Сценарий урока географии в 5 классе «План и карта. Ориентирование на местности»
Ф.И.О |
Ковалева Галина Валентиновна |
Место работы |
МКОУ «Нововоронежская СОШ №4» |
Должность |
учитель географии |
Предмет |
география |
Класс |
5 |
Тема и номер урока |
Тема «План и карта». Урок №1 «Ориентирование на местности» |
Базовый учебник
|
А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда" |
Цели и задачи урока:
- Образовательная: вспомнить понятия «ориентирование», «стороны горизонта»; сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.
- Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
- Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность; формировать у учащихся экологическую культуру.
Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок.
Деятельный компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, природным признакам, определять азимут, знать особенности плана местности.
Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве, осознавать необходимость умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.
Оборудование урока: компасы, демонстрационная модель компаса, транспортиры, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, топографическая карта.
Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника, работа по заданиям и вопросам.
Тип урока : вводный, урок изучения нового материала с презентационной составляющей.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента познания картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.
Предметные: Сформировать представление об азимуте и плане местности. Научить учащихся находить азимут по плану и на местности.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
Познавательные: извлекать информацию по теме, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Структура и ход урока.
№ |
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика (УУД) |
Время |
1 |
Организация на урок |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2 мин |
2 |
Актуализация Темы (мотивация урока) |
Эпиграф к уроку: Вопросы: - Какой раздел начали изучать? (План и карта) - Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться? |
Демонстрируют знания. (Л) Формулируют название темы урока (Р) |
4 мин |
3 |
Изучение нового материала |
1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника Используя текст учебника на стр.30 Вопросы: -Как вы думаете. Что такое ориентирование? -Что такое горизонт? (слайд № 3) -Назовите природные признаки ориентирования? (слайд № 4-7) -Как называется прибор для ориентирования на местности? -Что такое компас? (слайд № 8) -Сформулируйте понятие «Азимут» (слайд № 9) В учебнике на рисунке 19, определите азимут на предметы. -Практическое задание (слайд № 10) Закрепление изученного просмотр видео - ролика из ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/ |
Работают с текстом учебника, запоминают определение (П), Называют местные признаки ориентирования на местности. (Р). Узнают интересные факты о ориентировании. (П) Обобщают и формулируют понятия (Р) Анализируют предстоящую деятельность. (П) Выполняют практикум , демонстрируя знания (П) |
10 мин |
4 |
Физминутка (здоровье- сберегающий компонент) |
«Игра на внимание» Учитель просит учащихся встать повернуться лицом на север, затем юг, северо-запад, юго-восток … Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок. 1.. Умение находить стороны горизонта. (Ориентирование) 2.Прибор для определения сторон горизонта? (Компас) 3. Азимут измеряется в … (сантиметрах) 4. Что называют вторым языком географии? (Карта) 5. Как называется линия, до которой нельзя дойти? (Горизонт) |
Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К) |
2 мин |
5. |
Продолжение изучение нового материала |
Вопросы: -Для чего человеку необходим план местности? -Людям каких профессий, может понадобится план местности? (слайд№11) -Какими способами можно изобразить земную поверхность? (слайд № 12), -Каковы особенности изображения местности? -Что можно узнать, пользуясь планом местности? -При строительстве, прокладке дорог, изменению ландшафта и т.д. Что должно учитываться? « Не навреди природе!» -А что можем сделать мы, чтобы не навредить природе? (слайд №13) |
Узнают интересные факты о плане местности. (П) Анализируют предстоящую деятельность. (П) Решают проблему, демонстрируя знания (К) Формулируют вывод.(Р,Л) |
мин 6 мин |
6. |
Практикум |
Выполните задание 1-4 в рабочей тетради на стр.16. Вопрос: -Обсудите полученные ответы. |
Выполняют практикум , демонстрируя знания (П) Решают проблему, демонстрируя знания (К) Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р). |
8 мин |
7. |
Закрепление |
В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №4-5 Вопрос: -Дайте определение: ориентирование, азимут, план местности. В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопрос № 8-9 |
Обмениваются полученной информацией (П) Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) |
8 мин |
8. |
Рефлексия. Подведение итогов урока. |
Рефлексия: (слайд № 14) Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал? Изучить §8, ответить на вопросы 1-6 Тетрадь стр. 16 №1-4 (слайд №15) Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники. |
Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник(К) |
4 мин |
Используемые материалы:
Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.
2. Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.
3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4. Презентация по теме: «Ориентирование на местности»
5. Ссылка:
6. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ковалева Галина Валентиновна
Ковалева Галина Валентиновна