12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончарова Жанна Викторовна74
Россия, Воронежская обл., Воронеж
0

Статья «Тьюторство как образ мышления педагога-предметника»

Начинать создавать новое - всегда трудно. Тем более – если есть старое, которое хорошо зарекомендовало себя не одним десятком лет практики и даёт хороший стабильный результат. Однако российская современная школа, переходя на новый федеральный государственный образовательный стандарт, требует перестройки всей системы образовательного процесса в комплексе и на всех уровнях: организационно-методическом, педагогическом, материально-техническом, нормативно-правовом. Знанивая парадигма сменяется системно-деятельностной, компетентностной; ориентирами образования становятся метапредметные, личностные и предметные результаты обучения.

Для решения предъявляемых вызовов, в школах намечается тенденция к открытости и вариативности образования, увеличение доли дополнительного и неформального обучения в образовательном процессе. Учитель конкретной школы перестает быть единственным источником знаний, (при высокой доступности Интернет-ресурсов он не выдерживает конкуренции), основная его задача – стать для ученика проводником в столь насыщенном образовательном море. А зачастую – маяком, что бы ученик это море открыл для себя. Таковыми становятся педагоги, обладающие тьюторской позицией и реализующие принцип индивидуализации на практике. Организуя работу, педагог больше ориентируется на психофизиологические особенности школьника (тип восприятия информации, специфику обучения определенного психологического типа, и др.), учитывает индивидуальные образовательные приоритеты и цели каждого учащегося, формируя тем самым культуру выбора, самостоятельность и ответственность за свою образовательную траекторию.

Согласно глоссарию ФГОС «Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий» [1].

Следует отметить, что тьютор (наставник) не определяет за учащегося его приоритетные учебные задачи. Он задает вектор для развития образовательного потенциала, помогает ученику верно определить путь его обучения и сопровождает деятельность обучающегося.

Разница в позициях учителя и тьютора достаточно очевидна: первый имеет своей целью дать знание, учить и обучать; тьютор же создает образовательную среду, благоприятную для индивидуального участия, он ориентирует учащегося в том образовательном пространстве, которое уже существует и которое может быть создано и реализовано самим учеником.

К отличительным характеристикам педагога-профессионала, обладающего пьюторской позицией, относятся:

1)аналитико-рефлексивные способности: структурирование пробле­мы саморазвития учащихся; помощь учащемуся в его самоанализе, в само­стоятельном разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы; анализ индивидуальные особенности учащегося и возможности устранения его неуспешности; участие в жизнедеятельности ученического сообщества и видеть пути его сплоче­ния; критическое и конструктивное осмысление своего опыта и опыт кол­лег в целях развития школьного сообщества; владение рефлексивны­ми методами и приемами психотерапевтической работы.

2)коммуникативные способности: умение слушать других и доносить информацию и свою позицию в доступной для аудитории форме; общаться с подростками и взрослыми на по­зициях диалога, уважения, терпимости (при несогласии), эмпатии; спокойно разрешать конфликты, используя принцип «оба правы» в спорных вопросах; строить взаимодействие на основе договорных отношений; воспринимать деятельность учащихся и коллег в том смыс­ле, в каком они ее осмысливают сами; содействовать сотрудниче­ству во взаимоотношениях разных уровней («учитель-родитель», «учитель-ученик», «родитель-ребенок», «учитель-воспитатель»); корректно строить взаимодействие с «проблемными» категориями учащихся.

3)организаторские способности: участие в реализации зап­ланированной деятельности; прогнозирование перспективы индивидуальной и коллективной деятельности; нахождение наилучших способы рабо­ты и доведение дело до результата; поддержка и объеди­нение интересов разных людей в интересах общего дела; помощь учащимся и коллегам в обеспечении эффективной организации обще­ственно значимой деятельности; при необходимость брать ответ­ственность на себя, если того требует ситуация.

прогностические способности: определение возможных точек личностного роста подростка; предвидение результатов педагогичес­ких ситуаций; умение выстраивать динамику развития ученического со­общества и воспитательного действия; прогноз перспекти­вы деятельности учащегося и его личностный рост.

Такие педагоги были всегда, к ним тянуться ученики, их уважают коллеги, родители облегченно вздыхают, если он становиться классным руководителем их чада. В современной школе таким педагогам предлагают стать тьютором, реализующим принцип индивидуализации через предмет.

Культура выбора, осознанный запрос школьника на собственное образование, а вместе с ними и способность взять на себя ответственность за свои образовательный потенциал – чрезвычайно важная задача. Одним из возможных путей является маршрутизация предметного обучения позволяющая реализовать принцип индивидуализации в конкретном предмете.

Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у школьников самоценности образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Переход ученика на индивидуальную образовательную программу в предмете предусматривает оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу;

желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;

согласие родителей.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:

Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Наряду с посещением уроков по выбранной теме (модулю) в своем классе, может быть организовано классное обучение в другом классе или в другой школе.

Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.

Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.

Практика. Важной формой организации индивидуализации обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях, обеспечивая краткосрочные профессиональные и деятельностные пробы.

Материалы для формирования и прохождения учеником индивидуального образовательного маршрута в предмете входят в комплект дидактических материалов цикла уроков (вместе с учебными пособиями, заданиями к уроку, КИМами). Логика структуры ИОМ выстраивается в соответствии с содержанием знаний, в которые должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно или путем организации самостоятельных поисков (сравни и оцени несколько способов, выбери наиболее рациональный и тд.). Учитель заранее дает общее описание содержания и основных требований к образовательным результатам по итогам определенного цикла занятий, и учащемуся предлагается спроектировать свое движение в данной теме: выбрать формы работы, форму контроля усвоения информации и предъявить свой индивидуальный маршрут. На следующем этапе учитель сокоординирует индивидуальные маршруты учащихся, помогает организовать группы, с общими узлами пересечения в изучении темы, способствует самостоятельному изучению темы и т.д. – обеспечивает единое образовательное пространство урока. Такая форма работы обогащает ресурсное поле каждого ребенка через видение других возможностей, которые возникают при взаимодействии с каждым одноклассником. Далее учащиеся проживают цикл уроков: изучение, применение полученных знаний, контроль освоения, рефлексия деятельности.

Ключевыми характеристиками урока, на котором реализуется принцип индивидуализации посредством маршрутного обучения являются [4]:

Возможность выбора способов работы с учебными заданиями, различающимися типом, видом и формой;

На уроках должен использоваться специальный дидактический материал, позволяющий выявить индивидуальную познавательную избирательность к проработке учебной программы; её устойчивость на разных этапах обучения

Учитель, как непосредственный организатор образовательного процесса должен владеть технологией педагогического наблюдения и осуществлять её на уроке.

Исходя из вышеизложенного , любой учитель, любящий свой предмет и учеников, обладающий гибкостью мышления и методическим складом ума, способен переструктурировать содержание уроков таким образом, что бы они обеспечивали обучающемуся позицию субъекта выбора и обеспечивали педагогическую поддержку в его самоопределении и самореализации.

 

Источники:

1. Семибоков Д. А. Тьюторство, как новая ступень сотрудничества между обучающимся и педагогом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 3. – С. 71–75. – URL: http://e- koncept.ru/2015/65265.htm .

2. Ковалёва Т.М., «Новые ресурсы дидактики для современной школы», // Научно-методический электронный журнал «Новые стратегии образования». - URL: http://xn- clarjr.xn-plai/wp-content/uploads/2015/05/kovaleva_Nish-1/2015pdf /

3. «Построение индивидуальной траектории развития ребенка» / Сборник научно-методических и инструктивных материалов под ред. Суртубаевой Д.А. – Караганда: РИО Карагандинского ИПК и ПГСРО. – 2009. – 57 с.

4. Носова Е.П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Т. 14. Народное образование. Педагогика - № 91/2009 – Стр. 138 – 143.

5. Дидактическое и нормативно-организационное обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся 2-11 классов при реализации ФГОС нового поколения// Рабочие материал межрегионального дистанционного курса , - Москва, 2016

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.