12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Смирнова Елена Сергеевна271 Россия, Костромская обл., Мантуровский район п.Октябрьский |
Урок химии в 9 классе по теме «Водород»
Урок химии в 9 классе
Тема: «Водород»
УМК: О.С. Габриелян
Цель: способствовать формированию знаний у учащихся о водороде как элементе и простом веществе.
Задачи:
Образовательные: рассмотреть положение водорода в Периодической системе, рассмотреть строение атома и молекулы водорода, изучить физические, химические свойства водорода, его получение и применение.
Развивающие: продолжить развитие критического мышления, развитие творческих способностей учащихся, формировать умение систематизировать и обобщать информацию.
Воспитательные: содействовать повышению интереса к предмету химия, формированию умений работать в группе и индивидуально, воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология: технология развитие критического мышления (ТРКМ)
Оборудование: ноутбуки (три) для просмотра модулей, пробирки, цинк, раствор соляной кислоты, карточки с заданием.
Используемые цифровые образовательные ресурсы:
Водород - простое вещество. Физические свойства водорода
Химические свойства водорода
Получение и применение водорода
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приёмы обучения |
Вызов (10 минут) | Приветствует учащихся, настраивает на учебную деятельность. Демонстрирует опыт «Взаимодействие цинка с соляной кислотой», предлагает учащимся определить, какой газ выделился, и сформулировать тему урока. Предлагает учащимся выполнить задания на карточках, чтобы выяснить, что они знают о водороде (Приложение 1, таблица 1). Предлагает обсудить в парах, что бы хотели узнать о водороде. Записывает на доске в виде плана. | Настраиваются на работу на уроке. Наблюдают за демонстрацией опыта, определяют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. Выполняют задания на карточках: определяют достоверность утверждений. Обсуждают в парах, чтобы хотели узнать по теме урока, составляют план изучения темы. | словесно-наглядный, демонстрационный прием "Верные и неверные утверждения" |
Осмысление (25 минут) | Предлагает определить место водорода в Периодической системе. Спрашивает, почему в Периодической системе водород занимает два места. Чтобы ответить на этот вопрос предлагает учащимся, работая с учебником (§17 с.98), заполнить таблицу в тетради, сделать вывод (Приложение 1, таблица 2). | Определяют положение водорода в Периодической системе. Работают с учебником (§17 с.98), заполняют таблицу, делают вывод. | словесно-наглядный, приём «Сводная таблица» |
Предлагает учащемуся, подготовившему сообщение, рассказать об истории открытия водорода. | Рассказывает об истории открытия водорода | словесный | |
Организует работу в группах по инструктивным картам (Приложение 2). Группа 1. Физические свойства водорода. Группа 2. Химические свойства водорода. Группа 3. Получение и применение водорода. | Самостоятельная работа учащихся с текстом: чтение с пометками, заполнение таблицы; просмотр модулей, формулирование выводов по теме. | словесно-наглядно-практический, приём «Инсерт» | |
Предлагает представителям от групп выступить с отчётом о проделанной работе. | Представители групп выступают с отчётами, остальные учащиеся фиксируют в тетради основные выводы. | словесный | |
Рефлексия (10 минут) | Предлагает ответить на вопрос, что нового узнали о водороде. Предлагает вернуться к утверждениям, оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Подводит итог урока. Организует деятельность учащихся по самооценке своей работы. Объясняет домашнее задание: § 17, составить синквейн по теме урока. | Отвечают, что узнали нового о водороде. Оценивают достоверность утверждений, заполняют вторую колонку таблицы. Оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание. | словесный, прием "Верные и неверные утверждения" |
Приложение 1
Прием "Верные и неверные утверждения"
Таблица 1
Утверждения | До изучения материала (предположения) | После изучения материала |
Водород – самый распространённый элемент во Вселенной. | ||
Название «водород» ввёл английский химик Г. Кавендиш. | ||
Водород занимает двойственное положение в ПС Д. И. Менделеева. | ||
Молекула водорода состоит из одного атома. | ||
Водород – бесцветный газ без цвета и запаха. | ||
Для водорода характерны реакции окисления и восстановления. | ||
Для получения водорода используют только лабораторный способ. | ||
Приборы, используемые для получения водорода – аппарат Киппа, прибор Кирюшкина |
Приём «Сводная таблица»
Таблица 2
Водород и щелочные металлы | Линии сравнения | Водород и галогены |
Количество электронов на внешнем уровне | ||
Отдаёт или принимает электрон | ||
Свойства (окислительные, восстановительные) | ||
Степень окисления |
Приложение 2
Инструктивная карта для группы № 1
Изучите предложенный материал по теме «Водород в природе. Физические свойства водорода»:
а) Откройте учебник на странице 98, 100 параграфа 17 и, используя приём «Инсерт», прочитайте текст, расставляя на полях учебника карандашом следующие значки:
«V» – уже знал
«+» – новое
«?» – не понял, есть вопросы.
После прочтения текста вернитесь к своим пометкам и заполните таблицу:
Уже знал «V» | Узнал новое «+» | Не понял. Есть вопрос «?» |
б) Просмотрите модуль по теме.
Обсудите в группе полученную информацию. Если остались вопросы обратитесь за помощью к учителю.
Сформулируйте выводы по теме.
Инструктивная карта для группы № 2
Изучите предложенный материал по теме «Химические свойства водорода»
а) Откройте учебник на странице 99-100 параграфа 17 и, используя приём «Инсерт», прочитайте текст, расставляя на полях учебника карандашом следующие значки:
«V» – уже знал
«+» – новое
«?» – не понял, есть вопросы.
После прочтения текста вернитесь к своим пометкам и заполните таблицу:
Уже знал «V» | Узнал новое «+» | Не понял. Есть вопрос «?» |
б) Просмотрите модуль по теме.
Обсудите в группе полученную информацию. Если остались вопросы обратитесь за помощью к учителю.
Сформулируйте выводы по теме.
Инструктивная карта для группы № 3
Изучите предложенный материал по теме «Получение и применение водорода»
а) Откройте учебник на странице 101-102 параграфа 17 и, используя приём Инсерт», прочитайте текст, расставляя на полях учебника карандашом следующие значки:
«V» – уже знал
«+» – новое
«?» – не понял, есть вопросы.
После прочтения текста вернитесь к своим пометкам и заполните таблицу:
Уже знал «V» | Узнал новое «+» | Не понял. Есть вопрос «?» |
б) Просмотрите модуль по теме.
Обсудите в группе полученную информацию. Если остались вопросы обратитесь за помощью к учителю.
Сформулируйте выводы по теме.