12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна152609
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Открытые уроки 2015-2016»

Ф.И.О

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока 

Тема «План и карта». Урок №1 «Ориентирование на местности»

Базовый учебник

 

А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда" 

Цели и задачи урока

  1. Образовательная: вспомнить понятия «ориентирование», «стороны горизонта»; сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.
  2. Развивающая: развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.
  3. Воспитательная: развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность; формировать у учащихся экологическую культуру.

  Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок.

Деятельный компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, природным признакам, определять азимут, знать особенности плана местности.

Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве, осознавать необходимость умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Оборудование урока: компасы, демонстрационная модель компаса, транспортиры, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, топографическая карта.

Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника, работа по заданиям и вопросам.

Тип урока : вводный, урок изучения нового материала с презентационной составляющей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента познания картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.

Предметные: Сформировать представление об азимуте и плане местности. Научить учащихся находить азимут по плану и на местности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

Познавательные: извлекать информацию по теме, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2

Актуализация

Темы

(мотивация урока)

Эпиграф к уроку: 
Стрелка компаса на север 
Показала направленье. 
И по плану ты проверил 
Путь дальнейшего движенья.

Вопросы:

- Какой раздел начали изучать? (План и карта)

- Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться?
(слайд № 1 и 2 –название и цель урока)

Демонстрируют знания. (Л)

Формулируют название темы урока (Р)

4 мин

3

Изучение нового материала

1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника

Используя текст учебника на стр.30

Вопросы:

-Как вы думаете. Что такое ориентирование?

-Что такое горизонт?

(слайд № 3)

-Назовите природные признаки ориентирования?

(слайд № 4-7)

-Как называется прибор для ориентирования на местности?

-Что такое компас?

(слайд № 8)

-Сформулируйте понятие «Азимут»

(слайд № 9)

В учебнике на рисунке 19, определите азимут на предметы.

-Практическое задание (слайд № 10)

Закрепление изученного просмотр видео - ролика из ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/

Работают с текстом учебника, запоминают определение (П),

Называют местные признаки ориентирования на местности. (Р).

Узнают интересные факты о ориентировании. (П)

Обобщают и формулируют понятия (Р)

Анализируют предстоящую деятельность. (П)

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

10 мин

4

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

«Игра на внимание»

Учитель просит учащихся встать повернуться лицом на север, затем юг, северо-запад, юго-восток …

Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.

1.. Умение находить стороны горизонта. (Ориентирование)

2.Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)

3. Азимут измеряется в … (сантиметрах)

4. Что называют вторым языком географии? (Карта)

5. Как называется линия, до которой нельзя дойти? (Горизонт)

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К)

2 мин

5.

Продолжение изучение нового материала

Вопросы:

-Для чего человеку необходим план местности?

-Людям каких профессий, может понадобится план местности? 

(слайд№11)

-Какими способами можно изобразить земную поверхность? (слайд № 12),

-Каковы особенности изображения местности?

-Что можно узнать, пользуясь планом местности?

-При строительстве, прокладке дорог, изменению ландшафта и т.д. Что должно учитываться? « Не навреди природе!»

-А что можем сделать мы, чтобы не навредить природе?

(слайд №13)

Узнают интересные факты о плане местности. (П)

Анализируют предстоящую деятельность. (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Формулируют вывод.(Р,Л)

мин

6 мин

6.

Практикум

Выполните задание 1-4 в рабочей тетради на стр.16.

Вопрос:

-Обсудите полученные ответы.

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

8 мин

7.

Закрепление

В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №4-5

Вопрос:

-Дайте определение: ориентирование, азимут, план местности.

В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопрос № 8-9

Обмениваются полученной информацией (П)

Формулируют ответ, применяя

полученные знания (Р)

8 мин

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Рефлексия: (слайд № 14)

Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Изучить §8, ответить на вопросы 1-6

Тетрадь стр. 16 №1-4 (слайд №15)

Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.

Оценивают работу на уроке всего класса (Л)

Записывают домашнее задание в дневник(К)

4 мин

Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.

2. Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.

3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

4. Презентация по теме: «Ориентирование на местности»

5. Ссылка:

6. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/

Опубликовано в группе «Открытые уроки 2015-2016»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 26.03.19 в 19:07 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Ковалева Галина Валентиновна, 12.05.19 в 08:53 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за положительный отзыв, Марина Юрьевна!
Ковалева Галина Валентиновна, 12.05.19 в 18:27 1Ответить Пожаловаться
В ответ Горбачёва Марина Юрьевна
Марина Юрьевна, благодарю за положительный отзыв!
Горбачёва Марина Юрьевна, 12.05.19 в 08:56 1Ответить Пожаловаться
Спасибо,что делитесь ресурсами с коллегами!
Горбачёва Марина Юрьевна, 12.05.19 в 18:29 1Ответить Пожаловаться
Жаль,что мало коллег с вашими ресурсами ознакомились! Интересные работы!
Ковалева Галина Валентиновна, 12.05.19 в 18:36 0Ответить Пожаловаться
В ответ Горбачёва Марина Юрьевна
У меня очень много различных разработок, но я их не публикую!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.