Сценарий урока географии в 5 классе «План и карта. Ориентирование на местности»

26
8
Материал опубликован 19 September 2016 в группе

Ф.И.О

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока 

Тема «План и карта». Урок №1 «Ориентирование на местности»

Базовый учебник

 

А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда" 

Цели и задачи урока

  1. Образовательная: вспомнить понятия «ориентирование», «стороны горизонта»; сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.
  2. Развивающая: развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.
  3. Воспитательная: развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность; формировать у учащихся экологическую культуру.

  Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок.

Деятельный компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, природным признакам, определять азимут, знать особенности плана местности.

Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве, осознавать необходимость умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Оборудование урока: компасы, демонстрационная модель компаса, транспортиры, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, топографическая карта.

Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника, работа по заданиям и вопросам.

Тип урока : вводный, урок изучения нового материала с презентационной составляющей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента познания картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.

Предметные: Сформировать представление об азимуте и плане местности. Научить учащихся находить азимут по плану и на местности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

Познавательные: извлекать информацию по теме, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2

Актуализация

Темы

(мотивация урока)

Эпиграф к уроку: 
Стрелка компаса на север 
Показала направленье. 
И по плану ты проверил 
Путь дальнейшего движенья.

Вопросы:

- Какой раздел начали изучать? (План и карта)

- Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться?
(слайд № 1 и 2 –название и цель урока)

Демонстрируют знания. (Л)

Формулируют название темы урока (Р)

4 мин

3

Изучение нового материала

1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника

Используя текст учебника на стр.30

Вопросы:

-Как вы думаете. Что такое ориентирование?

-Что такое горизонт?

(слайд № 3)

-Назовите природные признаки ориентирования?

(слайд № 4-7)

-Как называется прибор для ориентирования на местности?

-Что такое компас?

(слайд № 8)

-Сформулируйте понятие «Азимут»

(слайд № 9)

В учебнике на рисунке 19, определите азимут на предметы.

-Практическое задание (слайд № 10)

Закрепление изученного просмотр видео - ролика из ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/

Работают с текстом учебника, запоминают определение (П),

Называют местные признаки ориентирования на местности. (Р).

Узнают интересные факты о ориентировании. (П)

Обобщают и формулируют понятия (Р)

Анализируют предстоящую деятельность. (П)

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

10 мин

4

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

«Игра на внимание»

Учитель просит учащихся встать повернуться лицом на север, затем юг, северо-запад, юго-восток …

Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.

1.. Умение находить стороны горизонта. (Ориентирование)

2.Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)

3. Азимут измеряется в … (сантиметрах)

4. Что называют вторым языком географии? (Карта)

5. Как называется линия, до которой нельзя дойти? (Горизонт)

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К)

2 мин

5.

Продолжение изучение нового материала

Вопросы:

-Для чего человеку необходим план местности?

-Людям каких профессий, может понадобится план местности? 

(слайд№11)

-Какими способами можно изобразить земную поверхность? (слайд № 12),

-Каковы особенности изображения местности?

-Что можно узнать, пользуясь планом местности?

-При строительстве, прокладке дорог, изменению ландшафта и т.д. Что должно учитываться? « Не навреди природе!»

-А что можем сделать мы, чтобы не навредить природе?

(слайд №13)

Узнают интересные факты о плане местности. (П)

Анализируют предстоящую деятельность. (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Формулируют вывод.(Р,Л)

мин

6 мин

6.

Практикум

Выполните задание 1-4 в рабочей тетради на стр.16.

Вопрос:

-Обсудите полученные ответы.

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

8 мин

7.

Закрепление

В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №4-5

Вопрос:

-Дайте определение: ориентирование, азимут, план местности.

В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопрос № 8-9

Обмениваются полученной информацией (П)

Формулируют ответ, применяя

полученные знания (Р)

8 мин

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Рефлексия: (слайд № 14)

Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Изучить §8, ответить на вопросы 1-6

Тетрадь стр. 16 №1-4 (слайд №15)

Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.

Оценивают работу на уроке всего класса (Л)

Записывают домашнее задание в дневник(К)

4 мин

Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.

2. Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.

3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

4. Презентация по теме: «Ориентирование на местности»

5. Ссылка:

6. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/

Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

26 March 2019

Благодарю за положительный отзыв, Марина Юрьевна!

12 May 2019
Ответ для

Марина Юрьевна, благодарю за положительный отзыв!

12 May 2019

Спасибо,что делитесь ресурсами с коллегами!

12 May 2019

Жаль,что мало коллег с вашими ресурсами ознакомились! Интересные работы!

12 May 2019
Ответ для

Географов на сайте мало.....

12 May 2019
Ответ для

У меня очень много различных разработок, но я их не публикую!

12 May 2019

Рада помочь!

26 March 2019