12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова З.А.402
Работаю в школе заместителем директора по УВР, учителем русского языка и литературы. Приоритетные направления в работе- духовно-нравственное воспитание детей, современные образовательные технологии, инклюзивное образование, реализация ФГОС
Россия, Костромская обл., Кострома
2

Урок «Понятие об обращении»



Пояснительная записка

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС на основе современных подходов общей и коррекционной педагогики, так как общеобразовательный класс включает в себя группу детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными задержкой психического развития (далее ЗПР). Для указанной категории детей на основе адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования предусмотрены коррекционно-развивающие виды деятельности, которые отражены в технологической карте урока.

Обучение осуществляется по УМК В.В.Бабайцевой. На тему « Обращение» в календарно - тематическом планировании отведено 2 часа.

 

Класс: 5

Название предмета: русский язык

Фамилия, имя, отчество учителя: Антонова Зинаида Ананьевна

Тема урока «Понятие об обращении»

1

Тип урока

Изучение нового материала

Цель: формирование понятие « обращение»

Задачи образовательные: сформировать понятие об обращении, учиться выделять обращения на письме знаками препинания , в устной речи -интонацией , выразительно читать предложения с обращениями, строить предложения с обращениями , производить синтаксический разбор

Задачи развивающие: развивать мыслительные операции, умения работать с учебником, расширить осведомленность учащихся об истории обращений

Задачи коррекционно- развивающие: исправлять ошибки в речи детей, развивать внимание, память, мыслительную деятельность.

Задачи воспитательные: продолжить формирование ответственного отношения к учению, культуры общения , культуры взаимодействия с учителем и сверстниками

Задачи здоровьесберегающие: создать комфортную обстановку на уроке, предупредить переутомление

Планируемые результаты

Личностные

-Формирование уважительного отношения к истории языка, ответственного отношения к учению;

-готовность учащихся к саморазвитию;

- доброжелательное отношение к одноклассникам, их мнению ;

- способность вести диалог с людьми, освоение социальных норм и правил общения;

- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия русских писателей

Метапредметные

 

познавательные

-Умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы;

-владеть смысловым чтением: находить в тексте необходимую информацию, ориентироваться в содержании текста;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе;

- способность отстаивать свою точку зрения;

-умение использовать средства выразительности языка;

-развитие компетенции в области использования ИКТ

коммуникативные

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции участников процесса ,понимать речь других, формирование умения оформлять внутреннюю речь во внешнюю;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи формирование умения работать в группе;

формирование умения слушать и слышать,

регулятивные

-Формирование способности личности к целеполаганию;

-развитие регуляции учебной деятельности;

-саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний,

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

-составление плана и последовательности действий;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-адекватно оценивать правильность выполнения задания

Предметные

-Осознать обращение как единицу синтаксиса;

- использование исторических данных для объяснения понятия «обращения» ;

-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения её выразительности ;

-распознавание главных и второстепенных членов предложения

Средства обучения компьютер, проектор, дидактический материал

УМК под редакцией В.В. Бабайцевой


 

 


 

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап. Организационно-мотивационный

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создаёт настрой на работу.

Слушают информацию

Восприятие и понимание смысла высказывания, настрой на практическую значимость урока

Восприятие информации

Мотивация на

совершенствование культуры общения

Организация рабочего места

Уметь спроецировать содержание текста на самонастрой и самоустановку.

2-й этап. Определение темы и целей урока

Побуждающий диалог

Анализируют слова из сказки А.С. Пушкина, дают определение понятию «обращение»

Умение анализировать, делать обобщающие выводы

Высказывают собственное мнение

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определяют тему урока, ставят учебные задачи, планируют деятельность на уроке

Формирование способности учащихся к целеполаганию,

планированию

3-й этап. Изучение и закрепление новых знаний

Организует работу с предложением с опорой на личные представления учащихся

Сравнивают два предложения, определяют предложение с обращением.

Умение анализировать, сравнивать

Выражают свои мысли;

соотносят их с мнением окружающих

Уметь полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнением других

Планируют деятельность по актуализации знаний, умений

Формирование способности к планированию

Работа над понятием

Дают определение

Умение давать определение понятиям

Высказывают собственное определение понятия обращение

Уметь выражать свои мысли

Сравнивают собственное определение с определением, данным авторами учебника.

Развитие самооценки

Организует работу по определению синтаксической роли обращения на основе ситуации затруднения

Находят грамматическую основу предложения, вспоминают определения главных членов предложения

Развитие памяти, умение анализировать

Выражают свои мысли,

соотносят их с мнением окружающих

Умение слушать,

сравнивать собственное мнение с мнением окружающих.

Сравнивают собственное высказывание с высказываниями одноклассников.

Развитие самооценки, саморегуляции

Организует работу по наблюдению за постановкой знаков препинания при обращении

Наблюдают за языковым материалом, делают выводы

Умение анализировать языковой материал. обобщать

Выразительно читают предложения из художественной литературы

Умение выразительно читать, слушать

Анализируют выполненную работу, находят собственные ошибки

Самоконтроль, понимание и решение поставленной учебной задачи

Физкультпауза

При выполнении упражнений произносят предложения с обращениями, затем анализируют их, выявляют художественное средство-олицетворение

Умение анализировать языковой материал, выявлять новое знание

Выразительно произносят вслух предложения из художественной литературы

Способность к выразительной речи

Осуществляют самоконтроль, саморегуляцию

Саморегуляция

Организация конкурса на лучшего чтеца текста художественного произведения

Читают с различной интонацией текст А.С. Пушкина « Свет мой,зеркальце, скажи…

Развитие умения выразительно читать текст в зависимости от настроения героя

Строят собственное высказывание по

иллюстрационному материалу

Уметь выражать свои мысли

Осуществляют самооценку и взаимоконтроль

Дают оценку деятельности одноклассников

Организует групповую работу по составлению предложений с обращениями.

Выступает в роли консультанта.

Применяют знания

на практике

Умение

анализировать, осмыслить новые знания, применить их

Работают в группах, высказывают собственное мнение. Представляют его классу

Взаимодействовать в группах.

Адекватно воспринимать ответы одноклассников.

Уметь полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнением других

Осуществляют коррекцию, самоконтроль и взаимоконтроль

Понимать и осуществлять поставленную учебную задачу

Организует самостоятельную работу учащихся по группировке предложений с обращениями

Распределяют предложения на 2 группы

Распределять учебный материал по задаче, опираясь на полученные знания

Корректно выражают свои мысли,

соотносят их с мнением окружающих.

Приходят к единому мнению

Уметь выражать свои мысли, соотносить их с мнением других.

Осуществляют коррекцию, самоконтроль и взаимоконтроль

Понимать и осуществлять поставленную учебную задачу

Организует учащихся на получение знаний из индивидуального сообщения.

Показывает разные источники получения знаний.

.

Работа с различными источниками информации

Умение работать с различными источниками информации

Слушают сообщения, анализируют и обобщают.

Уметь сравнивать, находить общее, обобщать полученные знания. Умение получать знания из сообщения.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Понимать и осуществлять поставленную учебную задачу, оценка деятельности одноклассника

4-ый этап. Обобщение знаний

Обобщают полученный материал на уроке

Ответ на вопрос: « Что узнали об обращении?»

Отвечают на вопросы

Приходят к единому мнению

Обобщают полученные знания

Подводят итоги своей работы

Дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников

5-й этап. Рефлексия.

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах их деятельности на уроке.

Делают выводы урока

Уметь подводить итоги по достигнутым либо недостигнутым результатам.

Выслушивают различные мнения одноклассников, подводят итоги работы.

Умение слушать.

Сравнивать собственное мнение с мнением окружающих.

Подводят итоги своего участия в работе и определяют свой вклад в общее дело.

Оценивают эмоциональное состояние.

Проводить самооценку, определять уровень своей активности на уроке.

6-й этап. Домашнее задание

Объясняет сущность домашнего задания.

Предоставляет выбор разноуровневых заданий

Самостоятельно определяют уровень для выполнения домашнего задания.

Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

Слушают и уточняют задание, задают вопросы

Адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой.

Продуктивно осуществлять саморегуляцию


 


 


 


 


 


 

Задачи этапов

Содержание учебного материала

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Коррекционная работа

1.Организационно- мотивационный этап

Создание положительной эмоциональной и целевой установки, формирование организационных умений у учащихся(1 мин.)

 

Проверяет готовность обучающихся к уроку.


 

Здравствуйте, ребята! Каждый день мы обращаемся друг к другу с приветствиями, просьбами, пожеланиями. Для этого в русском языке есть особые средства, сегодня мы о них узнаем.

 

Подготовка учебных принадлежностей.

Внимательно слушают

Подготовка рабочего места для занятий,

положительный настрой на урок.

Посадка учащихся с ОВЗ на 1-2 парту в поле зрения учителя.

2.Определение темы и целей урока

Развитие способности к целеполаганию, планированию познавательной деятельности

(5 мин.)

 

- Посмотрите на слайд( Слайд 2) К какой сказке известного писателя сделана эта иллюстрация?

-Что значит слово «кликать»?

-Прочитайте слова рыбки. В чем особенность этого предложения?

-В этом предложении есть слово «старче». Есть ли такое слово в русском языке?

-Почему же А.С. Пушкин использует его? Значит, оно было? Что стало с ним? Вам интересно узнать об этом, ребята? Сегодня нас ждет много открытий.

-Подумайте, о каком грамматическом понятии можно говорить по строчкам сказки: « Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка, спросила: « Чего тебе надобно, старче?»

-Итак, тема нашего урока

«Понятие об обращении».

Ребята, какие задачи поставите перед собой на уроке?

- Обобщение учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что такое обращение, будем учиться употреблять обращения в речи, ставить знаки препинания при обращении, выразительно читать предложения с обращениями, узнаем факты из истории языка.

 

Ребята, а как вы считаете, что нужно сделать, чтобы решить задачи, которые поставлены на уроке.

-Обязательно на уроке будем выполнять указанные вами виды деятельности.

Ответ учащихся: « К сказке

А.С. Пушкина « О рыбаке и рыбке»»

Ответы учащихся: «Кликать», то есть звать, старик зовет рыбку».

Рыбка обращается к старику-герою сказки, называя его «старче».

Такого слова нет в русском языке.

Обращение.

Записывают тему урока в тетради

Примерные ответы учащихся:

«Открыть новые знания об обращении», «Учиться употреблять обращения в речи»,

« Узнать об истории обращений», « Выразительно читать предложения с обращениями», « ставить знаки препинания при обращении»

Нужно в предложениях найти обращения, самим составить предложения с обращениями, выразительно читать предложения с обращениями.

Мотивация учащихся, активизация познавательной деятельности,

формировать умение учиться планировать

учебную деятельность

Контроль записей в тетради

Выслушать мнение учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Определение видов деятельности для достижения планируемых результатов.

3. Изучение и закрепление новых знаний

Мотивация на получение новых знаний, актуализация изученного, для учащихся с ОВЗ - включение в активную учебно-образовательную деятельность по изучению темы, коррекция познавательных способностей, коммуника

тивных, регулятивных умений

(2 мин.)

Понятие «обращение», грамматическая основа предложения, знаки препинания при обращениях,

звательная интонация в предложениях с обращением.

- Ребята, каким бы вы хотели услышать к себе обращение одноклассников?

- Все хотите, чтобы обращение было вежливым. Посмотрите на слайд. ( Слайд 3) Прочитайте предложения.

-Какие задания вы предлагаете выполнить?

-Сравните два предложения , прочитайте предложение с обращением

-Встаньте те, кто считает, что это правильный ответ.

-Какое бы определение понятию

« обращение» вы дали?

-Проверим себя, узнаем, какое определение дают этому понятию авторы нашего учебника.

Сравните два определения?

-Итак, что же такое обращение? Сделайте вывод.

Ответы учащихся могут быть разные.

Читают предложения.

Ребята используют в речи вежливые слова.

Ребята, используйте в речи вежливые слова.

Найти предложение с обращением, выделить грамматическую основу, понять постановку знаков препинания

Читают предложение: « Ребята, используйте в речи вежливые слова».

Ответы учащихся: « Обращение – это слово, которое называет того, к кому обращаются с речью»

Открывают учебник, находят определение, читают вслух, сравнивают , находят новое знание.


 

Обращение- это слово или словосочетание, с помощью которых называют того, к кому обращаются с речью

Мотивировать учащихся с ЗПР на изучение новой теме

на конкретном примере из жизненной ситуации. (Первые отвечают дети с ЗПР).

Актуализация знаний, умений, планирование деятельности


 


 

Обеспечение здоровьесбережения


 

Учитель спрашивает учащихся с ЗПР (не первыми).


 

Развивают познавательные учебные действия - умение сравнивать, делать выводы.

Организована поэтапная работа с термином для его осмысления, запоминания, применения на практике.

Синтаксическая роль обращения

(3 мин.)

Синтаксическая функция обращений

-Ребята, запишите предложение с обращением и подчеркните грамматическую основу предложения.


 


 


 


 

-Видите, ребята, задание вы выполняли одно, а сделали его по-разному. Значит, вам не хватает знаний или умений применять их на практике. Как вы считаете, что нам надо знать, чтобы выделить грамматическую основу.

-Производит ли в данном предложении предмет «ребята» действие?

-Дайте характеристику предложения по цели высказывания.


 

-Попробуйте определить грамматические связи между словом «ребята» и «используйте», попробуйте задать вопрос.


 


 

-Итак, какое знание открыли. Мы не можем задать вопрос от обращения, оно не связано грамматически с другими членами предложения.

Условное обозначение обращения-галочки.

-Понаблюдайте, как обращения выделяются на письме? ( Слайд 3,4)

Записывают предложение:

« Ребята, используйте в речи вежливые слова», выделяют и называют грамматическую основу.

Ответы получились разные:

« ребята используйте»,

« используйте»

Подлежащее обозначает предмет, который производит действие, отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое обозначает действие предмета.

Нет.

Предложение побудительное, содержит лишь побуждение предмета к действию.

Учащиеся проводят лингвистический эксперимент и делают вывод, что обращение не является членом предложения.

Анализируют предложения.

Ребята, используйте в речи вежливые слова. Ребята! Используйте в речи вежливые слова!

Делают вывод.

Обращения на письме выделяются запятыми, восклицательным знаком.

Используется прием затруднения для развития мотивации и активизации познавательной деятельности


 


 

Участие детей с ЗПР в побуждающем диалоге


 


 

Развитие умений анализировать, делать вывод.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Знаки препинания при обращении

(3 мин.)

 

-Запишите предложение. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. Из какой сказки предложение?

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

-Прочитайте предложение со знаками препинания, объясните их постановку.

-Встаньте те ребята, кто согласен?

Отвечают, что предложение взято из сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»

Записывают предложение.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Читают, объясняют постановку знаков препинания

Перед письмом массируют, разогревают руки, снимают напряжение.

Здоровьесбережение-смена видов деятельности, динамическая пауза

Физкультминут

ка

(2 мин.)

 

Первое упражнение

«Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок»- так обращается царевич Елисей к месяцу. Мы тоже обратимся к месяцу: встаньте на цыпочки, поднимите левую руку вверх, затем правую, потянитесь.

Второе упражнение« Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна!

( Выполним круговые движения туловища сначала влево, затем вправо)

-Что заметили в стихотворных текстах физкультминутки?

-В чем особенность обращений?

-Какой можно сделать вывод?

-Такие обращения используются часто в поэтической речи, являются средством выразительности - олицетворением.

Выполняют упражнения, проговаривают предложения с обращениями

Использовались отрывки из сказок А.С. Пушкина.

В предложениях употреблены обращения к месяцу, волне.

Обращения могут называть не только лицо, но и неодушевленное существительное.

Здоровьесбережение- физкультминутка

Выразительное чтение предложений с обращениями

( 6 мин.)

 

-Мы ставили задачу: учиться выразительно читать предложения с обращениями. На письме обращения выделяются запятыми или восклицательным знаком, а в устной речи произносятся со звательной интонацией. Если на конце предложения стоит восклицательный знак, то предложение необходимо прочитать с восклицательной звательной интонацией.

Конкурс. Прочитать строчки из произведения А.С. Пушкина с различной интонацией:

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи,

Кто на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Учитель вручает победителю конкурса на лучшее чтение произведений с обращением зеркальце.


 


 


 


 

Все желающие читают строчки А.С. Пушкина, оценивают чтение, определяют победителя конкурса

Эмоциональное развитие детей с ЗПР


 


 

Самооценка, взаимооценка

Работа в группах.

( 10 мин.)

 

-Вы научились различать предложения с обращениями, читать их выразительно.

Предстоит составить предложения с обращениями. Объявляет задание для групп. Представим, что прошло 33 года и вам исполнилось 45 лет. Вы получили прекрасное профессиональное образование и работаете по разным специальностям. Кем вы мечтаете стать?

Проверка работы в группах.

Сделаем вывод.

Действительно, обращение делает общение приятным или неприятным, позволяет выразить отношение друг к другу.

В 80 годы 20 века в « Литературной газете» была напечатана юмореска В. Резниченко « несуществующее существительное, в которой автор рассказал о том, какие мучения он перенёс, покупая в магазине зубную щетку. Дело в том, что продавец не откликалась ни на одно обращение. Он называл её «девушка», «женщина»,

« мадам», « сударыня», «хозяйка», «гражданка» « товарищ продавец»,

« мамочка». Но она так и не откликнулась? Как вы считаете, почему?

Как эта проблема решена сейчас?

Ответы детей: « врачом»,

« главным инженером», «экономистом», « учителем» и др.

Представьте, что вам 45 лет. Как к одному из вас будут обращаться ваши дети, коллеги по работе, друзья. Составьте предложения и запишите их.

Примерные ответы.

Мамочка, пойдём в цирк! Анна, приглашаю тебя на лыжную прогулку. Анна Андреевна, необходимо сегодня сдать документы на медицинский осмотр.

С помощью обращений мы можем назвать человека по имени, по имени-отчеству, по статусу.

Продавцу не нравились обращения , и она не отозвалась ни на одно из них.

У продавцов есть бейджики, к ним можно обратиться по имени-отчеству.

Ориентационная направленность задания

Осуществление контроля записей в тетради

Развитие коммуникативных умений, взаимодействие в группе, презентация результатов, динамическая пауза, развитие мышления

Самостоятель

ная работа (7 мин.)

 

-Из предложений выпишите предложения с обращениями: 1 вариант – с одобрительными, 2 вариант- с неодобрительными.

-Из какого произведения эти предложения? Кто автор сказки?

-А теперь вернемся к началу урока.

(Слайд 2)

Когда- то на Руси не было понятия «обращения». Но люди обращались друг к другу? Что же было вместо обращения? Об этом расскажет ….

Выполняют задание, работая с предложениями:

1.Смилуйся, государыня рыбка!

2. Дурачина ты, простофиля! Выпросил ,дурачина, корыто!

3.Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

4.Поделом тебе, старый невежа!

Предложения из сказки А.С. Пушкина « О рыбаке и рыбке»

Сообщение учащейся.

Звательный падеж считался седьмым падежом в русском языке до 1918 года. Служил для выражения грамматического обращения. Старый звательный падеж сохранился в современных словах «Боже», «Господи», «старче», «отче» и других. Другая форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча».


 

Использование языкового материала для достижения планируемых результатов

Отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля

Развитие восприятия, расширение осведомленности

4.Обобщение и систематизация знаний.

Обобщение

( 2 мин.)

 

-Что вы узнали об обращении?

-Молодцы! Вспомним задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока. Реализовали ли мы их?

Ответы учащихся

 

Контроль достижения планируемых результатов

5.Рефлексия.

Подведение итогов(2 мин.)

 

Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работы класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом. Чьи ответы вам больше всего понравились

Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты

Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке, дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом.

Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое несогласие с оценками за работу на уроке.

Формирование умения слушать и слышать, понимать речь других, самооценка, взаимооценка

6. Домашнее задание.

   

Объявляет домашнее задание, записывает на доске.

Дает инструкцию по выполнению домашнего задания:

§ 22,

выполнить упражнение 303( найти обращения, определить название сказок и мена сказочных героев) или выписать из

« Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина несколько предложений с обращениями

Используя информационные ресурсы (учебник, текст сказки А.С. Пушкина) выполняют задания

Отработка навыков самоконтроля.

Дает дифференцированное домашнее задание для учащихся с ЗПР (упражнение 303)

 

Понятие об обращении
PPT / 352.5 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.