12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга258
Россия, Омская обл., Омск

Урок русского языка по теме «Употребление глагола»

Класс: 5-А

ФИО учителя: Артёмова Ольга Алексеевна

Тип урока: урок обобщения знаний

Методы проведения урока: наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материальное обеспечение: УМК М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. «Русский язык». 5 класс (учебник), электронное приложение к учебнику, дидактические материалы (текст), таблица, мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение, компьютер.

Метапредметная тема: .

Цели урока: развивать умение правильного употребления глаголов в устной и письменной речи. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в группах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер.

Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(П) – поиск информацииы

(Р) – целеполагание

(Л) – самоопределение

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места, улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение сегодня? А почему? Что особенного в апрельских днях? (весна, последняя четверть, ожидание каникул). Я рада и хочу присоединиться к вашему хорошему настроению, разрешите? Тогда давайте запишем число, классная работа, а потом - мой сюрприз! …. Записали? Готовы? Слушаем!

(включаю музыку, читаю четверостишие из стихотворения Алексея Плещеева, на доске слайд)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Учитель:

- Понравилось? Это музыка композитора Прокофьева, а четверостишие Ал. Плещеева. Запомнили?

- Давайте определим тему стихотворения по отрывку?

(Весна, пробуждение природы)

- А какая часть речи помогает нам понять тему? (Глагол!) Почему? (их много!)

- Значит, какие функции у глагола? (передать движение и действие)

- А что вы ещё знаете о глаголе? (называют категории глагола)

- Тогда чем же мы будем заниматься сегодня, если всё уже о нём изучили на предыдущих уроках?

Учащиеся формулируют цель урока: систематизировать полученные знания о глаголе, уметь ими пользоваться, классифицировать и употреблять в речи.

- И всё- то вы знаете! Ну, что? Тогда вперед!?

- Я попрошу вас, общаясь в группах постоянного состава, задать вопросы к глаголам и через 2 минуты представить рассказ о них и о их роли в тексте лирического произведения. Каждой группе по одной строчке. А пятой группе найти сходство между первой и четвёртой строчкой. (Как понимаете выражение «и лес оденется листвою», «бегут ручьи»? Какая разница между глаголами «бегут» и «оденется»? Какова скорость наступления весны? Для чего автор использует олицетворение?)

(Ученики через две минуты рассказывают о глаголах и их употреблении).

- Какую ещё особенность вы заметили в этом стихотворении? (глагол на первом месте)

- Почему? (придать динамизм)

- Как называется такое построение предложение? (стилистическая фигура – инверсия)

2. Актуализация знаний.

Учитель: Вы молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы работали. Сейчас я предлагаю физкультминутку, а потом я предложу вам новое задание, посложнее.

3. Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности, установка на зож и её реализация на уроке.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, прикоснитесь ладошками… И снова за работу. Время пошло!

(Р) – выполнение пробного учебного действия

(К) – учёт позиции партнёра, передача информации

(П) – структурирование знаний

(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

(П) – самостоятельное выделение познавательной цели


Учитель: На самые разные виды творчества может вдохновиться человек: на создание стихотворений, песен, картин, музыки и многого другого. Я предлагаю вам ещё раз послушать Прокофьева, а потом я прочитаю текст. Готовы?

(читаю текст, виден на слайде)

Словарно-орфографическая работа

Учитель: О чём в нём говорится? Как вы думаете, есть связь между музыкой и текстом? (динамика, тревога, шум).

К какому типу и стилю он относится? Дайте название.

Как понимаете слово ураган? А тайфун? Это одно и то же или нет? Подберите синонимы к ним. Давайте посмотрим, какое определение даёт «Словарь Ожегова». Запишите в тетрадь.

5. Организация учебной деятельности (работа в группах).

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

- Много вы услышали глаголов? Почему, как выдумаете, такой короткий текст так насыщен глаголами? Как можно определить роль глаголов в данном тексте? (Глаголы передают динамику событий, смену времен года).

Беседа с учащимися:

- Как вы считаете, жизнь людей полностью зависит от разбушевавшейся стихии или нет?

- Что важно помнить в такой ситуации?

- А вы уже готовы к преодолению трудностей, как считаете или вам ещё многому надо учиться? Какое произведение у вас всплывает в памяти сейчас?

А теперь я попрошу вас внимательно вчитаться в текст и выполнить задания в группах. Их вы выберите себе сами вот из этой красивой коробочки. Прошу представителя каждой группы взять задания. Я предлагаю сделать это юношам, т. к. они будущие защитники. Итак, …(музыка из «Что? Где? Когда?) берут задания.

- После 3- минутного обсуждения каждая группа представит нам свою работу в виде «Словариков…».

Контроль за выполнением заданий. Организация групповой работы, консультация по мере необходимости

(на партах находится текст, фломастеры, бумага и листы оценивания).


Текст «Борьба со стихией»

1.Мы были на барже, когда начался ураган.

2.Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.

3. Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.

4. Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.

5. Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.


Задания для работы в группе

1. Составьте «Словарик безличных и возвратных глаголов на основе 4 и 5 абзацев. Подготовьте сообщение о их роли в данном тексте.


2. Составьте «Словарик глаголов несов. вида» из 5 абзаца. Обоснуйте употребление глаголов в тексте. (соверш. вид – действие завершённое, несоверш. вид – действие незавершённое, в ситуации УРАГАНА какую роль они играют?)


3. Прочитайте текст, составьте «Словарик синонимов», выписав из 4 абзаца глаголы 1 спряжения и подобрав к ним синонимы. Объясните употребление автором именно этих глаголов.


4. Прочитав 3 абзац текста, составьте «Словарик изобразительно-выразительных средств», в состав которых входят глаголы, сделайте вывод о их роли в тексте. Обоснуйте их употребление в тексте.


5. Прочитайте текст, составьте «Словарик переходных глаголов», выписав их из 1 и 2 абзаца. Обоснуйте их употребление в тексте.

6. Применение знаний и умений.

Самостоятельно работают в группах с текстом, делают выводы.

Каждая группа представляет свой материал в течение 2-х минут с выбросом на плакате.

- Какой вывод мы с вами можем сделать? Какую роль выполняют в текстах глаголы?

(быструю смену событий, динамику, экспрессию, художественность, выразительность и поэтичность)

Делаем вывод: глаголы несовершенного вида замедляют действие, останавливают его, как бы фиксируя наше внимание. Поэтичным может быть и текст прозаический!

Подтверждаем правильность наших выводов.

(П) – смысловое чтение

(П) – определение основной и второстепенной информации

(П) – анализ, сравнение, обобщение

(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(К) – умение выражать свои мысли

(Р) – планирование, прогнозирование

(П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствия.

7. Контроль знаний

Найдите предложение, которое является ключевым для финала. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете финал данного текста: «Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.


8. Рефлексия. Итог урока.

Учитель. Какое правило мы обобщали сегодня на уроке? Заполните, пожалуйста оценочные листы.


Д/з: Упр. 648, стр. 243,

Борьба со стихией.

Мы были на барже, когда начался ураган.

Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.

Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.

Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.

Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.

Задания для работы в группе

1. Составьте «Словарик безличных и возвратных глаголов на основе 4 и 5 абзацев. Подготовьте сообщение о их роли в данном тексте.


Борьба со стихией.

Мы были на барже, когда начался ураган.

Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.

Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.

Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.

Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.


Задания для работы в группе

2. Составьте «Словарик глаголов несов. вида» из 5 абзаца. Обоснуйте употребление глаголов в тексте. (соверш. вид – действие завершённое, несоверш. вид – действие незавершённое, в ситуации УРАГАНА какую роль они играют?)


Борьба со стихией.

Мы были на барже, когда начался ураган.

Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.

Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.

Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.

Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.

Задания для работы в группе

3. Прочитайте текст, составьте «Словарик синонимов», выписав из 4 абзаца глаголы 1 спряжения и подобрав к ним синонимы. Объясните употребление автором именно этих глаголов. 

Борьба со стихией.

Мы были на барже, когда начался ураган.

Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.

Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.

Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.

Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.

Задания для работы в группе

4. Прочитав 3 абзац текста, составьте «Словарик изобразительно-выразительных средств», в состав которых входят глаголы, сделайте вывод о их роли в тексте. Обоснуйте их употребление в тексте.


Борьба со стихией

Мы были на барже, когда начался ураган.

Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.

Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.

Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.

Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.


Задания для работы в группе

5. Прочитайте текст, составьте «Словарик переходных глаголов», выписав их из 1 и 2 абзаца. Обоснуйте их употребление в тексте.

Итог урока 


самооценки
DOCX / 13.57 Кб

самооценки
DOCX / 13.57 Кб

/data/files/u1606038679.docx (самооценки) урока.

Информационная карточка: работают 3 мин.

Информационный текст «Глагол в языке и речи»


1

Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».


2

 Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


3

вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)


4

переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения,   непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);


5

 возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;


6

 спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам Спряжение определяется по личным  ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола (Ко второму спряжению относятся  все глаголы на        – ить, кромебрить, стелить7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидетьтерпеть, вертеть; 4 глагола на – ать : слышать, дышать, держать, гнать. Все остальные глагола на       (-еть, - ать, -ять и другие) и два глагола – исключения на ить (брить, стелить);


7

 наклонениеизъявительное (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем)., условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы. Например, сделал бы, хотел бы…)., повелительное (Глаголы в повелительном наклонении ,которые кто – то приказывает или просит выполнить. Например, пиши, читай, учись…).;


8

     время ( По временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении). : настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут)  делать? Что сделает (ют)?;


9

 число: единственное и множественное;


10

 Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы:нездоровиться, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.


11

В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений  (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…  9).Глаголы приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь.


12

В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (Учиться – всегда пригодится),входит в грамматическую основу предложения.

- Что сейчас стало известным? вы познакомились с видом глагола.

- Какие виды глагола вы узнали?

- Как определить вид глагола?

На слайде и карточке

1.Упр. 648, стр. 243,

2. сочинение –миниатюра по картине упр. 651. (устно)

3. карточка на орфограммы – 10 слов, и один вопрос соседу по тем




















Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 23.11.20 в 16:58 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный практический материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.