Тест по орфоэпии
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Сальский индустриальный техникум»
Конкурсная работа
«Тест по орфоэпии»
Автор: Грошева Людмила Николаевна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РО «Сальский индустриальный техникум»,
Ростовская область.
г. Сальск.
2019 г.
Содержание
1. Вводная часть
2. Инструкция к заданиям и правильные ответы
3. Тесты по орфоэпии
Вводная часть
Звучащая речь (устная речь) является основой существования языка, особенностью которой является то, что она создается в процессе говорения. Характеризуется звучащая речь неподготовленностью, быстротой порождения, поэтому она не всегда правильна. Недаром русский народ использует поговорку: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
В процессе устного общения происходит слуховое и зрительное восприятие речи собеседника. Персидский поэт и мыслитель XIII века Саади писал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
В Сальском индустриальном техникуме ведется подготовка студентов по специальностям: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), «Компьютерные системы и комплексы», «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)».
Студентам указанных специальностей предстоит вступать после окончания учебного заведения в речевое взаимодействие с другими людьми. Соблюдение орфоэпических норм - важная составляющая культуры речи. Правильная речь – показатель уровня квалификации специалиста и общей грамотности человека.
Преподаватели русского языка несут определенную ответственность за речевую подготовку специалистов.
Таким образом, совокупность перечисленных факторов доказывает актуальность разработки контрольно – измерительных материалов» (тестов) по дисциплине «Русский язык» по теме «Орфоэпия» для студентов первого курса всех реализуемых в техникуме специальностей.
Цель работы – сформировать у студентов умения произносительных и акцентологических норм русского языка.
Структура работы: вводная часть, инструкция и тесты в четырех вариантах, правильные ответы, список использованной литературы.
Инструкция по выполнению теста по теме «Орфоэпия»
Тест по теме «Орфоэпия» предназначен для студентов первого курса профессиональных образовательных учреждений, изучающих русский язык.
Тест может быть использован на уроках текущего, промежуточного и обобщающего контроля по данной теме и при организации обобщающего повторения.
В конкурсную работу включены тесты по четырем вариантам, в каждом варианте по двадцать вопросов. Время выполнения теста - 25 минут. Количество правильных ответов - один.
Критерии оценки:
18-20 правильных ответов – оценка «отлично».
15-17 правильных ответов – оценка «хорошо».
11-14- правильных ответов – оценка «удовлетворительно».
Менее 11 правильных ответов – оценка «неудовлетворительно».
Ключ правильных ответов
1 вариант
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
орфоэпия | г | г | а | а | 1 | 1 | 1в,2а,3г,4б | 1 | 1 | банщик | просьба | 5 | 3 | 1 | 4 | 4 | 3 | г | в |
2 вариант
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
орфоэпическими | а | в | в | творог, атлас, иначе, маркетинг | 1 | 2 | 1а,2в,3г,4б | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 5 | 2 | 5 | 4 | 4 | б | г |
3 вариант
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
акцентология | а | а | б | б | 1 | 3 | 1г,2в,3б,4а | 1 | 1 | кровельщик | пятнадцатый | 2 | 1 | 3 | 3 | 6 | 3 | в | б |
4 вариант
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
ударение | г | в | б | а | 1 | 3 | 1б,2а,3в,4г | 2 | 1 | помощник | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | а | 1 | 4 | 4 |
Тест по теме «Орфоэпия»
Вариант 1
1. Это совокупность норм и правил произношения звуков и их сочетаний в литературном языке называется _________________. Вписать ответ.
2. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог:
А) досуг, квартал, столяр
Б) монолог, диалог, эпилог
В) включит, вручит, звонит
Г) иксы, краны, поручни
3. В каком ряду слов ударение падает на второй слог.
А) дремота, донельзя, жалюзи
Б) балованный, брошенный, красивее
В) исчерпать, озлобить, углубить
Г) откупорил, цепочка, ходатайство
4. В каком ряду слов ударение падает на третий слог
А) насорит, заперта, прибыла
Б) диспансер, добрала, доверху
В) кренится, окружит, отбыла
Г) алфавит, асимметрия, банты
5. Выберите ряд, в котором каждое слово имеет вариативное произношение.
А) творог, мышление, иначе
Б) начал, атлас, казаки
В) замок, лила, острота
Г) джинсовый, оптовый, маркетинг
6. Укажите номер предложения, где есть слово, в которых смена ударений изменит значение слова:
1. Хлопок раздался среди полной тишины.
2. Войско короля отважно защищало крепость.
3. Гостю был оказан сердечный прием.
4. Дождь хлынул неожиданно.
7. Укажите, в каком столбике дано неверное утверждение.
1. Во всех словах произношение ШТ | 2.Во всех словах произношение ЧТ |
Что-нибудь, что, ничто, нечто, кое-что | мачта, мечта, почта, чтение |
8. Соотнесите предложения и наличие в них соответствующих звуков речи.
Предложения | Звуки речи |
1. Летели лебеди и лебедята. 2. Не трудиться, так и хлеба не добиться. 3. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. 4. Ложка дёгтя в бочку мёда. | А) в предложении 9 мягких согласных звуков и один твердый согласный звук Б) в предложении в одном слове твердый согласный звук, находясь перед мягким согласным, становится мягким при произношении. В) в предложении только один твердый согласный звук. Г) в предложении четыре звука [ш] Д) в предложении все слова с твердыми согласными. |
9. Укажите номер слова, в котором нарушена норма произношения.
1. [рэ]марка
2. приняла′
3. коне[шн]о
4. пиро[к]
5. при′нял гостей
10. Прочитайте высказывание Н.В. Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи». Какой номер транскрипции слова «подарок» правильный?
1. [пада′рак]
2. [падарок]
3. [подарк]
4. [подарак]
11. Определите слово, в которых мягкий знак не пишется:
Артел?щик, бан?щик, клоч?я, бол?ше, читат?
12.Определите слово, в которых происходит озвончение согласных звуков.
Просьба, ковкий, лебедка, наказ, пруд.
13. Укажите номер слова, в которых звуков больше, чем букв.
1. ложь
2. свет
3. братство
4. солнце
5. юноша
14.Отметьте номер слова, в котором на месте пропуска произносится Ё.
1. аф..ра.
2. бл..ф
3. грав..р
4. оп..ка
5. быти..
15. Укажите номер слова, в котором есть непарный мягкий согласный.
1. счастье
2. соль
3. путь
4. весна
5. брызги
16. Укажите номер слова, в котором согласный звук перед Е произносится твердо.
1. термин
2. дефис
3. морфемика
4. фонетика
5. теория
17. Укажите в предложении количество слов с сочетанием ЧН, в которых написание не совпадает с произношением.
Войдя в класс, Авдотья Никитична достала из сумки очечник горчичного цвета и начала писать задачу.
18. Определите номер ошибочного варианта произношения слова.
1. сзади
2. грейпфрут
3. гребсти
4. двуглавый
5. двукратный
19. Буква Ы пишется в слове:
А) меж..нститутский
Б) сверх..нтересный
В) спорт..нвентарь
Г) без..нтересный
20. Буква И пишется в слове:
А) пред..стория
Б) раз..грать
В) пан..сламизм
Г) раз..скать
Тест по теме «Орфоэпия»
Вариант 2
1. Это правила произношения в соответствии со сложившимися традициями и фонетическими законами, принятыми в обществе называются _________________ нормами. Вписать ответ.
2. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог.
А) агент, банты, верба
Б) тотчас, статуя, приняла
В) убрала, отозвала, поняла
Г) обеспечение, издревле, свекла
3. В каком ряду слов ударение падает на второй слог.
А) километр, квартал, сироты
Б) договор, досуг, жалюзи
В) партер, корысть, призыв
Г) сняла, гнала, заняла
4. В каком ряду слов ударение падает на третий слог.
А) таможня, отрочество, знамение
Б) согнутый, начавший, начатый
В) прибыла, принялась, назвалась
Г) положил, позвонил, влилась
5. Выберите из каждого ряда слово, которое имеет вариативное произношение.
А) творог, центнер, лыжня
Б) ненависть, сироты, атлас
В) иначе, каталог, центнер
Г) маркетинг, партер, портфель
6. Укажите номер предложения, где есть слово, в котором смена ударений изменит значение слова:
1. В древнейших мифологических представлениях беспорядочная материя называлась хаосом.
2. Холодное выдалось лето.
3. Я доказал теорему.
4. Шумная ватага детей пробежала под окнами.
7. Укажите столбик с неправильным утверждением.
1. Во всех словах произношение ШН | 2. Во всех словах произношение ЧН |
Нарочно, пустячный, прачечная, горчичник, скучно. | Точный, цветочный, Кузьминична, солнечный, ёлочный |
8. Соотнесите предложения и наличие в них звуков речи.
Предложения | Звуки речи |
1. Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят - я снова счастлив, молод. (А.С.Пушкин) 2. Всего в обозе было шестнадцать человек. 3. Посеяно с лукошко, так и вырастет немножко. 4. Цирк – это волшебство, сказка! | А) в предложении три слова с глухим согласным на конце, одно слово с глухим согласным в середине. Б) в предложении все согласные твердые. В) в предложении одно слово с непроизносимой согласной Г) в предложении слово с глухой согласной не меняется при произношении. Д) в предложении все согласные мягкие. |
9. Укажите номер слова, в котором нарушена норма произношения.
1. му[зэ]й
2. [с′э]ссия
3. пру[т]
4. [т′э]рмин
5. [тэ]ннис
10. Прочитайте высказывание Н.В. Гоголя о русском языке: «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и звонких». Какой номер транскрипции слова « есть» правильный?
1. [й’эст’]
2. [й’ест’]
3. [й’ест]
4. [йест′]
11. Определите количество слов, в которых мягкий знак не пишется:
Гон?щик, жен?щина, кровел?щик, фонар?щик, мощ?ный.
12. Определите количество слов, в которых происходит оглушение согласных звуков:
Тележка, повозка, кнут, град, нисходить, низкий.
13. Укажите номер слова, в которых звуков меньше, чем букв.
1. читатель
2. яблоко
3. шелк
4. цветы
5. смех
14. Отметьте номер слова, в котором на месте пропуска произносится Е.
1. лосос..вый
2. никч..мный
3. новорожд..нный
4. ос..тр
5. п..карь
15. Укажите номер слова, в котором есть непарные звонкие (сонорные) звуки.
1. кофе
2. сон
3. азбука
4. обувь
5. задача
16. Указать номер слова, в котором согласный звук перед Е произносится мягко.
1. дельта
2. свитер
3. пюре
4. тембр
5. компресс
17. Укажите в предложении количество слов с сочетанием ЧН, в которых написание не совпадает с произношением.
В одном скворечнике сидели две синицы и клевали копеечный корм, насыпанный булочником Игнатом. К скворечнику подлетели четыре воробья…
18. Определите ошибочный вариант произношения.
1. дуршлаг
2. интриган
3. инцидент
4. конфорка
5. обертка
19. Буква И пишется в слове.
А) без..мянный
Б) сверх..нтересный
В) пре..стория
Г) без..дейный
20. Буква Ы не пишется в слове:
А) пред..стория
Б) раз..грать
В) раз..скать
Г) меж..нститутский
Тест по теме «Орфоэпия»
Вариант 3
1. Этот раздел науки о языке, изучающий нормы ударения называется ___________________. Вписать ответ.
2. В каких рядах во всех словах ударение падает на первый слог:
А) вовремя, затемно, исстари
Б) обеспечение, центнер, новости
В) убрала, отозвала, поняла
Г) столяр, издревле, свекла
3. В каких рядах во всех словах ударение падает на второй слог.
А) щавель, таможня, сироты
Б) убрала, перезвонит, взяла
В) партер, средства, призыв
Г) сняла, гнала, создала
4. В каких рядах во всех словах ударение падает на третий слог.
А) откупорил, оклеил, одолжил
Б) укрепит, накренит, наделит
В) прибыла, принялась, черпать
Г) щелкать, позвонить, облегчить
5. Выберите ряд слов, который имеет вариативное произношение.
А) центнер, лыжня, зима
Б) тефтели, стартер, баржа
В) петля, каталог, центнер
Г) столяр, эксперт, портфель
6. Укажите номер предложения, где есть слово, в котором смена ударений изменит значение слов:
1. Вот и солнце село.
2. Мы возвращались поздно.
3. К обеду стало жарко.
4. Урожай уродился богатый.
7. Определите слово, в котором при произношении не выпадает согласный звук Т:
1. влас..ный
2. гиган..ский
3. словес..ный
4. доблес..ный
5. прелес..ный
8. Соотнесите предложения и наличие в них звуков речи.
Предложения | Звуки речи |
1. Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! (Н.Гоголь) 2. Заросли сирени с двух сторон балконной двери прогнулись под снежком. (А.Н.Толстой) 3. Никита свистнул три раза. (А.Н.Толстой) 4. Снег сиял и хрустел. (А.Н.Толстой) | А) в предложении одно слово с глухим согласным на конце. Б) в предложении одно слово с непроизносимой согласной. В) в предложении одно слово с глухим согласным в середине. Г) в предложении 6 сонорных согласных. Д) в предложении все слова с глухими согласными. |
9. Укажите номер слова, в котором нарушена норма произношения.
1. анти[те]за
2. паш[т′э]т
3. ши[н′е]ль
4. [ т′е]рмин
5. ко[ф′э]
10. Прочитайте высказывание К.Паустовского о русском языке: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Какой номер транскрипции слова «любовь» правильный?
1. [л'убоф']
2. [л'юбов']
3. [л'юбоф']
4. [л'убоф]
11. Определите слово, в котором мягкий знак пишется.
Кровел?щик, бан?щик, пер?чик, бан?тик, обман?щик.
12. Определите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков.
Заплыв, присяга, пятнадцатый, сосна, ясность.
13. Укажите номер слова, в которых звуков больше, чем букв.
1. чудо
2. яблоко
3. шелк
4. цветы
5. диван
14. В каком слове ударение поставлено неправильно.
1. По′няла.
2. Звони′т.
3. Афе′ра
4. Обеспе′чение
5. По′хороны
15. Укажите номер слова, в котором есть непарный мягкий согласный звук.
1. кофе
2. сон
3. йогурт
4. кухня
5. задание
16. Укажите номер слова, в котором все согласные звуки глухие:
1. арфа
2. экватор
3. сушь
4. стена
5. семья
17. Укажите в предложении количество слов с сочетанием ЧН, в которых написание не совпадает с произношением.
«Нарочно опять подобрала трудную задачу, - буркнул Семен в сторону учительницы. - На прошлом уроке мы делили поровну яичницу и пшеничный хлеб, считали подсвечники и подсолнечники…». - «Зато никому не скучно!» - заметил Денис.
18. Определите ошибочный вариант произношения слова.
1. летосчисление
2. поскользнуться
3. будующий
4. почерк
5. постричься
6. яства
19. Буква З пишется в слове.
А) бе..полезный
Б) ра..чертить
В) ра..дать
Г) бе..просветный
20. Буква С пишется в слове.
А) чре..вычайный
Б) бе..принципный
В) ра..бушеваться
Г) ра..гадать
Тест по теме «Орфоэпия»
Вариант 4
1. Произношение одного из слогов с большой силой называется _____________. Вписать ответ.
2. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог.
А) права, весела, дешева
Б) заговор, колокол, шарфы
В) желтеть, нечто, горы
Г) торты, шорты, каталог
3. В каком ряду слов ударение падает на второй слог.
А) аббат, абзац, авантюра
Б) аналог, бадья, баловень
В) рвала, брала, гнала
Г) отдав, взяв, убрав
4. В каком ряду слов ударение падает на третий слог.
А) занял, заняла, заняло
Б) облегчит, исключит, одолжит
В) проклятый, проливной, пролитый
Г) начать, украинский, щекотно
5. Выберите ряд слов, которые имеют вариативное произношение.
А) одновременно, пиццерия, кулинария
Б) центнер, ненависть, сироты
В) каталог, некролог, монолог
Г) недуг, партер, портфель
6. Укажите номер предложения, где есть слово, в которых смена ударений изменит значение слова:
1. Раскинулось село родное.
2. Век живи – век учись.
3. Земля кругла – на ней не скроешь тайны.
4. Во дворе никого нет.
7. Определите номер слова, в котором при произношении выпадает согласный звук Т:
1. вкус..ный
2. чудес..ный
3. лес..ный
4. интерес..ный
5. кос..ный (отсталый)
8. Соотнесите предложения и наличие в них звуков речи.
Предложения | Звуки речи |
1. Сейчас апрель - медлительная весна, с последними клочьями тающего снега, с разъедающими его туманами. 2.Местность безлюдна. 3.Деревеньки малые, с серыми избами. 4.Черные балки уныло торчат, пахнет гарью. | А) в предложении одно слово с непроизносимой согласной. Б) в предложении два слова, в которых количество букв и звуков совпадает, два слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. В) в предложении одно слово, в котором все согласные мягкие. Г) в предложении одно слово, в котором пишется Е, а произносится О. Д) в предложении все слова с мягкими согласными. |
9. Укажите номер слова, в котором нарушена норма произношения.
1. анти[тэ]за
2. паш[тэ]т
3. ши[н′э]ль
4. [т′э]рмин
5. пар[тэ]р
10. Прочитайте высказывание И.С.Тургенева о русском языке: «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Какой номер транскрипции слова «святыню» правильный?
1. [св'итын'у]
2. [св’итын’ю]
3. [свитын’у]
4. [св’итыну]
11. Определите слово, в котором мягкий знак не пишется:
Можеш?, в?ется, помощ?ник, шампин?он, настеж?
12. Укажите номер слова, в котором звуков меньше, чем букв.
1.решето
2. яблоко
3. щель
4. малыш
5.смех
13. Определите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков.
1. пчелка
2. молотьба
3. озеро
4. сойка
5. дрозд
14. В каком слове ударение поставлено неправильно.
1. включи′т
2. добрала′
3. красивее′
4. снята′
5. цепо′чка
15. Укажите номер слова, в котором Е указывает на мягкость предшествующего согласного.
1. лесной
2. еловый
3. жернова
4. ценный
5. шествие
16. Указать номер слова, в которых согласный звук перед Е произносится твердо:
1. денщик
2. лейбл
3. академия
4. тема
5. теорема
17. Укажите, в каком предложении дан неправильный вариант ударения.
А) Карлсон сказал: «А мы тут плюшками ба′луемся».
Б) Перед ним стоял салат с кедро′выми орешками и пиала′ с чаем.
В) «Мама, завяжи нам, пожалуйста, ша′рфы», - попросили близнецы.
Г) На празднике мы попробовали вкусные то′рты.
18. Определите ошибочный вариант произношения слова.
1. явства
2. участвовать
3. шествовать
4. чрезвычайно
5. компрометировать
19. Буква Ы не пишется в слове.
1. сверх..збалованный
2. из..скатель
3. пред..дущий
4. пост..нфарктный
20. Буква С пишется в слове.
1. бе..заветный
2. чре..вычайный
3. бе..умный
4. ра..черченный
Список использованной литературы
1. Воителева Т.М. Русский язык (базовый уровень): Учебник для 10 класса. - М. ИЦ «Академия» ,2017. - с. 71-75
2. Горбацевич О.Е., Ратько Т.В. Русский язык: общеобразовательная подготовка: учебное пособие для колледжей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – с. 4-18
3. Орфоэпический словарь русского языка для школьников./Сост. О.А. Михайлова. - Екатеринбург: У – Фактория, 2003 – 416 с.
4. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие, 2013. - с. 33-43
5. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. Е.В.Сергеевой, В.Д.Черняк. - М.: КНОРУС, 2019. - с. 6-16