Статья «Толерантность как обязательное условие успешности развития школьников с ослабленным здоровьем на уроках физкультуры»

2
0
Материал опубликован 25 September 2020

«Толерантность как обязательное условие успешности развития школьников с ослабленным здоровьем на уроках физкультуры»


Епишкина Вилена Николаевна, учитель физической культуры, МАОУ СОШ №9, Иркутская обл., г.Усть-Илимск.


«История человечества тянется на протяжении веков,

но главный урок в ней – взаимная терпимость».

Эмиль Золя

Проблема воспитания толерантности, на сегодняшний день, актуальна, особенно в школе, когда на этом этапе формируются социокультурные связи между определённым количеством детей в классе, в школе, с разными интеллектуальными способностями, материальным благополучием, особенностями здоровья, психического и физического, уровнем культурного развития и национальностей.

Особое внимание обращается на воспитание толерантного отношения друг к другу в подростковом возрасте, когда возникают психофизиологические и психические изменения в организме подростка.

Прежде, чем говорить о проблеме воспитания толерантности у подростков и учителей, необходимо чётко понимать определение данного понятия и его видов.

Толерантность (от лат. «tolerantia») – терпение, переносимость, снисходительность. (1, с. 3). Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций и рассматривается в контексте, как признание, принятие, понимание.

Существует несколько видов толерантности: политическая, административная, этническая и педагогическая, которая является основой при межличностном общении учителя и детей, особенно с ослабленным здоровьем, которая имеет прямое отношение к успешности развития личности учащегося.

Школа является тем социумом, который оказывает наиболее мощное влияние на воспитание толерантности у школьника. Все участники педагогического процесса – учитель, учащиеся, родители влияют на успешность его формирования, хотя, конечно, на уроках атмосферу толерантности создаёт учитель.

В последние годы заметна возрастающая тенденция детей с ослабленным здоровьем. К таким детям применим термин «часто болеющие дети» (далее ЧБД). Это дети с нарушением осанки, ослабленной сердечно-сосудистой системой, дыхательной системой, нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Гиподинамия также отрицательно сказывается на здоровье таких детей. Поэтому, учитывая группы здоровья, дети занимаются не только в основной группе, но и в подготовительной медицинской группе и специальной. Врачебно-педагогический контроль, педагогическое наблюдение, подготовка к уроку, - всё это учитывается учителем, но, важно найти особый подход к таким детям, уделить внимание и найти контакт, для того чтобы школьник с ослабленным здоровьем нашёл своё место в школьном коллективе и извлекал максимум пользы от уроков.

Педагогические наблюдения показывают, что дети, отнесённые к группе ЧБД, не уверены в своих силах, неловки и застенчивы, возбудимы и тревожны. Причины разные: перенесенные острые инфекционные заболевания, нарушение гигиенических условий сна и отдыха, неуверенность в своих силах, чрезмерная опека родителей. Учитель на уроке физической культуры должен давать не только посильную физическую нагрузку, но и создать условия для добровольного активного включения ученика в урок. Учитель обязан знать не только группу здоровья ребёнка, но и индивидуальные отклонения от нормы, и причину, вызвавшую это отклонение.

Доверительные отношения учащегося к учителю – важный этап эффективности урока, правильности выполнения упражнения, успешной физической реабилитации после перенесённого заболевания. Воспитание дружбы, взаимопонимания и поддержки в классе, командного духа и честной борьбы, вот, что особенно важно для учащихся с ослабленным здоровьем.

Толерантная позиция на уроках физкультуры формируется долго и кропотливо. Учитель должен выработать индивидуальную стратегию отношений с каждым учеником, которая даст свои положительные результаты, если учитывать педагогические принципы в работе: принцип межпредметного взаимодействия, преемственности, активности и принцип учёта субъективного опыта.

Принцип межпредметного взаимодействия предполагает изложение материала учителя с опорой на имеющиеся знания ученика по другим предметам, их жизненного опыта. Принцип преемственности предполагает осмысление пройденного материала на более высоком уровне, использование знаний учащимися на более высоком уровне. Принцип активности говорит о применении знаний учеником и активное использование этих знаний в других ситуациях, а принцип учёта субъективного опыта способствует внутренней независимости учащегося.

Учителю важно применять различные методы воспитания: метод убеждения, упражнения, оценки и самооценки, формировать у детей основной группы чувство такта, активного слушания другого, открытости, принятие детей с ослабленным здоровьем для установления партнёрских отношений и применения позиции сотрудничества.

При организации уроков с детьми, относящимся к группе ЧБД необходимо применять индивидуальный подход, соблюдать особую умеренность в подборе упражнений и их дозировке, использовать принцип постепенности после перенесённого заболевания учащимся, постепенное привлечение малоподвижных и застенчивых детей к выполнению физических упражнений, не считая данных детей слабыми и не способными выполнить программу.

Формы уроков, способствующие воспитанию толерантного отношения между взрослыми и детьми разнообразны: праздники и досуги, командные игры, включение детей в дополнительные секции и факультативы, индивидуальная работа.

Учитель должен понимать, что, обеспечивая психологическую защищённость ребёнка, он повышает его успешность отношений в микрогруппе, классе. Только обеспечивая реализацию возможностей каждого, утверждая его достоинство, признание товарищами, создавая ситуации успеха можно решить проблему адаптации и успешности детей с ослабленным здоровьем.

Толерантность на уроках физкультуры предполагает следующее взаимодействие учащегося и учителя: диалог и сотрудничество. Диалог предполагает эмоциональный контакт, который позволяет учащемуся видеть себя через высокий уровень эмпатии учителя, готовности принять его таким, какой он есть. Сотрудничество подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное её планирование и реализация с возможностями каждого участника процесса обучения. В условиях контактности, доброжелательности, отсутствия тревожности и терпения, доверительности и социальной активности можно говорить о «свободе» учащегося, ведь он сам сможет ставить себе цели и добиваться их с помощью учителя.

Опыт работы показывает, что хороший эффект в развитии успешности детей ЧБД дают публичные выступления на уроках физкультуры, работа в парах, тройках, взаимопроверки и групповое составление вопросов, творческое выполнение заданий, командные игры и выполнение индивидуальных поручений таких детей.

Мы должны понимать, что формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, где важнейшим институтом социализации наряду с семьёй является образование.

Таким образом, развитие толерантного отношения к детям с ослабленным здоровьем – это фундамент их будущей уверенности и успешности.



Список литературы:

Бобинова С.Б «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста» // Имидж №1, 2012.

Воротилкина И.М. «Развитие самостоятельности детей и учащейся молодёжи в двигательной деятельности» // Психология обучения №8, 2011.

Клюпцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. Учебное пособие для вузов. М.:, 2014г.

Асмолов А. «Историческая культура и педагогика толерантности». Мемориал. – 2001. -№24.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации