12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ЛАПКО ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА5305
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
3

Учет различных граней интеллекта при обучении математике

                                   УЧЕТ РАЗЛИЧНЫХ ГРАНЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА

                                             ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

                                                                                       Лапко Ирина Валентиновна,

                                                                                        учитель математики

                                                                                        МОУ «Школа № 80 г. Донецка»

    Важнейшими качествами жизни сегодня для решения стратегических задач становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться всю жизнь. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить задачи и достигать серьезных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. Государственный образовательный стандарт Донецкой Народной Республики ориентирован на формирование портрета выпускника школы, обладающего определенными личностными характеристиками. Это выпускник:

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его

культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи,

гражданского общества, многонационального народа Донецкой Народной

Республики, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе

Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно

познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и

творчества для человека и общества;

- владеющий основами научных методов познания окружающего

мира;

- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-

исследовательскую, проектную и информационно-познавательную

деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий

закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй,

обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный

диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового,

безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий

значение профессиональной деятельности для человека и общества;

- мотивированный на образование и самообразование в течение

всей своей жизни.

     Формированию таких личностных качеств, способствует в значительной мере и математическое образование. Математика занимает важное место в науке, культуре и общественной жизни, играет ведущую роль в естественнонаучных исследованиях, широко используется в инженерии, экономике, медицине, во многих гуманитарных сферах. Изучение математики развивает способности человека к логическому мышлению, познанию мира, способствует всестороннему развитию личности, формированию логического, пространственного, алгоритмического и других типов мышления, навыков умственного труда, научного мировоззрения, влияет на обучение другим дисциплинам. Математическое образование имеет большое значение в современном обществе. Без высокого уровня его развития невозможно развитие информационных технологий, прогнозирование природных, техногенных катастроф, моделирование в различных отраслях, повышение уровня квалификации специалистов для наукоемкого и высокотехнологичного производства. Концепция математического образования в Донецкой Народной Республике направлена на совершенствование качества математического образования необходимого каждому для его успешной жизни в современном обществе. Математическое образование является одним из важнейших факторов развития государства. Поэтому повышение уровня математической образованности обучающихся - одна из важнейших задач школьного образования в Донецкой Народной Республике.

       Однако при работе с детьми необходимо учитывать, что у каждого из них преобладает тот или иной вид интеллекта. Так американский ученый Г. Гарднер выделил 7 независимых граней интеллекта и обосновал возможность быть гением в одной из областей и не иметь потенциала в других.

Вербально - лингвистическая грань интеллекта дает человеку способность изъясняться - это звуки речи, грамматика, смысл, прагматизм. К проявлениям этой грани интеллекта относят: осознание смысловой нагрузки слов, их звучания, произношения, написания и вариантов применения в жизни. Могут обнаруживаться способность к иностранным языкам.

Музыкальная грань интеллекта формирует у человека чувствительность к звукам и фонемам. Степени развития проявляются в занятиях музыкой и в постоянном анализе звукового пространства, распознавании и улавливании ритмов, мелодий, тактов, тембральности и музыкальной тональности. Может проявляться как способность к сочинению и импровизации музыки, игре на музыкальных инструментах, к изучению иностранных языков, опирающихся на мелодичность и тональности звукового ряда.

Пространственно - временная (творческая) грань интеллекта определяет способность человека оперировать образами предметов и явлений в динамике четырехмерного пространства, умение точно воспринимать видимый мир, трансформировать известные образы в новые. Ключевым свойством является воображение, фантазия, понимание предмета и его значимость, без самой сущности этого предмета. Вне зависимости от приоритета грани – дополняет и усиливает другие прикладные способности.

Телесно - кинестетическая грань интеллекта – это познание через движение. Для этой грани проявлениями способностей являются умение контролировать и владеть собственным телом, а также пользоваться этим умением для достижения выразительных (мимика, жестикуляция) или динамичных целей (спорт, игра на инструменте). Восприятие мира при таком интеллекте обусловлено его двигательной деятельностью.

Внутри - личностный интеллект  включает в себя знание внутренних механизмов психической деятельности человека, на уровне чувств, эмоций, переживаний, самоанализа, интуиции и т.п. Данный тип интеллекта можно обнаружить у мыслителей, философов, духовных учителей.

Межличностный интеллект предполагает высокоразвитые коммуникативные способности, умение работать в команде, способности к тесному контакту и общению с аудиторией, психологические способности чувствовать и понимать другого человека. Такой тип интеллекта присущ психотерапевтам, религиозным деятелям, политикам, менеджерам.

Логико-математическая грань интеллекта дает человеку способность оперировать числами, символами, делать прогнозы и обобщения, решать логические задачи в различных символических системах. Характерным является важность нахождения закономерностей между смыслами, фактами, предметами, событиями; объяснение причинно-следственных связей, последовательностей через правила, умение соотносить частное и целое. При высоком приоритете - грань несет в себе большой потенциал для личности вне зависимости от выбранной сферы профессиональной самореализации через склонность к исследовательской деятельности, анализу и экспериментам.

    Но программы общеобразовательных учебных учреждений не учитывают эти особенности личности, и перед учителем стоит непростая задача добиться необходимых результатов обучения всеми учащимися. Дифференциация дает возможность разрешить это противоречие, т. к. «затухание» способностей одаренных детей – серьезная педагогическая проблема в школе.

    Математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает затруднения у многих учащихся. Мои ученики – это учащиеся 6 – 7 классов. Как же сделать так, чтобы каждый ребенок был успешен на государственной итоговой аттестации по математике? Перед собой, как учителем, ставлю такие задачи: - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; - формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности; - развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования. Моя цель – привести каждого ребенка к успеху, и шаги на пути к этому способствуют овладению базовым уровнем знаний и формируют интерес к учебе, развивают его математические способности, повышают чувство собственного достоинства.

    Немаловажное значение для подготовки современного выпускника имеет и внеурочная деятельность по математике, в которой могут успешно принимать дети с разными гранями и интеллекта. Уже традиционными стали такие виды деятельности: 1. Всероссийские конкурсы (ежемесячно) и олимпиады (осенняя, зимняя и весенняя) МетаШколы (в 2020 – 2021уч. г. 95 дипломов и 20 сертификатов). 2. Республиканские конкурсы «Золотой сундучок» и «Золотой ключик» (по 15 учащихся). 3. Международные, республиканские, районные конференции (сертификат Республиканской конференции «Первые шаги в науку», 5 сертификатов районной конференции «Математика вокруг нас»). 4. Районные конкурсы и олимпиады. 5. Публикации материалов конференций, исследовательских работ (5 публикаций на сайте педагогического сообщества «УРОК. РФ»). 6. Школьная олимпиада (10 участников); 7. Школьный конкурс научно – исследовательских работ «Новое поколение» (традиционное мероприятие, в котором участвуют учащиеся с первого класса, на котором защищаются работы и по математике: представлено четыре исследовательские работы). 8. Школьные декады предметов естественно – математического цикла (участие в массовых конкурсах, выступление перед младшими школьниками, изучение истории математики, оформление наглядности); 9. Уроки занимательных задач (в конце каждой четверти, каждый ребенок с большим желанием готовится и выступает перед одноклассниками). 10. Решение занимательных задач из учебника всеми учащимися и индивидуальные задания, в том числе из олимпиадных задач прошлых лет одаренными учащимися на протяжении учебного года.

    Подготовка выпускников начинается не в одиннадцатом классе. Сегодняшние учащиеся 6 – 7 классов активно приобщаются к новым для них видам деятельности. И даже, если при продолжении обучения математические предметы не будут изучаться, «математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни».



Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.