12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Викторовна Мазина98
Россия, Москва, Москва
3

Доклад «Тест как форма контроля уровня сформированности грамматической компетенции обучающихся»

Тест как форма контроля уровня сформированности грамматической компетенции обучающихся

Тестирование является эффективным средством определения грамматической компетенции и методом контроля в обучении грамматике иностранного языка. Данным вопросом занимались такие видные ученые как О.Г. Поляков, Н.А. Ильиных, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина, И.А. Рапопорт, М.В. Розенкранц, а также многие зарубежные методисты, среди которых Weir Cyril, Robert Lado, Roman Hajczuk, Bernard Spolsky, Alan Davies и другие.

В настоящее время наблюдается тенденция смены традиционных способов подачи учебной информации, закрепления и контроля навыков и умений новыми концепциями, отражающими перемены, происходящие во взглядах на технологию обучения, и способствующими оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, тестовая методика отвечает новым условиям обучения, поскольку связывает воедино такие характеристики, как универсальность, многообразие форм тестовых заданий, учёт индивидуальных особенностей, объективность, мобильность изменения трудности заданий, рациональность, ориентированность на современные технические средства обучения. Следовательно, можно предположить, что комплекс тестовых заданий, осуществляющий взаимосвязь элементов языкового материала и действий оперирования с ним в речевой деятельности, позволит организовать поэтапное формирование грамматическом компетенции.

Тестовая методика опирается на закономерности процесса становления грамматических навыков, а также ключевые стадии изучения языкового материала (введение, закрепление и контроль) [1. C.129].

По определению С.К. Фоломкиной, "под тестом понимаются задания, имеющие специфическую организацию, которая позволяет всем ученикам работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами" [2. C.16].

В зарубежной литературе по тестированию под педагогическим или психологическим тестом в основном понимают процедуру, предназначенную для выявления конкретного образца поведения (в нашем случае - речевого), из которого можно сделать выводы об определенных характеристиках личности [3. C.7].

В современном толковом словаре русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой под тестированием понимается способ проверки знаний и навыков с помощью тестов. Краткий психологический словарь под редакцией Л.А. Карпенко трактует данный термин как метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи.

Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному ученику. Главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.

Тесты определяют уровень обученности или языковой компетенции обучающихся относительно уровня других обучающихся (нормо - ориентированный тест) или относительно определенного критерия, например уровня обученности (критериально - ориентированный) [4. C. 72].

А.А. Миролюбов утверждает, что тестовый контроль степени сформированности грамматической компетенции предоставляет информацию об уровне языковой подготовки учащихся. Положительные итоговые результаты тестирования дают сигнал к началу изучения нового грамматического материала. Отрицательные результаты, их анализ и интерпретация позволяют сделать соответствующие выводы о причинах неудачи и скорректировать систему тестовых заданий, адаптируя их к данному контингенту учащихся [5. C. 58].

Как утверждают Л.Г.Денисова и В.Н. Симкин, максимально повысить надежность измерения и валидность использования теста можно, если следовать трем основным этапам его создания:

1) дать ясные и недвусмысленные теоретические - научно-обоснованные определения умений, которые надо измерить;

2) точно установить условия и операции, которых следует придерживаться при проведении теста и наблюдении за его выполнением;

3) количественно определить результаты наблюдений с тем, чтобы убедиться, что используемые измерительные шкалы обладают всеми необходимыми качествами [6. C.21-23].

Тест позволяет проверять одновременно всех обучающихся класса/группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Перечисленные характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе [7. C.39].

Создание теста как инструмента объективного измерения уровня знаний обучающихся является самой ответственной и трудоемкой частью технологии внутришкольного контроля [8. C.17]. Следовательно, должна быть создана система тестов, отвечающих всем требованиям к их качеству, то есть тест должен быть объективным, валидным, надежным, эффективным и приемлемым инструментом контроля учебного процесса.

При составлении тестов желательно использовать вопросы и задачи, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. В конце задания должны быть вопросы и упражнения, позволяющие проверить способности обучающихся применять полученные знания в новой или измененной ситуации [9. C.65].

Помимо этого, эффективность тестового контроля можно оценить с точки зрения соответствия уровня его трудности уровню подготовленности тестируемых в данный момент испытуемых. Эффективность тестов может зависеть от формы. Нарушение тестовой формы всегда приводит к худшему выражению содержания и к худшему пониманию смысла задания испытуемыми.

Проверять, оценивать, контролировать знания обучающихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их обучение. Если рассматривать контроль обученности учащихся во времени, то его следует разделить на

а) предварительный, б) текущий, в) тематический, г) итоговый.

По мнению И.А. Караваевой, тестовая методика, опираясь на закономерности процесса становления грамматических навыков, а также ключевые стадии изучения языкового материала, способствует эффективному формированию грамматической компетенции. Данный процесс включает три этапа (ознакомительно-тренировочный, речевой, контроля степени сформированности), достижение целей которых обеспечивается различными тестовыми заданиями [10. C. 18].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в данное время тесты находят особенно широкое применение при освоении грамматического материала, а также являются средством определения сформированности грамматической компетенции. Данный вид контроля уровня сформированности грамматической компетенции обучающихся является экономичным по времени, предоставляет возможность одновременно проверить подготовленность каждого обучающегося, отличается индивидуальный характером выполнения заданий, обеспечивает дифференциацию и систематизацию изучаемого материала, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, эффективно развивает логическое мышление, приучает к точности в ответах, что является немаловажным компонентом в связи с введением обязательного прохождения выпускниками итоговой аттестации. Следовательно, применение тестов будет способствовать совершенствованию, интенсификации и результативности обучения грамматике английского языка, а также формированию грамматической компетенции обучающихся.

Библиографический список

1. Гез Н.И. Некоторые вопросы теории урока иностранного языка// Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А.2002.

2. Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе - №2. 1998.

3. Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Языковой тест: проблемы педагогических измерений // Иностр. языки в школе, 2006. №5.

4. Ильиных Н.А. Тестирование в обучении иностранным языкам (из опыта работы) // Обучение иностранным языкам. Межвузовский сборник научных статей. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001.

5. Миролюбов А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. -Метод, пособие / Под. ред. А.А. Миролюбова. Обнинск : Титул , 2001.

6. Денисова Л.Г., Симкин В.Н. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам // Иностранные языки в школе. №2 1995.

7. Рябцева Е. В. Промежуточный тестовый контроль в дистанционном обучении иностранному языку (на материале английского языка). Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2002.

8. Фоменко Т.М. Тестирование лексических и грамматических навыков владения иностранным языком // Первое сентября. 2006. № 18.

9. Шадриков В.Д., Розина Н.М. Централизованное тестирование: состояние и перспективы // Высшее образование в России, 2000, №1.

10. Караваева И.А. Валидность педагогических тестовых измерителей как средство повышения объективности контроля обученности // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Ижевск., 2003.

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.