12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Покидько Наталья Евгеньевна32
1

Конспект урока «Употребление и правописание падежных форм личных местоимений»

«Употребление и правописание падежных форм личных местоимений»

Предмет: русский язык.
Класс: 4
УМК: “Школа России ”.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Характеристика учебной деятель­но­сти учащихся: наблюдение за формами личных местоимений в косвенных падежах, в т.ч. с предлогами, упражнения в склонении личных местоимений.

Планируемые результаты

Предметные: выделять в речи личные местоимения, склонять и записывать грамотно падежные формы личных местоимений с предлогами и без.

Личностные: осознавать практи­че­скую значимость изуче­ния русского языка.

Метапредметные: ориентироваться в таблице, выделять существенное, делать выводы, синтезировать языковой материал.

Ход урока

Орг. момент

- Здравствуйте! Начинаем урок. Поделитесь на группы по 5 человек.

Нестандартный вход в урок. Сам. работа в группах.

Мама.

        Мама! Мама ласковая и добрая. С  мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о   маме, береги маму. Мама  заслужила это.

- Прочитайте текст. Что Вы заметили в тексте?

- В русском языке это называют повтор, лексическая ошибка.

Нам надо ошибку исправить. У каждой группы есть текст, выделенное слово мама замените на другое слово. Прочитайте свой текст. Проверьте, правильно ли Вы заменили слова.

- Какая часть речи помогла Вам это исправить?

-Назовите тему урока.

-Тема урока «Местоимение»

- Слова какой части речи Вы заменили местоимениями?

- Как изменяются имена существительные? Как вы понимаете слово «склонение»?

- Как могут изменяться личные местоимения?

Тема урока «Склонение личных местоимений».

Что Вы знаете о местоимении? Обсудите в группах.

- Заполняем таблицу ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

- Что Вы хотите узнать о местоимении? Это задачи нашего урока

- находить местоимения;

- определять их лицо и число;

- правильно определять падеж местоимений

- правильно употреблять местоимения в речи.

 

Работа в группах. Дальтон технология (задания)

Ребята и уважаемые гости, вам даётся 15 минут на выполнение заданий. У вас на партах лежат правила работы в группе.

Правила для тех, кто работает

Прочитайте внимательно задание.

Распределите вопросы задания между собой, работайте быстро, берегите время.

Работайте со справочной литературой.

Если непонятно, спрашивайте у учителя, у товарищей, у гостей, сами объясняйте товарищам. Помните, что вы получаете от всех только подсказку, но не готовый ответ. Думайте вместе!

Старайтесь выполнить задание в указанное время.

Поручите одному своему товарищу из группы выступить перед классом с сообщением.

Каждая группа выбирает задание. (4 конверта + 1 конверт, 2 задания индивидуально)

Отчет групп. Каждой группе дается 1 минута.

Памятка для тех, кто слушает.

Внимательно выслушайте ответ товарища.

Оцените:

Полноту ответа;

Последовательность ответа;

Наличие вывода.

Дайте обоснованную оценку: красный кружок – отлично, зелёный – хорошо, синий – не понравилось.

Выступления групп. Самооценка и взаимооценивание ответов.

 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Прочитайте текст. Поставьте местоимения в нужный падеж. Определите падеж имен существительных и местоимений. 
 

Морозным зимним днём на заснеженной ветке берёзы я увидел снегиря. Снегирь сидел на (она) словно маленький пушистый комочек. У (он) была розовая грудка и чёрные глазки – бусинки. Он почти замёрз и (я) пришлось занести (он) домой. Вскоре он отогрелся и ожил. Даже моя кошка Мурка относилась к (он) по-доброму. 

 

Рефлексия. Составьте синквейн

Вывод: я буду использовать личные местоимения в речи, потому что……

Домашнее задание на выбор

1) стр. 67, упр.180
2) найти из книги для чтения несколько предложений с местоимениями и выписать предложения в тетрадь (3-4 предложения), указать падежи
3)* творческое: сочинить стихи с местоимениями, найти или сочинить шарады, загадку.

Группа № 1

 

Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».

 

Задание 1. Просклоняйте имя существительное и местоимения.

 

 

 

 

 

 

Падежи

Вопросы

Существительное

Местоимение

ед.ч.

Местоимение

мн.ч.

И.

 

ворона

я

мы

Р.

 

 

 

 

Д.

 

 

 

 

В.

 

 

 

 

Т.

 

 

 

 

П.

 

 

 

 

 

Ответьте на вопросы:

 

Похоже ли склонение местоимений на склонение имен существительных? Чем?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что при склонении изменяется у имен существительных?

_________________________________________________________________________________

Что при склонении изменяется у местоимений?

_________________________________________________________________________________

 

Вывод:________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Сравните имя существительное и местоимение. Напишите в чем сходство и в чем различие?

 

 

Имя существительное

Местоимение

Вопросы

 

 

Значение

 

 

 

Постоянный признак

 

 

 

Непостоянный признак

 

 

 

 

Вывод: _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.

 

 

 

Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа № 2

 

Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».

 

Задание 1. Просклоняйте имя существительное и местоимения.

 

 

 

 

 

 

Падежи

Вопросы

Существительное

Местоимение

ед.ч.

Местоимение

мн.ч.

И.

 

девочка

ты

вы

Р.

 

 

 

 

Д.

 

 

 

 

В.

 

 

 

 

Т.

 

 

 

 

П.

 

 

 

 

 

Ответьте на вопросы:

 

Похоже ли склонение местоимений на склонение имен существительных? Чем?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что при склонении изменяется у имен существительных?

_________________________________________________________________________________

Что при склонении изменяется у местоимений?

_________________________________________________________________________________

 

Вывод:________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Сравните имя существительное и местоимение. Напишите в чем сходство и в чем различие?

 

 

Имя существительное

Местоимение

Вопросы

 

 

Значение

 

 

 

Постоянный признак

 

 

 

Непостоянный признак

 

 

 

 

Вывод: _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.

 

 

Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Группа № 3

 

Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».

 

Задание 1. Просклоняйте имя существительное и местоимения.

 

 

 

 

 

 

Падежи

Вопросы

Существительное

Местоимение

ед.ч.

Местоимение

мн.ч.

И.

 

дедушка

он

они

Р.

 

 

 

 

Д.

 

 

 

 

В.

 

 

 

 

Т.

 

 

 

 

П.

 

 

 

 

 

Ответьте на вопросы:

 

Похоже ли склонение местоимений на склонение имен существительных? Чем?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что при склонении изменяется у имен существительных?

_________________________________________________________________________________

Что при склонении изменяется у местоимений?

_________________________________________________________________________________

 

Вывод:________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Сравните имя существительное и местоимение. Напишите в чем сходство и в чем различие?

 

 

Имя существительное

Местоимение

Вопросы

 

 

Значение

 

 

 

Постоянный признак

 

 

 

Непостоянный признак

 

 

 

 

Вывод: _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.

 

 

 

Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа № 4

 

Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».

 

Задание 1. Просклоняйте имя существительное и местоимения.

 

 

 

 

 

 

Падежи

Вопросы

Существительное

Местоимение

ед.ч.

Местоимение

мн.ч.

И.

 

окно

оно

они

Р.

 

 

 

 

Д.

 

 

 

 

В.

 

 

 

 

Т.

 

 

 

 

П.

 

 

 

 

 

Ответьте на вопросы:

 

Похоже ли склонение местоимений на склонение имен существительных? Чем?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что при склонении изменяется у имен существительных?

_________________________________________________________________________________

Что при склонении изменяется у местоимений?

_________________________________________________________________________________

 

Вывод:________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Сравните имя существительное и местоимение. Напишите в чем сходство и в чем различие?

 

 

Имя существительное

Местоимение

Вопросы

 

 

Значение

 

 

 

Постоянный признак

 

 

 

Непостоянный признак

 

 

 

 

Вывод: _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.

 

 

 

Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа № 5

 

Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».

 

Задание 1. Просклоняйте имя существительное и местоимения.

 

 

 

 

 

 

Падежи

Вопросы

Существительное

Местоимение

ед.ч.

Местоимение

мн.ч.

И.

 

подружка

она

они

Р.

 

 

 

 

Д.

 

 

 

 

В.

 

 

 

 

Т.

 

 

 

 

П.

 

 

 

 

 

Ответьте на вопросы:

 

Похоже ли склонение местоимений на склонение имен существительных? Чем?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что при склонении изменяется у имен существительных?

_________________________________________________________________________________

Что при склонении изменяется у местоимений?

_________________________________________________________________________________

 

Вывод:________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Сравните имя существительное и местоимение. Напишите в чем сходство и в чем различие?

 

 

Имя существительное

Местоимение

Вопросы

 

 

Значение

 

 

 

Постоянный признак

 

 

 

Непостоянный признак

 

 

 

 

Вывод: _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.

 

 

 

Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальное задание № 1

 

Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».

 

Задание 1. Ответьте на вопросы, пользуясь толковым словарем С.И.Ожегова:

 

Местоимение – это ________________________________________________________________

 

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 2. Почему в некоторых предложениях местоимение Вы пишется с большой буквы?

 

Сергей Васильевич, Вы бывали на охоте в наших местах?

2. Ольга Николаевна, Вы бы отдохнули.

3. Татьяна Ивановна, ребята Вас уже ждут.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.

 

 

 

Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное задание № 2

 

Склонение местоимений 1-го и 2 –го лица

 

 

Единственное число

 

И.

кто?

я

ты

Р.

кого?

меня

тебя

Д.

кому?

мне

тебе

В.

кого?

меня

тебя

Т.

кем?

мной

тобой

П.

о ком?

обо мне

о тебе

 

Множественное число

И.

кто?

мы

вы

Р.

кого?

нас

вас

Д.

кому?

нам

вам

В.

кого?

нас

вас

Т.

кем?

нами

вами

П.

о ком?

о нас

о вас

 

Задание 1. Похоже ли склонение местоимений 1-го и 2-го лица? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. В каких падежах формы местоимений совпадают?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вывод:________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

 

 

Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.

 

 

 

Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Обсудите текст, найдите ошибки.

Исправьте в тексте выделенные слова, чтобы в нем не было повторов.

Мама.

 Мама! Мама ласковая и добрая. С  мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о   маме, береги маму. Мама  заслужила это.

 

Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Обсудите текст, найдите ошибки.

Исправьте в тексте выделенные слова, чтобы в нем не было повторов.

Мама.

 Мама! Мама ласковая и добрая. С  мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о   маме, береги маму. Мама  заслужила это.

 

Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Обсудите текст, найдите ошибки.

Исправьте в тексте выделенные слова, чтобы в нем не было повторов.

Мама.

 Мама! Мама ласковая и добрая. С  мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о  маме, береги маму. Мама  заслужила это.

 

Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Обсудите текст, найдите ошибки.

Исправьте в тексте выделенные слова, чтобы в нем не было повторов.

 

Мама.

 Мама! Мама ласковая и добрая. С  мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о  маме, береги маму. Мама  заслужила это.

 

 

Секретное задание «Местоимение, особенности»

Мир местоимений широк и многообразен. Нет языков, где бы не было местоимений. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Но существительных и глаголов, часто используемых в речи, насчитывается несколько тысяч, а местоимений – всего 69. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.

        Мама! Она (И.п.) ласковая и добрая. С нею (Т.п.) всегда легко и весело. Спасибо ей (Д.п.) за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о ней (П.п.), береги её (В.п.). Она (И.п.) заслужила это.

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

часть речи

указывает на предмет

отвечает на вопросы кто? что?

изменяется по числам

имеет род ( 3 лицо ед. число)

 

 

 

 

 

 

- Что Вы хотите узнать о местоимении? Это задача нашего урока

- находить местоимения;

-определять их лицо и число;

-правильно определять падеж местоимений и правильно употреблять местоимения в речи.

- Как вы понимаете слово «склонение»?

Справка для учителя:

- местоимения – самостоятельная часть речи

- указывают на предмет, но не называют его

- могут быть 1-го, 2-го, 3-го лица – постоянный признак

- могут быть ед. и множ. числа

- в 3-ем лице можно определить род и т.д.

- Личные местоимения в речи заменяют имена существительные, использование в предложении личных местоимений помогает избежать повторов слов».

Проверь работу у учителя или у любого взрослого.

Оцени свою работу.

Без ошибок

1-2 ошибка

3 ошибки

Больше 3 ошибок

Для проверки покажи свою работу учителю.

Оцени свою работу по таблице.

Без ошибок

5 предложений

1-2ошибки

3-4 ошибки

Больше 5ошибок

6 б

3 б


 

Подведение итогов по баллам.

23-20 баллов – «5», 19 – 16 баллов- «4», 15-11 баллов – «3»

 

Самооценка

Без ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

Более 4 ошибок

«5»

«4»

«3»

0

 

Имя

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итого

 

 

 

 

 

Самооценка

Без ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

Более 4 ошибок

«5»

«4»

«3»

0

 

Имя

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итого

 

 

 

 

 

Самооценка

Без ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

Более 4 ошибок

«5»

«4»

«3»

0

 

Имя

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итого

 

 

 

 

 

Самооценка

Без ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

Более 4 ошибок

«5»

«4»

«3»

0

 

Имя

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итого

 

 

 

 

 

Самооценка

Без ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

Более 4 ошибок

«5»

«4»

«3»

0

 

Имя

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итого

 

 

 

 

 

Самооценка

Без ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

Более 4 ошибок

«5»

«4»

«3»

0

 

Имя

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итого

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.