12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Парилов Максим Алексеевич63 Преподаватель общественных дисциплин Россия, Иркутская обл., Братск Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. » |
Учебное пособие «Обществознание в схемах и таблицах»
Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Братский педагогический колледж»
М.А. Парилов
Рецензент:
Кунжаров Е.М. кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ГОУ ВПО «Братский государственный университет»
Учебное пособие
«Обществознание в схемах и таблицах»Братск 2016
Содержание:
Введение.
Раздел 1. Начала философских знаний о человеке и обществе.
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.
Раздел 3. Экономика.
Раздел 4. Социальные отношения.
Раздел 5. Политика как общественное явление.
Раздел 6. Право.
Использованная литература.
Введение.
Учебное пособие «Обществознание в схемах и таблицах» составлено в соответствии рабочей программой учебной дисциплины «Обществознание», разработанной на основе ФГОС по специальностям среднего профессионального образования.
Основу учебного пособия составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Особенностью данного учебного пособия является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание учебного пособия направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Высокая степень обобщенности содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы и схемы. Их применение при изучении обществознания делает трудный материал более доступным для восприятия обучающихся, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта.
К тому же у обучающихся юношеского возраста отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий разной степени сложности и обобщенности. В настоящем пособии представлены варианты таблиц и схем, адекватные обязательному минимуму содержания обществоведческого образования среднего (полного) общего образования базового уровня.
Материал пособия изложен в соответствии с разделами рабочей программы учебной дисциплины «Обществознание». Таблицы и схемы раскрывают самые значимые вопросы дисциплины обществознания, которые представляют сложность в освоении обучающимися.
Пособие позволит преподавателю отобрать на занятие те виды условной наглядности, которые по его усмотрению сделают учебный процесс более результативными, а обучающимся – более эффективно подготовиться к текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Учебное пособие создаёт условия для существенного углубления обществоведческих знаний; развития мышления и формирования умений обучающихся получать и осмысливать социальную информацию; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; помогает сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Учебное пособие является дополнением к учебнику «Обществознание», обеспечивает практическую направленность обучения.
Раздел 1. Начала философских знаний о человеке и обществе.
Социальные науки.
Науки, изучающие общество.
Науки, изучающие человека.
НАУКА | КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ |
1) анатомия | наука о строении организма |
2) педагогика | наука о воспитании и обучении |
3) философия | наука ос наиболее общих законах развития природы, общества и сознания |
4) социология | наука об обществе, отношениях людей и групп в нём |
5) физиология | наука о функциях, отправлениях организма |
6) антропология | наука о биологической природе человека |
7) психология | наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности |
8) биохимия | наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества |
Взгляды на происхождение человека
Религиозная | Теория | Естественнонаучные | |
Ч. Дарвин | Ф. Энгельс | ||
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке | Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа | Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими | Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности |
История воззрений на общество.
Мифологическое мировоззрение;
Философское мировоззрение:
-
-
-
-
-
-
Аристотель;
Фома Аквинский;
Эпикур;
Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Оуэн
-
-
-
-
-
Социология с 19 в. О.Конт;
Философия Гегеля;
Материалистическая теория - К.Маркс, Ф.Энгельс;
ХХ в. - Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу; Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффле
Основные сферы общества.
Сферы общества | Деятельность людей и отношения между ними | Учреждения (организации) |
Экономическая сфера | Производство, распределение и потребление материальных благ и соответствующие отношения | Заводы, фирмы, банки, рынки, школы, больницы и др. |
Социальная сфера | Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий | Коммунальные службы, система здравоохранения, социального обеспечения, предприятия связи, досуга и др. |
Политическая сфера | Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями | Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др. |
Духовная сфера | Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей их сохранения, распространения, потребления | Учреждения системы образования, науки, театры, музеи и т.д. |
Типы обществ.
Тип | Доиндустриальное | Индустриальное | Постиндустриальное |
Основной фактор производства | земля | капитал | знания |
Основной продукт производства | пища | услуги | |
Характерные черты производства | ручной труд | широкое применение механизмов, технологий | автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | деятельность | резкое повышение | |
Занятость населения | сельское хозяйство | ||
Основной вид экспорта | сырье | услуги | |
Политика в области образования | борьба с неграмотностью | ||
Продолжительность жизни | 40-50 лет | свыше 70 лет | свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | |||
Взаимодействие с другими странами | несущественное |
Направления движения общества.
прогресс регресс
Основные формы прогресса
Эволюция Революция Реформа
Эволюция – постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным путем.
Революция – относительно быстрые и глубокие качественные изменения, коренной переворот в жизни общества
Реформа – комплекс мероприятий, направленных на преобразование, изменение переустройство различных сторон общественной жизни.
Цивилизация и общество.
Подходы к изучению общества.
формационный Формация – исторически определённый тип общества, рассмотренный во взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определённого способа производства. Типы формаций: первобытнообщинная рабовладельческая феодальная капиталистическая коммунистическая | цивилизационный Цивилизация – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за дикостью и варварством.
Типы цивилизаций: восточные по видам западные мировоззрения локальные по масштабам особенные распространения всемирные исламская православная буддистская по религии христианская индуистская конфуцианская |
Линии сравнения | Формационный | Цивилизационный |
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны | Человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности |
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества | Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества | Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими |
3. Направленность исторического развития. Понятие "прогресс" | Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений | Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в "палитру" человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно |
Западная и восточная цивилизации.
Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
1. Особенности восприятия мира | Рациональное, противоречивое восприятие – "фаустовско-гамлетовское" | Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) |
2. Отношение к природе | Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника | Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (боевые искусства, медицина построена на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела |
3. Соотношение личности и общества | Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы | Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма |
4. Отношения власти | Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм | Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха) |
5. Отношения собственности | Господство частной собственности | Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным) |
6. Отношение к прогрессу |
Глобализация человеческого общества.
Причины | |||||||||||
Всемирная общность людей, целостность современного мира
противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми | Активно-преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания | ||||||||||
Глобальные проблемы (от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации | |||||||||||
интерсоциальные проблемы | проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы | проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества | |||||||||
предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов; предотвращение отсталости развивающихся стран | обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьем, продовольствием, энергией); предотвращение загрязнения окружающей среды | преодоление отрицательных воздействий НТР; демографическая проблема; проблема здоровья человека и др. | |||||||||
Общие черты | |||||||||||
затрагивают жизнедеятельность всего человечества | проявляются как объективный фактор развития общества | настоятельно требуют решения | |||||||||
предполагают международное сотрудничество различных стран | от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации |
Главные (приоритетные) | ||||||
проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны | преодоление отсталости развивающихся стран | |||||
экологическая | демографическая | |||||
энергетическая | сырьевая | |||||
продовольственная | использования Мирового океана | |||||
мирового освоения космоса |
Основные направления разрешения | ||||
Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах | Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень | |||
Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем | Наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений | |||
Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмене информаций | Четкая международная система прогнозирования |
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.
Духовная культура личности и общества.
Культура (от лат. возделывание, обрабатывание) | ||||||||||||||||
в широком смысле | в узком смысле | |||||||||||||||
исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей | процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности | |||||||||||||||
материальная | духовная | |||||||||||||||
связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека | совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению | |||||||||||||||
Функции | ||||||||||||||||
познавательная – | целостное представление о народе, стране, эпохе | |||||||||||||||
оценочная – | отбор ценностей, обогащение традиций | |||||||||||||||
регулятивная – | система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) | |||||||||||||||
информативная – | передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений | |||||||||||||||
коммуникативная | способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение | |||||||||||||||
социализации – | усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию | |||||||||||||||
Формы и разновидности культуры.
русская; | национальная – мировая; | |||||||
Культура | ||||||||
элитарная | народная | массовая | ||||||
создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами |
создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры | ||||||
субкультура | контркультура | |||||||
часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная) | направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества | |||||||
Наука и образование в современном мире.
Наука | ||||
как особая система знаний | как особый вид деятельности | как особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ) | ||
система научных исследований | ||||
опытно-конструкторские изыскания и др. | ||||
Виды | Общекультурные | |||
– естественные – гуманитарные; – фундаментальные – прикладные и т.д. | – рациональность; | |||
Функции | ||||
культурно-мировоззренческая | познавательно-объяснительная | прогностическая | ||
Формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры | Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований | Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т.п. |
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации | ||||||
Система образования | Основные тенденции в развитии образования | |||||
– дошкольные образовательные учреждения; – общеобразовательные школы (гимназии); – профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи); – духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты); – университеты, колледжи, технические школы; – подготовка научных и научно-педагогических кадров; – повышение квалификации и переподготовка кадров; – самостоятельное образование граждан | – демократизация образования – во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование; – рост продолжительности образования; – непрерывность образования – работник должен быть способен к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ; – гуманизация образования – внимание к личности учащегося, его запросам, интересам, индивидуальным особенностям; – гуманитаризация образования – повышение роли гуманитарных дисциплин в учебном процессе; – интернационализация образования – интеграция образовательных систем; – компьютеризация образования – использование новых современных технологий обучения | |||||
Функции | ||||||
экономическая | социальная | культурная | ||||
формирование социально-профессиональной структуры общества | социализация личности | использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида |
Мораль как элемент духовной культуры.
Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях | |||||||||||
Моральные требования и представления | |||||||||||
нормы | моральные | нравственные принципы | морально-психологические механизмы | высшие моральные ценности | |||||||
("не лги"; "не укради"; "не убий" | (справедливость; мудрость и т.д.) | (эгоизм – альтруизм и т.д.) | (долг, совесть и т. д.) | (смысл жизни; свобода; счастье) | |||||||
Функции | Наука | ||||||||||
| |||||||||||
Регулятивная - регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей Мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности. Конститутивная (от лат. constitus - утвердившийся, установленный) - принципы нравственности -высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде. Координационная - обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Ценностно-ориентационная - утверждение человеческого в человеке | Этика | ||||||||||
Религия как элемент духовной культуры.
Религии современного мира | Ранние религии | ||||||||||||||||||||||
– родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день – национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.); | – магия (колдовство); – тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику; – фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами; – анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы | ||||||||||||||||||||||
– мировые религии | |||||||||||||||||||||||
христианство (I в. н.э. в Палестине) | буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии) | ислам (VIII в. н.э. в Аравии) | |||||||||||||||||||||
Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного (слово "религия" производно от латинского religio "благочестие, набожность, святыня") | |||||||||||||||||||||||
Основные функции | |||||||||||||||||||||||
мировоззренческая | регулятивная | терапевтическая | культуротранслирующая | ||||||||||||||||||||
Любая религия есть определенное мировоззрение, т.е. взгляд на мир как единое целое. Обладая мировоззрением, человек осознает свое предназначение и место в мира | Религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность | Религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования | Религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению | ||||||||||||||||||||
коммуникативная | интегрирующая | легитимизирующая | |||||||||||||||||||||
"Богообщение" – высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом | религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания | религия узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения, нормы с т.з. высшего требования – максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним |
Искусство как элемент духовной культуры.
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах | ||||||||||||
предмет искусства | наука | |||||||||||
человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях | Эстетика | |||||||||||
виды искусства | ||||||||||||
архитектура | театр | |||||||||||
живопись | цирк | |||||||||||
скульптура | балет | |||||||||||
декоративно-прикладное искусство | кино | |||||||||||
литература | фотоискусство | |||||||||||
музыка | эстрада | |||||||||||
специфика искусства как формы художественного познания | ||||||||||||
образное и наглядное | специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.) | большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта | ||||||||||
Раздел 3. Экономика.
Экономика как наука.
Экономика – (от греч. управление хозяйством) | ||||||||||||
это наука, изучающая национальные хозяйства в цело, условия и элементы производства | это сфера производительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь | |||||||||||
Экономика как система общественного производства | ||||||||||||
Материальное производство | Нематериальное производство | |||||||||||
изготавливает вещественные блага в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д. | создает духовные и нравственные ценности | |||||||||||
Производство материальных благ | Производство материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание) | Производство нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т.д.) | Производство нематериальных благ | |||||||||
Сфера услуг | ||||||||||||
Экономическая система – установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта | ||||||||
Основные типы экономических | ||||||||
Линии | Традиционная | Централизованная | Рыночная |
Что надо производить? | Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно | Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности – "плановиками" | Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено |
Как производить? |
Производят так и тем, как и что производили предки | Определяется планом | Определяют сами производители |
Кто получает товары и услуги? | Большинство людей существуют на грани выживания. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям | "Плановики", направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг | Потребители получат столько, сколько хотят, производители – прибыль |
Определение |
Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики | Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства | Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц |
Производство.
Пути повышения эффективности | |||||||||||||||
Снижение издержек | Рост доходов | ||||||||||||||
снизить цену | снизить сопутствующие расходы (доставка, установка) | снизить риск изготовления некачественного продукта | улучшить качество и повысить за счет этого цену | наладить выпуск новой продукции | увеличить количество продаваемых товаров | ||||||||||
Факторы производства – ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества | ||||||||||||
взаимодействие | ||||||||||||
Человеческий фактор | Вещественный | |||||||||||
технология | ||||||||||||
рабочая сила – способность человека к труду, совокупность его физических и умственных сил, применяемых в процессе производства | средства производства – совокупность предметов труда (т.е. того, из чего производятся материальные блага) и средств труда (т.е. того, чем или с помощью чего они производятся) | |||||||||||
природные ресурсы | произведенные ресурсы | |||||||||||
пахотные земли, леса, полезные ископаемые и т.д. | капитал; оборудование; здания и сооружения; разного рода полуфабрикаты и т.д. | |||||||||||
Производство – это процесс создания полезного продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей человека | ||||||||||||
Важные факторы современного производства: | ||||||||||||
– наука (комплекс проблем, сопряженный с взаимоотношениями человека с природой и окружающей средой в процессе производства); | ||||||||||||
– экологический фактор (комплекс проблем, сопряженный с взаимоотношениями человека с природой и окружающей средой в процессе производства); | ||||||||||||
– энергетический фактор; | ||||||||||||
– инфраструктура – совокупность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства | ||||||||||||
производственная | социальная | |||||||||||
(транспорт; связь; материально-техническое снабжение и др.) | (жилищное и бытовое хозяйство; торговля; служба быта; здравоохранение, образование и др.) | |||||||||||
– предпринимательская способность или предприимчивость |
Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке | ||
Признаки товара | ||
он должен быть предназначен для обмена | он должен удовлетворять потребность человека | он должен обладать способностью обмениваться на другой товар |
Товарное производство – способ организации экономической жизни общества, при котором люди специализируются в определенных видах деятельности, чтобы производить товары или услуги для обмена друг с другом и получать от этого выгоду | ||
Виды | ||
Линии | Простое | Товарное производство | Товарное производство рыночной экономики |
Цель | Удовлетворение человеческих потребностей | Получение прибыли | |
Кому принадлежат средства производства? | Основному производителю | Государству | Владельцу средств производства |
Кто трудится? | Владелец средств производства | Наемный труженик | |
Кому принадлежат результаты труда? | Владельцу средств производства, основному производителю | Государству | Владельцу средств производства, совладельцам, труженикам данного производства |
Что общего у различных видов товарного производства? | Производство товаров |
Законы товарного производства.
Законы товарного производства | Сущность закона |
Закон стоимости | Основной закон товарного производства. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами |
Закон спроса | Определяет связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене. При прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой |
Закон предложения | Характеризует количественную взаимосвязь предложения и рыночной цены. Выражает функциональную зависимость: количество предлагаемых товаров зависит от цены на них |
Рыночная экономика.
Модели рынка
Чистая (свободная конкуренция) | Чистая | Монополистическая конкуренция | Олигополия |
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. | Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. | Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. | Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. |
Условия возникновения рынка | ||||
общественное | экономическая | самостоятельность производителя | ||
Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг | ||||
Признаки рынка | ||||
нерегулируемое | нерегулируемый | нерегулируемая | ||
производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить | потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать | цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения | ||
виды | функции | |||
с т.з. действующего | – легальный (законный); | информационная | ||
посредническая | ||||
по товарам и услугам | – потребительских товаров и услуг; | |||
– средств производства; | регулирующая | |||
– рабочей силы; | ||||
– инвестиций, т.е. долгосрочных вложений; | санирующая | |||
– иностранных валют | ||||
– ценных бумаг; | ценообразующая | |||
– научно-технических разработок и инноваций; | ||||
– информации | ||||
по пространственному признаку | – мировой; – региональный; – национальный; – местный | |||
Деньги.
делимость | узнаваемость | |||||||||||
способность | легко узнаваемы, | |||||||||||
стабильность | портативность | износостойкость | однородность | |||||||||
более или менее одинаковая стоимость денег сегодня и завтра | малы, легки, удобны | имеют продолжительность жизни | равные количества денег имеют равную стоимость | |||||||||
Качества денег | ||||||||||||
Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров | ||||||||||||
Функции денег | ||||||||||||
средства обращения | мера стоимость | |||||||||||
в денежной экономике каждый может продать то, что у него есть любому, а затем использовать вырученные деньги для покупки необходимого | деньги дают возможность выразить стоимость чего-либо в терминах, которые каждому понятны | |||||||||||
средство платежа | ||||||||||||
деньги позволяют человеку использовать стоимость того, что продали сегодня для покупки чего-либо в будущем | ||||||||||||
Инфляция.
Причины | ||||||||
инфляционный спрос | рост издержек | |||||||
В наличии много денег, но малое количество товаров спрос растет быстрее предложения рост цен | Цены в силу повышения затрат на производство растут. Рост заработной платы, опережающий рост производительности труда | |||||||
Инфляция – процесс повышения общего уровня цен в стране | ||||||||
виды | ||||||||
умеренная | галопирующая | гиперинфляция | ||||||
цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (на 10% в год) | быстрый рост цен (примерно 100-150% в год) | сверхвысокий рост цен (до 1000% в год) | ||||||
Последствия | ||||||||
перераспределение доходов в обществе в пользу отдельных лиц или структур | разрушение нормальных социально-экономических отношений | |||||||
Конкуренция.
Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов | ||||||||||
Типы конкуренций, основанные на частной собственности | ||||||||||
простых | единичных | монополий | национальных | интернациональных капиталов | ||||||
Как "война всех против всех" | ||||||||||
конкуренция среди продавцов | конкуренция среди покупателей | конкуренция между продавцами и покупателями | ||||||||
Государственный бюджет.
Государственный бюджет (от англ. кошелек) – это баланс доходов и расходов органов власти | ||||||||||
Доходная часть | Расходная часть | |||||||||
показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества | показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства | |||||||||
Источники | ||||||||||
Налоги | Государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.) | Эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег | Займы у международных организаций |
Налоги.
Обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц | Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг | ||||||||||||||||
прямые | косвенные | ||||||||||||||||
Налоги – это государственные сборы с населения и предприятий | |||||||||||||||||
федеральные | региональные | местные | |||||||||||||||
– налог на добавленную стоимость (НДС); – акцизы; – таможенная пошлина; – подоходный налог; – налог на покупку валюты и др. | – налог на имущество предприятий; – лесной налог; – плата за воду и др. | – земельный налог; – курортный сбор; – налог на рекламу; – налог на содержание жилого фонда и др. | |||||||||||||||
Основные принципы налогообложения | |||||||||||||||||
Налогообложение должно быть справедливым | Налогоплательщик должен знать время, место, способ и размер платежа | Налог должен взиматься удобным для плательщика способом и в удобное для него время | Каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своей платежной способности |
Кредит.
Кредит – предоставление лицу (или организации), нуждающемуся в деньгах, права осуществлять свои расходы за счет банка при условии гарантированного возмещения банку израсходованных сумм и внесения платы за пользование банковскими средствами | ||||||||
Принципы кредитования | ||||||||
срочность | платность | возвратность | гарантированность | |||||
банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок | банк предоставляет деньги во временное пользование только за плату (процент на кредит) | банк проводит работу по оценке кредитоспособности – наличию у заемщика возможности вовремя вернуть деньги | банк, оценивая кредитоспособность заемщика, требует у него залог |
Заработная плата.
Заработная плата – форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений | ||
Факторы, влияющие на величину заработной платы | Формы заработной платы | |
стоимость жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы | повременная – вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени | |
минимальный уровень оплаты труда работников, соответствующий прожиточному уровню | сдельная – вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий | |
уровень квалификации работников | современные формы оплаты – вознаграждение за труд в зависимости от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом | |
развитость экономических и социальных условий жизни населения | ||
спрос и предложение на рынке труда |
Заработная плата | ||||
номинальная | реальная | |||
это то вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег | это сумма жизненных благ, которую можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги | |||
Основные факторы, определяющие уровень реальной заработной платы | ||||
величина номинальной заработной платы | уровень цен на предметы потребления и услуги | размеры налогового обложения |
Безработица.
Слишком высокая заработная плата | Слишком низкий спрос | Негибкость, характерная для рынка труда | |||||||||||||
Точки зрения на причину безработицы | |||||||||||||||
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда | |||||||||||||||
Основные виды безработицы | |||||||||||||||
структурная | фрикционная | застойная | скрытая | циклическая | |||||||||||
невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации | невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности | включает не только работающих на предприятиях, но и на дому, которые заняты только в определенное время | работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного труд - ва | характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства |
Международные экономические отношения – это торговые, финансовые и другие отношения между правительствами и экономическими субъектами национальных экономик | |||||||||||||
Международная торговля товарами и услугами | Формы | Валютно-кредитные отношения | |||||||||||
Движение капиталов и зарубежных инвестиций | Миграция | Межотраслевая кооперация производства | Обмен в области науки и техники | ||||||||||
Предпринимательство.
Предпринимательство – способ хозяйствования, утвердившийся в экономике развитых стран в результате многовековой эволюции | ||||
виды | функции | |||
индивидуальное | коллективное | ресурсная – соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое | ||
любая созидательная деятельность одного человека и его семьи | некоторое дело, которым занят целый коллектив | |||
мелкий бизнес (до 50 чел.) | организационная – использование своих способностей для получения высокого дохода | |||
средний бизнес (до 500 чел.) | ||||
крупный бизнес (до нескольких тысяч чел.) | творческая – связана с новаторством в предпринимательской деятельности | |||
Раздел 4. Социальные отношения.
Социальная система – множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое | ||||||||
Социальная структура общества | ||||||||
Социальная связь – набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях, в конкретное время для достижения тех или иных целей | Социальный состав – набор элементов, составляющих социальную структуру | |||||||
социальные | социальные | социальные | социальные | |||||
устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации) | группы людей, объединенные каким-либо одним или несколькими близкими социальными признаками (например, по уровню доходов, образования, культуры и т.п.) | реально существующая совокупность людей, характеризующихся едиными признаками, отличающиеся аморфностью, неустойчивостью, недостаточной определенностью границ и расплывчатостью состава | исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совестной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей (семья, армия, школа, трудовой коллектив и т.д.) | |||||
Социальные отношения – это отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества | ||||||||
Социальная общность | |||||||||||||||||||||||||||
устойчивые | кратковременные | ||||||||||||||||||||||||||
(нации) | (пассажиры в автобусе) | ||||||||||||||||||||||||||
виды | |||||||||||||||||||||||||||
классовые общности и слои | исторические формы общности людей | социально-демографические общности | корпоративные общности | этнические и территориальные общности | общности, сложившиеся в зависимости от интереса | ||||||||||||||||||||||
Социальные группы | |||||||||||||||||||||||||||
малые | по численности | большие | |||||||||||||||||||||||||
семья | класс, нация | ||||||||||||||||||||||||||
первичные | по характеру | вторичные | |||||||||||||||||||||||||
формальные | по способу организации и регулирования взаимодействия | неформальные | |||||||||||||||||||||||||
односторонние | по количеству ценностей, вокруг которых они объединены | многосторонние | |||||||||||||||||||||||||
Социальная стратификация.
Страта (от лат. - слой, настил) реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.) | Социальная стратификация – наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа | |||||||||||
Исторические типы стратификации | ||||||||||||
рабство | касты | сословия | классы | |||||||||
единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод | социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением | социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями | большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов | |||||||||
Закрытое общество – социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещены, либо существенно ограничены | Открытое общество – перемещение из одной страты в другую не ограничено | |||||||||||
Страты | Классы |
различаются по: | |
– уровню доходов; | – месту в системе общественного производства; |
– основным чертам образа жизни; | – отношению к средствам производства; |
– включенности во властные структуры; | – роли в общественной организации труда; |
– отношениям собственности; | – способам и размерам получаемого богатства |
– социальному престижу; | |
– самооценке своей позиции в обществе |
Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп в другие | ||
вертикальная | горизонтальная | |
движение вверх
«социальный
карьеризм»
или вниз
по социально-
экономической шкале | географическое
перемещение
между районами,
городами и т.д.
или смена позиций на
одном социально-
экономическом уровне,
т.е. без изменения статуса
«профессиональный
карьеризм» |
Этническая общность.
Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подробных образований | ||||||
Виды | ||||||
Род | Племя | Народность | Нация | |||
Группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) | Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, сознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов | Исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой | Исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания |
Межнациональный конфликт.
Причины межнациональных конфликтов | |||||||
усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них | непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей | колониальное наследие | ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов | ||||
Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн | |||||||
Типы международных конфликтов | |||||||
государственно- правовой | этнотеррито-риальный | этнодемогра-фический | социально-психологический | ||||
неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности | определение территории нации, национально-территориальных границ | защита прав "коренной национальности", ограничения для "пришлых" | изменение образа жизни, нарушение прав человека |
Социальный статус личности.
Социальный статус личности – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением | ||||
статусы, определяемые положением индивида в группе | статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом | статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора | ||
социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами | основной статус определяет главное в жизни человека | предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности | ||
неосновной статус влияет на детали поведения | ||||
личный статус – положение индивида в малой группе, зависящий от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личными качествами | смешанный статус обладает чертами предписываемого и достигаемого статусов | |||
достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека | ||||
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус | ||||
психосомати- ческие | психодрамати-ческие | социальные | ||
поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека | поведение личности зависит от требований социального окружения | личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории | ||
Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь | ||
признаки | виды | |
– не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; | – правовые; | |
– возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; | – этические; | |
– направлены на регулирование общественных отношений; | – политические; | |
– возникают в процессе исторического развития; | – религиозные; | |
– их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества | – эстетические; | |
– корпоративные | ||
Социальный конфликт.
Причины социальных конфликтов | |||||||||
Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций | Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации | Религиозные различия | Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура) | ||||||
Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, институтов, представляющих разные интересы и ценности | |||||||||
стадии | разновидность | ||||||||
предконфликтная – конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника | национальные | ||||||||
межнациональные | |||||||||
непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Открытые и скрытые действия соперников | |||||||||
разрешение конфликта – завершение инцидента, устранение причин конфликта | |||||||||
Виды конфликтов | ||||
по длительности | по объему | |||
долгосрочные; | глобальные; | |||
по источнику | по используемым средствам | |||
объективные; | насильственные; | |||
по форме | по влиянию на ход развития | |||
внутренние; | прогрессивные; | |||
по характеру развития | по сферам общественной | |||
преднамеренные; | экономические | |||
Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной | ||||
социальная поляризация, т.е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации | размывание интеллигенции, которое проявляется в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства ("утечка мозгов") | процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими |
Семья.
Семья – основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью | |||
| |||
функции | сферы семейной деятельности | ||
– репродуктивная – воспроизводство новых членов общества – социализации – формирование индивида как личности – экономическая – общее хозяйство, помощь, поддержка – защитная – физическая, экономическая, психологическая защита – статусная – принадлежность к определенному социальному слою, национальность и т.д. – эмоционального удовлетворения – доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь | – репродуктивная – хозяйственно-бытовая – экономическая – воспитательная – досуговая – эмоциональная – духовное общение – социально-статусная – первичный социальный контроль |
Линии | Виды семьи | ||||
По числу детей | Многодетные | Малодетные | Бездетные | ||
По характеру распределения домашних обязанностей | Традиционная
домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине | Коллективистская
обязанности выполняются совместно или по очереди | |||
По родственной структуре | Нуклеарная
супружеская пара | Расширенная
супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними | Полигамная
жена с мужьями или муж с женами | ||
По типу воспитания | Авторитарная
основывается на авторитете родителей | Либеральная
строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек | Демократическая
характеризует постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей |
Раздел 5. Политика как общественное явление.
Понятие власти.
Источник власти | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
авторитет, сила, закон, богатство, знание, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субъект власти | Функции власти | Средства власти | Объект власти | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
государство, парламент, политический лидер, политические партии и др. | господство, руководство, управление, координация, организация, контроль | принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции и др. | человек, масса, социальные слои и группы, и др. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Власть – это организованная сила, обеспечивающая способность определенной социальной общности – рода, класса, народа – подчинять своей воле людей, используя разные методы, в то числе и принуждение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды власти | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
политическая | экономическая | принудительная | социальная | культурно-информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||
способность и умение реализовать функцию общественного управления | контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности | контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы | контроль над распределением статусов, должностей, льгот и привилегий | контроль над людьми с помощью информации и средств ее распространения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные принципы устойчивости власти | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
легитимность | результативность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теория разделения властей.
Цель разделения властей | |||||||||
предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе, предусмотреть систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении | |||||||||
Теория разделения властей | |||||||||
Основные положения | |||||||||
законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции | все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой | никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти | судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности | ||||||
Разделение властей и их функции | |||||||||
Законодательная | Исполнительная | Судебная | |||||||
представляет интересы граждан, издает законы | управляет государственными делами | следит за соблюдением законов органами власти | |||||||
Политическая система общества.
Политические организации как институты власти (органы государственной власти, политические партии, общественно-политические движения и организации) | Политические отношения | ||||||||||
Политическая | |||||||||||
Политические | Политические и правовые | ||||||||||
Политическая | |||||||||||
Функции | |||||||||||
определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности | организация деятельности общества на выполнение целей, задач, программ | ||||||||||
распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных общностей | согласование интересов государства и социальных общностей | ||||||||||
формирование политического сознания народных масс или манипулирование ими | утверждение данного политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности | ||||||||||
законотворчество | |||||||||||
Политическая организация общества – совокупность создаваемых людьми государственно-правовых и массово-политических учреждений, выражающих и защищающих интересы определенных социально-политических сил общества, реализующих их цели по использованию государственной власти в системе управления социальными процессами | ||||||
Структура | ||||||
Государство | Политические | Общественно-политические движения и организации | ||||
Государство. | ||||||
Теологическая | Патриархальная | |||||
государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле | Государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху как дети к отцу | |||||
Основные теории | ||||||
Классовая | Договорная | Теория насилия | ||||
Государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов | Государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав | Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных | ||||
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо - обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны | |||||||||||
Признаки государства | Функции государства | ||||||||||
1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница) | 1. Политическая государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов | внутренние | |||||||||
2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления) | 2. Экономическая государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.) | ||||||||||
3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях) | 3. Социальная осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры | ||||||||||
4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений) | 4. Идеологическая воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации | ||||||||||
5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию | 1. Участие в решении глобальных проблем | внешние | |||||||||
6. Обязательность членства в государстве | 2. Обеспечение национальной безопасности | ||||||||||
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага | 3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества | ||||||||||
4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях |
Форма государства – указывает, как организованы и функционируют государство и право | |||||||||||||
Форма | Форма | Политический | |||||||||||
определяет, кому принадлежит власть, т.е. это способ организации верховной государственной власти | определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей | совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления | |||||||||||
монархия | республика | унитарное | тоталитарный | ||||||||||
абсолютная
| президентская (США, Аргентина, Бразилия) | ||||||||||||
полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Франция, Россия) | |||||||||||||
дуалистическая
(Иордания, Кувейт, | |||||||||||||
парламентская (Италия, Германия, Швейцария, Индия) | |||||||||||||
парламентарная
(Великобритания, | |||||||||||||
Формы правления.
Монархия.
Линии сравнения | Абсолютная | Дуалистическая | Парламентарная | |
1. Принадлежность законодательной власти | монарху | разделена между монархом и парламентом | парламенту | |
2. Осуществление исполнительной власти | монарх | формально – монарх, фактически – правительство | ||
3. Назначение главы правительства | монарх | формально – монарх, но с учетом парламентских выборов | ||
4. Ответственность правительства | перед монархом | перед парламентом | ||
5. Право роспуска парламента | – | у монарха | у монарха (по рекомендации правительства) | |
6. Право veto монарха на решения парламента | – | абсолютное veto | предусмотрено, но не используется | |
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха | неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | только в период между сессиями парламента | предусмотрено, но не используется | |
8. Современные страны | Саудовская Аравия, Оман | Иордания, Кувейт | Великобритания, Япония, Испания |
Республика.
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская | Парламентская |
1. Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) | Избирается на заседании парламента | |
2. Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента | Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии |
3. Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству | Двойная ответственность переел парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен | Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства |
4. Право роспуска парламента у президента | Отсутствует | Президент имеет право роспуска парламента | |
5. Наличие поста премьер-министра | Отсутствует | Существует пост премьер-министра | |
6. Объем полномочий президента | Полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти | Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность |
7. Современные государства | США, страны Латинской Америки | Франция, Россия, Австрия | Италия, Индия, ФРГ, Швейцария |
Формы территориально-политического устройства.
Формы | |||||
Унитарное | Федеративное | Конфедеративное | |||
единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью | устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство | постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта и связи, денежной системы | |||
централизованные государства | децентрализованные государства (Франция, Италия, | США, | США (1776-1787) | ||
представляется достаточно широкая самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Но средние уровни управления не обладают значительной автономией | крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами и правительствами, административно-управленческими структурами. В области налогообложения их компетентность сильно ограничена |
Политический режим.
Линии сравнения | Виды режимов | ||
Демократический | Тоталитарный | Авторитарный | |
1. Формы | Непосредственная и представительная демократия | Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм | От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, гражданских диктатур, например, в странах арабского Востока |
2. Социальная база | Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности | Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения | Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь |
3. Государственное устройство | Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения | "Всеобщее государство", осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни | Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни |
4. Партийная система | Многопартийность | Государство одной партии | Правящая партия огосударствлена |
5. Оппозиция | Действует легально | Отрицается | Ее деятельность ограничена жесткими рамками |
6. Правовой принцип | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью |
7. Права человека | Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан | Права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство | Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности |
8. Экономика | Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер | Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина | Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой |
9. Идеология | Политический плюрализм | Существует единственная обязательная официальная идеология | Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений |
10. Карательные органы | Строго подчиняются закону | Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны | Важный элемент государственного аппарата |
Политические партии.
Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении | ||||
Классификация | ||||
по участию в осуществлении власти | по характеру | по шкале | ||
правящие – это те партии, которые находятся у власти | кадровые партии – – немногочисленны; | левые партии – – за реформы; | ||
оппозиционные – это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу – завоевать власть | ||||
массовые партии – – многочисленны; | центристские партии – компромисс; | |||
правые партии – – за сильное государство; | ||||
|
Борьба за власть | Участие | Участие | ||
Политическое | Формирование | |||
Подготовка кадров | Выражение интересов | |||
|
Политические лидеры.
Лидеры – реформаторы | Лидеры – революционеры | Лидеры – авантюристы | Лидеры – популисты |
Стремятся предвидеть последствия принимаемых решений, рассчитывают их на перспективу. | Поддерживают решительные меры, дающие быстрый эффект, учитывая при этом возможности общества. | Могут предложить полезные идеи, но ориентированы на внешний эффект. Программы действий не меняют. | Добиваются успеха, предлагая «простые, ясные» решения сложных проблем. Программы действий не имеют. |
Демократия.
В широком смысле слова | В узком смысле слова | ||||||||||||
форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равного права входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, юридической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду | форма государственного политического устройства, которой присущи определенные признаки | ||||||||||||
Демократия | |||||||||||||
непосредственная | партиципационная | представительная | |||
непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни | участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства | опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве | |||
Выборы | Референдум | – принцип большинства – право меньшинства на оппозицию – свобода, равенство – принцип разделения властей – многопартийность – равенство в избирательных правах | Принципы | ||||
комплекс мер, связанных с формированием руководящих органов государства, партий, организаций | всенародное голосование (опрос) по общественным вопросам государственной, политической жизни | ||||||
Правовое государство.
Главная цель | Правовое государство – это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества | ||||||||||||||
обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах | |||||||||||||||
Признаки | |||||||||||||||
– Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в то числе и над самим государством. Деятельность государства ограничена рамками права | |||||||||||||||
– Существует реальное разделение властей | |||||||||||||||
– Взаимная ответственность личности и государства | |||||||||||||||
– Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью | |||||||||||||||
– Равенство всех перед законом | |||||||||||||||
– Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов | |||||||||||||||
– Стабильность законности и правопорядка в обществе | |||||||||||||||
Пути формирования | |||||||||||||||
Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого | Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения | Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка | Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних | ||||||||||||
Социальное государство.
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности | ||||||
Основывается на: | Обеспечивает | |||||
– достаточно высоком уровне экономического развития | – движение к утверждению в обществе социальной справедливости | |||||
– демократизме политической системы | – ослабление социального неравенства | |||||
– компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества | – предоставление каждому человеку работы или иного источника существования | |||||
– развитии системы социального партнерства | – сохранение мира и согласия в обществе | |||||
– повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-экономических процессов | – формирование благоприятной для человека жизненной среды | |||||
Принципы | ||||||
Социальная | Социальный | Гражданское | ||||
Гражданское общество.
Предпосылки гражданского | ||||||||||||||||
Экономические | Социальные | Политико- | Культурные | |||||||||||||
Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция | Большой удельный вес в обществе среднего класса | Юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм | Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести | |||||||||||||
Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти | ||||||||||||||||
Структура | ||||||||||||||||
Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах | ||||||||||||||||
Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные) | ||||||||||||||||
Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества | ||||||||||||||||
Научные и культурные организации, спортивные общества | ||||||||||||||||
Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы | ||||||||||||||||
Независимые средства массовой информации | ||||||||||||||||
Церковь | ||||||||||||||||
Семья |
Политическая культура.
Политическая культура – это уровень развития в данном обществе политических отношений, системы демократии и политического просвещения | ||||||||||
Знания и представления о политике | Политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) | Способы практических политических действий | ||||||||
Политическое | Политическое | |||||||||
Функции | ||||||||||
– идентификация, которая раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; – ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; – адаптация, выражающая потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни; – социализация, характеризующая обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; – интеграция (дезинтеграция), обеспечивающая различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом; – коммуникация, связанная с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения |
Типы политической культуры.
Патриархальный тип | Подданнический тип | Активистский тип |
– Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы. – Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). – Свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии | – Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ. – Человек пассивен и отстраненно относится к политической системе | – Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т.п. – Стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.). – Активно, сознательно участвует в политических процесса общества |
Структура государственной власти в Российской Федерации.
Государственный аппарат | |||||||||||||||||||||||||||
Президент РФ | |||||||||||||||||||||||||||
Государственный совет – совещательный орган при Президенте РФ | |||||||||||||||||||||||||||
Органы | Органы исполнительной | Органы | Прокуратура | ||||||||||||||||||||||||
Федеральное | Правительство | ||||||||||||||||||||||||||
Совет | Государственная Дума | Председатель | Конституционный суд России | ||||||||||||||||||||||||
Зам. председателя | Верховный суд | ||||||||||||||||||||||||||
Министры | Высший Арбитражный суд России |
Раздел 6. Право.
Право – система общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной | ||||||||
признаки | функции | |||||||
– относится к государственным властным явлениям; – имеет общий обязательный характер; – регулирует общественные отношения; – отражает уровень и потребности развития общественных отношений; – принимается строго определенными государственными органами; – обеспечивается системой охранительных мер | являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя | |||||||
устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, вносит определенный порядок в общество и государство | ||||||||
обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общественных отношений | ||||||||
играет воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности | ||||||||
критерий правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка | ||||||||
Система права – это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты | ||||
Отрасль | Институт | Подотрасль | ||
совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования | совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений | совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права | ||
конституционное право; | в трудовом праве – институт охраны труда; в конституционном – институт гражданства; в гражданском – институт купли-продажи и т.д. | в гражданском праве подотрасль "обязательственное право" объединяет ряд правовых институтов – таких, как институт поставки, мены, подряда и др. | ||
Иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации |
Федеральные законы |
Указы Президента Российской Федерации |
Постановления Правительства Российской Федерации |
Нормативные акты министерств и ведомств |
Отрасль права характеризуется: | |||||
предметом правового регулирования, то есть общественными отношениями, образующими в силу их специфики особые системы связи между юридическими нормами | методом правового регулирования – различными способами правового воздействия государства на общественные отношения | ||||
Основные отрасли системы Российского права | |||||
Конституционное (государственное) право – закрепляет форму правления, форму национально-государственного устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти | Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право | ||||
Семейное право регулирует брачно-семейные отношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д. | Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам | ||||
Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т.е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов | Гражданское процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам | ||||
Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха и т.п.
| |||||
Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников | ||||
Структура | ||||
гипотеза | диспозиция | санкция | ||
это условия, при которых должная правовая норма исполняется | это само правило | это те неблагоприятные последствия, которые наступают в результате нарушения диспозиции | ||
Изложены в нормативно-правовых актах, например, в законах | ||||
виды | ||||
управомочивающие | обязывающие | запрещающие | ||
представляющие гражданам возможность действовать соответствующим образом | требующие должного поведения | устанавливающие запреты на совершение определенных действий |
Источники права – это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства | ||||||||
Виды источников права | ||||||||
правовой | юридический | нормативно- | нормативный | |||||
правило, которое вошло в привычку народа и выполнение которого обеспечивается государственным принуждением | придание нормативного характера решению суда по конкретному делу | властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее и отменяющее нормы права | правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, которым образуется правовая норма |
Нормативно-правовые акты | |||||||||||||
Законы | Подзаконные акты | ||||||||||||
акты высшей юридической силы, изданные высшим органом власти в установленном порядке | нормативно-правовые акты различных органов исполнительной власти | ||||||||||||
Конституция РФ (от лат. устанавливаю) – основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы государства, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн, флаг российского государства | Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, ведомственные, нормативно-правовые акты (приказы, инструкции), нормативно-правовые акты органов исполнительной власти на местах | ||||||||||||
Федеральные конституционные законы | |||||||||||||
Федеральные законы – это акты текущего законодательства, распространяющие свое действие на всю территорию РФ и посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества | |||||||||||||
Законы субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов и городов федерального значения) |
Конституция.
Конституция – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина | ||||
Отличия от других правовых актов | ||||
Верховенство Конституции, которая имеет высшую юридическую силу | Конституция является ядром системы права, так как принципы и положения играют решающую роль для текущего законодательства | |||
виды | ||||
народно-суверенная (договорная) | октроированная, т.е. дарованная своему народу монархом или президентом | |||
Конституция США 1787 г. | Конституция Японии 1889 г. | |||
Писаная | Неписаная | |||
существует в виде единого документа | существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев | |||
США, Франция, Россия | Великобритания |
Структура Конституции Российской Федерации 1993 г. | |||||||||
Преамбула | Раздел I | Раздел II | |||||||
провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире | Главы: – Основы конституционного строя. – Права и свободы человека и гражданина. – Федеративное устройство. – Президент РФ. – Федеральное собрание. – Правительство РФ. – Судебная власть. – Местное самоуправление. – Конституционные поправки и пересмотр Конституции. | Заключительные и переходные положения | |||||||
Права человека
Права человека – это социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Как правило, под правами человека понимаются естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения | ||||
Гражданские | Политические | Экономические | Социальные | Культурные |
Права, принадлежащие человеку как био-социальному существу | Права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны | Узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления | Права на благосостояние и достойный уровень жизни | Права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности |
Право на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на честь и достоинство; на гражданство; на равенство перед законом и судом; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др. | Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; свобода слова, совести, мирных собраний; создания союзов и объединений; право направлять личные и коллективные обращения в органы власти | Право быть собственником; право наследования; право на труд; свободный выбор профессии и рода занятий; на отдых; на защиту от безработицы и др. | Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; право на жилище; право на образование; право на медицинскую помощь и др. | Право на участие в культурной жизни, на доступ культурным ценностям; свобода творчества; право на культурную самобытность |
Ст. 19-25; 45-54; 60; 62 | Ст. 28-33; 63 | Ст. 34-37 | Ст. 38-43 | Ст. 26 и 44 |
Конституция Российской Федерации 1993 г. |
Правонарушение.
общественная | противоправность | виновность | наказуемость | ||||||||||
признаки | |||||||||||||
Правонарушение – общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу | |||||||||||||
преступления | проступки | ||||||||||||
общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством | виновные противоправные деяния, имеющие меньшую степень опасности по сравнению с преступлением | ||||||||||||
административный | дисциплинарный | гражданское | |||||||||||
деяние, наносящее ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления | нарушение трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины, противоправное виновное неисполнение своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего распорядка | правонарушение, совершенное в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека ценность, например, достоинство |
Юридическая ответственность.
законность | целесообразность и индивидуализация наказания | |||||
справедливость | ответственность за вину | |||||
неотвратимость наказания | недопустимость удвоения наказания | |||||
принципы | ||||||
Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния | ||||||
виды | ||||||
административная | гражданско-правовая | |||||
ответственность за административные проступки, предусмотренные административным законодательством | наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда | |||||
дисциплинарная | материальная | |||||
применяется за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины | наступает за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей | |||||
уголовная | ||||||
применяется только за преступления и является наиболее жесткой формой государственного принуждения, направленной преимущественно на личность виновного |
Альбом схем по политологии: Учебно-методическое пособие. – Краснодар, 2010..
Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: В 2 ч. / Л.С. Бахмутова – М., 2009..
Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. / А.В.Клименко, В.В.Румынина – М., 2010.
Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу "Человек и общество". / А.Ю. Лазебникова, М.Ю.Брандт – М., 2009..
Морозова С.А. Обществознание: Учебное пособие. / С.А.Морозова – СПб., 2011.
Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. / Н.Е.Яценко – СПб., 2010.