План урока по русскому языку в 1 классе «Звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы. Звук и буква Фф»
Ход урока:
Организационный момент.
1. Упражнение «Спрятанные буквы»:
показываются учащимся карточки с зашумлёнными изображениями ранее изученных букв
- Угадайте, какие же буквы здесь спрятались? А, теперь, раскрасьте угаданные буквы.
уч-ся раскрашивают.
2. Упражнение «Выбери нужный».
- Посмотрите и назовите, какие это цвета?
На доске три листа цветной бумаги.
- Скажите, каким цветом мы отметим гласные буквы? Согласные буквы?
II. Актуализация.
Введение в тему:
- На какие две большие группы делятся все буквы? Назовите гласные буквы, которые вы знаете? Назовите согласные буквы?
2. Игра «Каждой букве - свой домик».
- Эта игра поможет определить качества изученных букв. У вас на столах лежат карточки с буквами, возьмите их в руки, постройтесь. Я буду читать текст, а вы вокруг ряда парт, выполнять задание, распределять буквы по домикам. В красный домик – гласные буквы, а синий – согласные буквы.
на доске появляются 2 домика
- Итак, начинаем играть. Светило яркое солнце и все буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, пошёл дождь и все буквы должны спрятаться в своих домиках.
уч-ся размещают буквы в домиках на доске
- Посмотрите, все ли согласны с тем, как разместились буквы? Если – да, то хлопните в ладоши, если – нет, то поднимите руку.
проверяем задание
- Вот, теперь мы убедились, какие буквы гласные, а какие согласные.
3. Работа со слогами.
- Давайте хором прочитаем те слоги, которые есть на доске.
уч-ся читают слоги, которые размещены на волне, например: «ко», «ре»,«са», «па», «ши, «по» и т.п., из которых можно составить двусложные слова
- А, теперь, помогите герою Мурзилке составить из слогов слова.
- Кто уже составил слова? Как вы составили слова? Покажите у доски. Все ли согласны?
уч-ся, которые составили слова, выходят к доске и составляют слова из данных слогов, к составленному слову показываю картинку
- Вы справились с этим заданием, молодцы!
III. Новый материал.
1. Сообщение темы и цели.
- Сегодня, ребята мы познакомимся с новым звуком, а чтобы его правильно произносить, чтобы научиться правильно дышать, выполним несколько упражнений.
2. Дыхательная гимнастика (упражнение «Каша»).
3. Фонетическая зарядка.
Показываются картинки по очереди.
- Назовите, кто это? А, теперь, воспроизведите:
- Как фыркает кот? Ф – ф - ф.
- Как фыркает ёж? Фр – фр - фр.
- Как кричит филин? Фу – фу – фу.
- Мы сейчас имитировали голоса животных, птицы. А кто был самым внимательным и услышал часто повторяющийся звук? Назовите его?
- Конечно это был звук «ф», с которым мы поработаем дальше.
4. Работа над звуком.
а) Приготовьтесь, ребята, сейчас мы с вами назовём предметы и постараемся определить какой же одинаковый звук в этих словах?
На столе разложены предметы: шарф, флажок, телефон, конфета, портфель, уч-ся называют предметы и определяют одинаковый звук в словах.
б) Ребята, а какие бывают звуки? Сейчас я буду называть слова, вы будьте внимательными и если звук «ф» - твёрдый, то поднимите синюю карточку, а если звук «ф» - мягкий, то зелёную.
слова, например: Федя, шофёр, фабрика, фикус, светофор, фартук, фарш, фокусы, физкультура и т.п.
5. Игра «Доскажи словечко».
- Вы должны отгадать загадки, где в отгадках вам встретятся звуки
«ф», «ф,».
Их служба начинается, когда уже смеркается
И не погаснут до зари глаза ночные… (фонари)
Днём спит, ночью летает
И прохожих пугает… (филин)
Мама вяжет длинный шарф, потому что сын- … (жираф)
- Есть ли здесь звуки «ф», «ф,»? А кто думает по – другому? Какой здесь звук?
6. Микроитог.
- Мы познакомились с какими звуками? Придумайте слова с данными звуками.
IV. Физминутка.
7. Работа над буквой.
- Сегодня мы знакомимся не только с новыми звуками, но и посмотрим, какой буквой обозначаются звуки «ф», «ф,».
- Эта буква ребята, получится у вас, но для этого нужно выщипать уже известную вам букву «р». Для начала обведите пальчиком её, а теперь, вместе со мной, начали. У каждого уч-ся бумажные заготовки буквы «Р», уч-ся выщипывают бумагу, разворачивают и убеждаются, что получилась новая буква «Ф»
- Какая же буква у вас получилась? Так вот, ребята, этой буквой мы обозначаем звуки «ф», «ф,». Напишите на столе пальчиком эту букву.
V. Зарядка для глаз.
8. Чтение слогов.
- Посмотрите теперь на макет. Я поставлю новую букву в центр, скажите, получится ли у нас прочитать слоги? Кто сможет прочитать слоги? А как по – другому их прочитать?
- Посмотрите, ребята, а вот ещё слоги, прочитайте их. Покажите где звук «Ф» - твёрдый, а где «Ф,» - мягкий. Кто думает иначе?
7. Чтение слов.
- Прочитайте все слова. Прочитайте теперь те слова, в которых встречается новая буква.
8. Упражнение на внимание.
- Внимательно посмотрите и назовите, что не дорисовано в букве и что бы вы дорисовали.
- Какого элемента буквы не хватает? Что теперь получилось?
Уч-ся сами дорисовывают элементы буквы
9. Работа по картинкам учебника.
- Вооружитесь простым карандашом, мы называем предмет и попробуем записать слово по буквам в пустых клеточках.
10. Чтение учителя.
- И, вот, мы подошли к чтению слогов. Сначала читаю я, а вы очень внимательно слушаете, следите и помогаете, если вдруг я допущу ошибку.
11. Хоровое чтение уч-ся.
- Приготовьтесь к чтению, положите указку на первую строчку.
12. Чтение учащимися.
- А, теперь, слоги прочитает …
учащиесяся читают по цепочке
- Подчеркните в слогах букву «Ф».
учащиесяся получают индивидуальные карточки
13. Микроитог.
VI. Домашнее задание.
VII. Итог урока.
Тенова Арина Темлановна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Наташа