое 5?


- 2 - это основание степени, 5 - показатель степени.

- На столах у вас лежат таблицы степеней, посмотрите и скажите, чему равно значение 25.

-25= 32

- Как преобразовать а-1?

- получится дробь t1702894793aa.gif.

Математическая разминка

Используя таблицу степеней, вам необходимо возвести число в степень










Практические

Выполняют задание непосредственно в опорном конспекте

32=9,

43=64,

53=125,

64=1296,

2-2 =t1702894793ab.gif,

4-1=t1702894793ac.gif,

8-3= t1702894793ad.gif,

76=117649

Сегодня вы научитесь применять математические расчеты, а именно степень числа, при решении задач по основам гидравлики и теплотехники.

Тема нашего занятия "Математические расчеты в работе двигателей внутреннего сгорания"

Словесные

Записывают тему занятия

Изучение нового материала

Объяснение нового материала

Двигатели внутреннего сгорания – это тепловой двигатель, внутри которого происходит сжигание топлива и преобразование части выделившейся теплоты в механическую работу.

Рассмотрим классификацию ДВС

t1702894793ae.png

Наглядные


Записывают определение




Рассматривают классификацию ДВС



Заполняют опорный конспект

- Как вы считаете, для чего нужны ДВС?

Назначение ДВС

Двигатели внутреннего сгорания предназначены для преобразования тепловой энергии сгорающего топлива в механическую работу.

Словесные

Отвечают на вопрос


Записывают в опорный конспект


t1702894793af.png- Обратите внимание на плакат.

Устройство ДВС

ВМТ - верхняя мёртвая точка;

НМТ - нижняя мёртвая точка;

Uсж - объём сжатия;

Uп - полный объём;

Uр - рабочий объём;

hр- рабочий ход поршня;

1 - корпус;

2 - цилиндр;

3 - клапан впуска;

4 - клапан выпуска;

5 - свеча зажигания;

6 - поршень;

7 - шатун;

8 - кривошип;

9 - вал;

10 - маховик.






Наглядно-практические

Рассматривают и выбирают нужную цифру для заполнения конспекта

Принцип работы

При сжигании рабочей смеси в цилиндре сила давления газов толкает поршень вниз и через кривошипно-шатунный механизм вращает вал и раскручивает маховик. В исходное положение поршень возвращается по инерции (за счет энергии маховика). На этом цикл заканчивается и все начинается вновь. Цикл включает 4 такта. Механический цикл совпадает с термодинамическим.

Такт двигателя - это перемещение поршня из одной мертвой точки в другую и соответствующие термодинамические процессы, происходящие в цилиндре.

Изобразим термодинамический цикл.

Получили индикаторную диаграмму, образованную реальными термодинамическими процессами одного цикла работы ДВС.

Далее объяснение по презентации. Приложение 2

Словесные,

наглядные

Записывают в опорный конспект

Закрепление изученного материала


Мощность двигателя внутреннего сгорания

Фактическая работа 1 цилиндра: t1702894793ag.gif.

Ƞ - КПД двигателя;

Pi - индикаторное давление (Па)

F – площадь днища поршня (м2)

S– ход поршня (м)

Мощность ДВС: t1702894793ah.gif.

n – частота вращения коленчатого вала (об/сек)

Z – количество цилиндров (шт)

τ – тактность ДВС

Практические

Записывают формулы









Задача: Рассчитать мощность двигателя СМД = 18 Н четырехтактного (τ = 4), при давлении Pi = 0,7 мПа, диаметр поршня Д= 120мм (0,12 м), ход поршня S = 140 мм (0,14 м), число цилиндров Z = 4, частота вращения коленчатого вала

n = 1800 об/мин, КПД = 0,85.


Практические

Решение:

t1702894793ag.gif.

n = 1800 об/мин = 1800/60 об/сек = 30 с-1

t1702894793ai.gif

t1702894793aj.gif

t1702894793ak.gif


Pi= 0,7 мПа = 0,7 *106 Па


t1702894793al.gif

t1702894793am.gif

t1702894793an.gif

Для сравнения двухтактный ДВС

(τ = 2)

Мощность t1702894793ao.gif

N2 › N1.

Термический КПД двигателяt1702894793ap.gif

Термический КПД цикла Карно зависит от абсолютных температур (Т1 и Т2) – теорема Карно.

Термический КПД цикла Карно всегда меньше единицы.

Значение КПД возрастает с увеличением Т1 и уменьшением Т2.

Практические

Записывают формулы






Задача: Температура сгорания топливной смеси в В.М.Т.

Т1= 2000С, температура выхлопных газов Т2 = 700С. Рассчитать КПД двигателя.


Практические

Задачу решают в опорном конспекте

Решение:
t1702894793ap.gif = 1 - t1702894793aq.gif

Вывод: 57,2 % тепла превращено в механическую работ 42,8 % тепла отдано внешней среде (потери)

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании


Совместная оценка степени реализации поставленных на занятии целей.

Словесные

Самоанализ работы во время занятия

Запишите домашнее задание

Черняк О.И. Основы гидравлики и теплотехники, с. 41-45, изучить конспект, Башмаков М.И. Математика задачник, с.33

2.9 (А, Б), 2.10 (А)

Записывают домашнее задание

Совместная рефлексия

Читает вопросы для рефлексии.

Словесные

Выбирают свою позицию

1.На занятии я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на занятии я

доволен / не доволен

3. Занятие для меня показался

коротким / длинным

4. За занятие я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал занятия мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

Приложение 1

Вариант 1

Опорный конспект для студентов

Тема занятия: Математические расчеты в работе двигателей внутреннего сгорания


Предмет

Математика и основы гидравлики и теплотехники

Группа


Ф. И. студента



Ход занятия:

Математическая разминка

Задания для самостоятельного выполнения

Ответы, решения

33


82


102


63


2-3


4-4


Изложение нового материала

Для чего предназначены двигатели внутреннего сгорания?


Классификация ДВС?


Расшифруйте устройство ДВС:

НМТ

Uп



t1702894793ar.pngПо рисунку напишите, что означает следующие цифры: 1,2,4,5,8


За счет чего поршень возвращается в исходное положение?


Решение задачи

Задача: Температура сгорания топливной смеси в В.М.Т. Т1= 3000С, температура выхлопных газов Т2 = 800С. Рассчитать КПД двигателя.




Рефлексия (выбрать из предложенных вариантов)

1.На занятии я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на занятии я

доволен / не доволен

3.Занятие для меня показался

коротким / длинным

4.За занятие я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал занятия мне был


понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным


Вариант 2

Опорный конспект для студентов

Тема занятия: Математические расчеты в работе двигателей внутреннего сгорания


Предмет

Математика и основы гидравлики и теплотехники

Группа


Ф. И. студента



Ход занятия:

Математическая разминка

Задания для самостоятельного выполнения

Ответы, решения

43


92


103


53


3-3


6-4


Изложение нового материала

Что такое двигатели внутреннего сгорания?


Классификация ДВС?


Расшифруйте устройство ДВС:

ВМТ

Uсж


t1702894793as.pngПо рисунку напишите, что означает следующие цифры: 3,6,7,9,10


Что происходит при сжигании рабочей смеси в цилиндре?


Решение задачи

Задача: Температура сгорания топливной смеси в В.М.Т. Т1= 1200С, температура выхлопных газов Т2 = 300С. Рассчитать КПД двигателя.



Рефлексия(выбрать из предложенных вариантов)

1.На занятии я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на занятии я

доволен / не доволен

3.Занятие для меня показался

коротким / длинным

4.За занятие я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал занятия мне был


понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным






































Приложение 2


Распечатка мультимедийной презентации по теме

"Математические расчеты в работе

двигателей внутреннего сгорания"


На слайдах 9-29 показано всасывание рабочей смеси


t1702894793at.png

На слайдах 30-54 показано сжатие рабочей смеси

t1702894793au.png






На слайдах 55-80 показано сгорание и расширение (рабочий ход)


t1702894793av.png



На слайдах 81 –104 показано выпуск рабочего тела

t1702894793aw.png

Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.