12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Патратий Е.В.21
2

Учебно-методическое пособие :«Формирование коммуникативных УУД через проектно- исследовательскую деятельность»

t1656597369aa.png

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»

г.Печора, Республика Коми
















                                     Учебно-методическое пособие :



«Формирование коммуникативных УУД

через проектно- исследовательскую

деятельность»





Автор:

Патратий Е.В.,

учитель математики

МОУ «СОШ №49»



















г.Печора, 2022г.






ВВЕДЕНИЕ

Стр.3

Этапы работы над проектом

Стр.4

Виды деятельности учителя (руководителя проекта) и обучающихся на различных этапах реализации проекта

Стр.5

Поисковый этап

Стр.6

Практический этап

Стр.7

Презентационный этап

Стр.7

Оценка проектных работ

Стр.8-9

Заключение

Стр.10

Литература

Стр.11









ВВЕДЕНИЕ

Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К одной из наиболее распространенных можно отнести технологию проектов, или метод проектов.

Изменения в преподавании математики требуют переосмысления не только в содержании материала, но и методики преподавания.

Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является проектная деятельность, которая может способствовать более глубокому усвоению курса математика, практическому применению знаний. При этом учитель решает поставленные перед ним задачи:

педагогические;

практические;

социальные.

Проект-это такая открытая и динамическая форма организации и учебной деятельности учащегося, и педагогической деятельности учителя, которая и творческие решения, предполагает их выбор

Метод проектов- педагогическая технология, которая ориентирует не интеграция фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения способов человеческой деятельности.

Предварительный выбор темы, над которой будут работать ученики, проходит с учетом рекомендаций учителя. Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.

Поэтому использование методов традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные, дистанционные, проектные и исследовательские.

При работе над проектом по математике можно выделить несколько видов проектов:

исследовательский (имитация научного исследования, обязательно предусматривает эксперимент, данный проект имеет четкую структуру-реферат, доклад, научная статья;

реферативно-описательный ориентирован на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки;

творческий (описание творческой деятельности).

Включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающихся в области решения проблем и коммуникаций.

Приложения 1-5 к данной работе в папке отдельными файлами.




Этапы работы над проектом

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная учеником – поиск способов решения проблемы – решение. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

Подготовительный: поиск проблемного поля, выбор темы и ее конкретизация.

Поисковый: уточнение тематического поля и темы проекта, определение и анализ проблемы, постановка целей проекта.

Аналитический: анализ имеющейся информации, сбор и изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта- пошаговое планирование работы, анализ ресурсов.

Практический: выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение(при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

Контрольный (Презентационный): анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.





Виды деятельности

учителя (руководителя проекта) и обучающихся

на различных этапах реализации проекта.

Учитель

Учащиеся

Коммуникативные УУД

1-й этап-погружение в проект


Формулирует:

Осуществляют:


1)проблему проекта;

1)личностное присвоение проблемы;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;


2)сюжетную ситуацию;

2)вживание в ситуацию;

3)цель и задачи

3)принятие, уточнение и конкретизация целей и задач

2-й этап-организация деятельности


Организует деятельность- предлагает:

Осуществляют:


4)организовать группы;

4)разбивку на группы;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

5)распределить амплуа в группах;

5)распределение ролей в группах;

6)спланировать деятельность по решению задач проекта;

6)планирование работы;

7)возможные формы презентации результатов;

7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

3-й этап-осуществление деятельности


Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:


8)консультирует учащихся по необходимости;

8)каждый в соответствии со своим амплуа и сообща в группе;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;


9)ненавязчиво контролирует;

9)консультируется по необходимости;

10)дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

10) «добываю» достающие знания;

11) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов;

11)подготавливают презентацию результатов;

4-й этап-презентация


Принимает отчет:

Демонстрируют:


12)обобщает и резюмирует полученные результаты;

12)понимание проблемы, цели и задачи;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


13)подводит итоги обучения;

13)умение планировать и осуществлять работу;

14)оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнения

14)найденный способ решения проблемы;


15)рефлексию деятельности и результатов;


16)способность оценивания деятельности и ее результативности.




Поисковый этап

При определении темы проекта я опираюсь на личном предпочтении или личном опыте моих учеников. Именно это является основой для формирования их ответственности за процесс и результат работы. Самый простой и удобный способ для выбора тем- это когда я предлагаю список (Приложение1) с интересными темами. Нередко случается так, что при обсуждении списка тем, она изменяется, корректируется, и возникает новый замысел.

Так ,например, возникли проекты по темам :

«Математика на службе у экологии». В 2017 году ученик 6 «А» класса МОУ «СОШ №49» Зюзев Евгений выступил на Республиканский этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева, по результатам получил Диплом 2 степени.

«Любимые сказочные герои в математических задачах». В 2019 году ученица 5 «А» класса МОУ «СОШ №49» Вульчина Диана выступила на Муниципальной конференции

учащихся 5-11 классов «Первые шаги в науку», посвященной 70-летию образования города Печоры, где получила Диплом участника.

«Одна формула за всех… формула Пика». В 2019 ученик 9 «А» класса МОУ «СОШ №49» Зюзев Евгений выступил на XVII Межрегиональной молодежной научно – практической конференции – конкурс «ИНТЕГРАЦИЯ», где стал- Лауреатом.


 









Практический этап

На этом этапе мои ученики реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль, реализуя коммуникативные УУД. При работе над проектом дети реализуют и осваивают различные технологии и новые способы деятельности (работа с ПК, проведение соц.исследований, решение практической части проекта (Приложение2), создание брошюр(Приложение3) и тд. На этом этапе высока степень самостоятельности. А учитель выступает в роли консультанта.

Презентационный этап

Каждый проект должен завершиться получением какого-либо продукта. Это может быть:

Видеофильм,

Альбом,

Сайт,

Буклет(Приложение3),

Презентация(Приложение4) и т.д.

Презентация-это витрина проекта. Все должно быть подчиненно одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе работы.

Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувство меры, -важнейший социальный навык. Очень важно научиться выбирать самое главное. Коротко и ясно излагать свои мысли.

Предлагаю алгоритм публичного выступления по защите проекта:

Тема моего проекта….

Я выбрал эту тему, потому что-….

Цель моей работы-….

Проектным продуктом будет-….

Этот продукт поможет достичь цель проекта, тк….

План моей работы:

Выбор темы и уточнение названия…

Сбор информации (где и как искал информацию)….

Изготовление продукта (что и как делал)….

Оформление письменной части проекта…

Организация работы над проектом

Я начал свою работу с того, что….

Потом я приступил к….

Я завершил тем, что….

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами….

Чтобы справиться я…


Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все получилось, например…

Если начинать работу заново, я бы…

В следующем году я, может быть, продолжу для того, чтобы…

Я думаю, что решил проблему своего проекта, тк…

Доклад окончен. С удовольствием отвечу на вопросы…

Благодарю за внимание!




Оценка проектных работ


Защита проектных работ заканчивается их экспертизой и оцениванием. Это необходимо для стимулирования исследовательского труда учеников.

Критерии   оценки   конкурсных   работ

Конкретность формулировки темы, четкость в постановке целей и задач проекта, определенность ожидаемых результатов.

Логичность составления плана исследования и полнота раскрытия темы.

Творчество и наличие аргументированной точки зрения автора.

Актуальность исследования. Определение объектной области, объекта и предмета исследования.

Отражение в работе историографии рассматриваемого вопроса, отечественного и зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме.

Научный аппарат исследования, наличие гипотезы и её представление.

Наличие обоснованных выводов.

Научный стиль изложения, литературный язык работы.

Качество электронной версии.

Соответствие оформления работы (Приложение5) с установленными методическими рекомендациями, объем, размещение текста на странице, правильность оформления библиографического аппарата (цитаты, ссылки, сноски), правильность оформления списка литературы, правильность оформления таблиц, диаграмм, приложений.

Своим личным результатом считаю наградные материалы своих учеников, например:


t1656597369ab.pngt1656597369ac.jpg







t1656597369ad.jpg

Заключение

Подводя итого работы своих учеников и мою личную над проектами обозначу явные преимущества проектного обучения по сравнению с традиционными методами:

Позволяет школьником находить личностно значимую проблему и решить ее путем творческого поиска;

Дает возможность соединить теоретического знания с интересной практической деятельностью;

Развивает творческие, исследовательские компетентности учеников и создает ситуацию успеха;

Позволяет познать радость интеллектуального сотрудничества с учителем и сверстниками, реализуя коммуникативные УУД.




Литература

Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.

Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2001. - 103 с.

Быллырытова А. Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах / А. Быллырытова // Литература. 2004. - №24. -С. 5-9.

Боброва Т.В. Рекомендации по подготовке и реализации социального проекта.-М., 2007



11


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.