12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лукашевич Галина Ивановна570
Беларусь, Витебская область, город. Орша, Республика Беларусь
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
6

Учёт возрастных и психологических особенностей младших школьников в их воспитании

Тема: Учет возрастных и психологических
особенностей младших школьников
в их воспитании

Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков – нет воспитания.

В. А. Сухомлинский

 

Младший школьный возраст является одним из самых значимых периодов детского развития. Ребенок выходит в более широкий, чем прежде, социальный мир – мир школы. Впервые его действия становятся социально значимыми и начинают оцениваться. С началом школьного обучения начинается формирование учебной деятельности, которая в младшем школьном возрасте становится ведущей и определяет развитие всех психических функций ребенка и коренным образом влияет на интеллектуальное, личностное и социальное развитие.

Как характеризовать учебную деятельность? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Но это недостаточная характеристика. Это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний науки и культуры, накопленных человечеством. Предметы науки и предметы культуры – это особые предметы, с которыми надо научиться действовать. Это и является целью учебной деятельности.

Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна возникнуть, сформироваться. Ребенок должен научиться учиться. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы: прежде всего ребенка надо научить учиться.

Как же осуществляется построение учебной деятельности? Процесс ее развития – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных звеньев учебной деятельности. На начальных этапах она осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Затем ребенок учится самостоятельно совершать отдельные учебные действия, затем – в старших классах – учится выстраивать весь процесс учебной деятельности самостоятельно. Учебная деятельность может считаться сформированной, когда в процессе обучения ученик самостоятельно ставит перед собой задачи собственного изменения. В этом и состоит основная задача обучения – изменение ученика.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Она задает и организует развитие всех основных психических новообразований. Каковы же главные новообразования возраста?

Однако этот процесс не протекает спонтанно: ребенка надо обязательно учить, как связывать между собой части запоминаемого материала, как использовать знаковые системы. К сожалению, этот момент очень часто оказывается вне поля зрения педагогов и родителей. В результате многие дети приходят в среднее (а часто и в старшее) звено школы, научившись лишь зубрить изучаемый материал.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Необходимо учить детей рассматривать объект, руководить восприятием, поскольку это является основой последующего развития интеллектуальной сферы.

С началом учебной деятельности начинается становление внутреннего плана действий – умение выполнять ряд последовательных операций в уме.

Учебная деятельность с необходимостью требует от ребенка развитие такого важного качества, как воля. В этом возрасте формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах, умение довести начатое дело до конца, заниматься тем, что на данный момент не представляется интересным. Это является важным компонентом успешности ребенка в учебе.

В младшем школьном возрасте существенное развитие происходит в личностной сфере. Становление личности связано с новым уровнем развития самосознания, когда ребенку становится доступным осознание себя в системе человеческих отношений. Новый уровень самосознания наиболее четко проявляется в его внутренней позиции, впервые возникающей в этом возрасте. Внутренняя позиция определяет отношение человека к себе и к занимаемому им положению в жизни и характеризует личность в целом.

В младшем школьном возрасте внутренняя позиция, прежде всего, характеризует внутреннюю позицию школьника. У детей со сформированной позицией школьника действия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются. Как показывают исследования, желание ребенка учиться напрямую связано со сформированстью внутренней позиции школьника.

Как правило, к шести–семи годам складывается общее отношение к себе: «Я – хороший» или «Я – плохой». Однако, самооценка первоклассника в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. Например, в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в математике – переоценивать, в пении – недооценивать. Критерии, используемые ребенком при оценке себя, в значительной степени зависят от педагога.

На основе самооценки складывается и уровень притязания – тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам. Родителям и педагогам младших школьников важно активизировать самооценку, формировать психологически благополучный уровень притязания. Психологами установлено, что самооценка в младшем школьном возрасте зависит в первую очередь от успеха, которого ребенок добивается в совместной детской деятельности, если обеспечить успех в деятельности детям, не пользующимся популярностью.

В связи с приходом в школу у ребенка появляется ярко выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. Как правило, это реализуется в стремлении к учению, в желании быть школьником, в стремлении выполнять поручения взрослых, взять на себя какие-то новые обязанности в семье.

В младшем школьном возрасте происходит расширение социального пространства, и, как следствие – существенно расширяются социальные отношения ребенка. Если до этого жизнь ребенка происходила главным образом в семье, то с момента поступления в школу ему открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников и детей, проживающих по соседству, учителей и других взрослых.

С приходом ребенка в школу происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. Если у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «Ребенок – взрослый» и «Ребенок – дети», то в школе возникает новая структура этих отношений. Система «Ребенок – взрослый» разделяется на две составляющие: «Ребенок – родители» и «Ребенок – учитель». Система «Ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям, становится центром жизни ребенка. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, и с детьми тоже.

Важным в младшем школьном возрасте становится развитие межличностных отношений. Впервые у ребенка возникает ситуация не просто совместных со сверстниками игр, а важных общих дел и заданий. В этом возрасте возникают и получают развитие дружеские отношения. Умение дружить также зарождается в младшей школе.

Таким образом, источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Ее формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот процесс влияет на развитие как интеллектуальной, так и личностной сфер ребенка.

Вопросы для собеседования

1. Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого: «Разве не тогда я приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние»?

2. Назовите основные психические новообразования младшего школьника. Как вы учитываете их в практике семейного воспитания?

3. К чему призывал воспитателя Януш Корчак, когда писал: «Мы видим детей в бурном проявлении радости и печали, когда дети отличаются от нас, и не замечаем внешне не резко выраженных настроений: тихой задумчивости, глубокой растроганности, горького недоумения, в которых они на нас похожи»?

4. Какие возрастные особенности младшего школьника обязывают взрослых усилить внимание к воспитанию нравственных чувств, развитию волевых усилий, трудовому воспитанию, физическому совершенствованию?

5. К чему призывают слова К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»?

6. Над чем заставляет задуматься изречение Н. А. Добролюбова: «Детская натура весьма склонна подражанию, и, будучи оставлена самой себе, она в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые сильные внушения разума, самые лучшие наставления и требования чести и долга не в силах уже будут изгнать укоренившиеся дурные навыки»?

7. Приведите примеры из своей практики, из наблюдений за окружающими о повышенной склонности ребенка к подражанию.

8. Почему мы отдаем предпочтение такому методу воспитания, как убеждение примером?

Педагогические ситуации для обсуждения

1. В присутствии семилетнего Алеши состоялся разговор между матерью и ее приятельницей. «Он (начальник отдела), видишь ли, сделал мне замечание, что я на 15 минут раньше ушла с работы. А сам целыми днями непонятно где бывает, что делает», – жаловалась мать. – «Да, – поддержала ее приятельница, – начальники как боги, им все позволено, а у подчиненного чуть что не так – тут же меры принимают, унизить человеческое достоинство норовят. Отбивают всякое желание работать».

Спустя некоторое время сын обратился к отцу, который работал мастером цеха: «Папа, ты обижаешь своих рабочих, если чуть что не так? А у них пропадает желание работать?»

Какая особенность возраста мальчика проявилась в этой ситуации?

Какой вывод необходимо сделать родителям, чтобы не допускать подобных ошибок в семейном воспитании?

2. Родители вместе с шестилетним сыном Колей смотрели веселую юмористическую телепередачу для детей. Мальчик бурно проявлял свои эмоции: громко хохотал, вскакивал со стула, хлопал в ладоши. Поведение сына не нравилось родителям, раздражало их, они неоднократно делали ему замечания, призывали замолчать, успокоиться. Коля все время сдерживался, но, увлекшись, снова бурно радовался и негодовал. Когда в очередной раз Коля громко вскрикнул, отец подошел к сыну, взял его за руку, вывел в другую комнату и раздраженно сказал: «Когда научишься себя вести, тогда будешь смотреть телевизор, а пока стой в углу и думай!»

– Оправдываете ли вы избранную меру наказания Коли?

– О каких возрастных особенностях мальчика идет речь? К чему может привести отсутствие учета их в воспитании ребенка?

Литература

Мир детства: Младший школьник. – М., 1981.

Петрунек, В. П., Таран, Л. П. Младший школьник. – М., 1981.

(РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ )

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.