12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна47440
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
24

Урок 8. Основные требования к письменному тексту. Русский язык. 10 класс

Урок 8. Основные требования к письменному тексту


Цели урока: углубить представление учащихся о письменной речи и ее законах, формировать умение адекватно воспринимать и оценивать прослушанный текст, умение выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме, осмысливать факты, описывать, передавать свои мысли, располагать материал логично, отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка, выстраивать связный текст в соответствии с выбранным типом и стилем речи.

УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.


1. Организационный момент


2. Мотивация учебной деятельности

Проверка домашнего задания: выслушиваем 2-3 выступления учащихся по теме «Зависит ли успех в жизни человека от его характера».

Анализируем по плану.

Ответ на поставленный вопрос дан полно, автор обнаруживает понимание материала, приводит самостоятельные примеры (отобраны наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли);

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка (установлены причинно-следственные связи между фактами и явлениями, сделаны необходимые обобщения и выводы);

правильно и точно пользуется языковыми средствами для оформления высказывания, речь выразительная, образная, средства художественной выразительности разнообразны и уместны;

строит ответ в определенном стиле, следуя правилам построения текстов в данном стиле (стилевое единство);

текст построен в соответствие с выбранным типом речи;

ответ дан четко, логические ударения и необходимые паузы соблюдены, правила произношения и интонации не нарушены.


(Какие проблемы вы испытывали, анализируя ответы одноклассников?



3. Целеполагание

Целеполагание

Действия учителя

Действия учащихся

Необходимо сформулировать тему урока

Какие требования предъявляются к письменному тексту? Почему это важно знать современному чловеку? Определите тему урока.

Высказывают предположения



4. Первичное усвоение знаний

Каковы основные требования к письменному тексту?

- Рассуждение на лингвистическую тему (с учетом опыта выполнения упр. 56, текстоведческого анализа и прослушанных ответов).


5. Проверка понимания (упр. 65 сочинение-миниатюра)

Прочитайте слова Д.С.Лихачева. Выразите свое согласие или несогласие с мнением автора. Аргументируйте свой ответ, приведя два аргумента из жизненного или читательского опыта.

Примерный ответ уч-ся:

Д.С.Лихачев писал: «В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова». С мнением ученого трудно не согласиться, ведь по тому, как человек говорит, мы сразу можем понять, каков наш собеседник: насколько образован и эрудирован, воспитан и уравновешен, успешен и уверен в себе. В этом мы убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.

Вспомним Хлестакова из бессмертной комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Речь героя дает полное представление о его характере. Легкомыслие, невнятность, смешение всего и вся, откровенная глупость- вот черты характера, проявляющиеся в речи героя. Хлестаков «говорит и действует без всякого соображения», так же он и живет- глупо, сумбурно.

Совсем другая речь героя представлена в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». Юрий Живаго из богатой семьи, москвич, типичный интеллигент. Он интеллигент по профессии (Юрий – талантливый врач-диагност), по творческому самовыражению (обладает незаурядным поэтическим даром) и по характеру – способен к чуткости, такту и мягкости, ответственность за поступки. Это выражается и в речи. Он много читал с детства, поэтому развито его мышление, у него особая культура рассуждения, речь отличается

богатством словаря, способностью говорить сложными развернутыми фразами, он уважает собеседника, умеет критически обсуждать любую проблему, не обвиняя противника, уважая свое достоинство и достоинство оппонента.

Приведенные примеры убедили меня в том, что Д.С.Лихачев был прав, утверждая, что «в языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова».


6. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.

Упр. 63 (1,2 зад.).

Использованная литература

1. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов. – М., 2000.

2. Сущенко Е.А. Словарь-справочник лингвоэкологических терминов и понятий / Под ред. докт. пед. и филос. наук, профессора Л.Г. Татарниковой. – СПб.: ИД «Петрополис», 2011. – 424 с.



Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 02.08.22 в 22:02 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за серию полезных работ,Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 02.08.22 в 23:47 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Марина Юрьевна!
И, 04.08.22 в 19:22 1Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за бесценные советы при формировании у детей письменной речи! Особенно понравилось приведение конкретных примеров к известным произведениям.
Легоцкая Вера Сергеевна, 04.08.22 в 21:29 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина, за Ваше внимание и отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.