12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Калашникова25
Россия, Пермский край, Чусовой

7


 

Калашникова Е.Н.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия»

 

Литературное чтение 3класс

Урок 64.

Тема раздела: ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ

Тема: Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака»

Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Оборудование: презентация, фрагмент мультфильма «О всех на свете», сигналы +, -

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

2

- Продолжается наш учебный день. Поприветствуем улыбкой гостей. Настроимся на плодотворную работу. Слайд 2

1. Чтение стихотворения Б. Заходера. Прогнозирование названия раздела.

Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Заходера.

Определите тему стихотворения.

Как бы вы его озаглавили? Эта «Песенка о всех на свете» звучит в мультфильме «О всех на свете», герои которого – Ягнёнок, щенок Чмок, маленький Котёнок.

- Я предлагаю вам посмотреть отрывок из этого мультфильма.

Почему мы начали урок с этого стихотворения? Как вы думаете, о чём будут произведения следующего раздела?

Вспомните сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Какие строчки из сказки могли бы стать эпиграфом этого раздела? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».)

Если бы вы были художниками-оформителями учебника, какие рисунки вынесли бы на разворот раздела?

Теперь откроем учебник и прочитаем название раздела. (стр.74-75) слайд 3

- Какие животные могут жить в нашем доме? (Домашние, дикие, дрессированные) Составление кластера.

2. Введение в раздел.

О каких животных мы будем читать? Как догадались? (По иллюстрациям.)

Произведения о животных каких авторов вы любите читать?

Какие произведения о домашних животных вы уже читали? (Ю. Коваль «Дик и черника», С. Михалков «Щенок», Е. Чарушин «Томкины сны».) слайд 4

Что предстоит прочесть? (Чтение «Содержания», с. 207.)

Какие животные есть у вас дома?

Что бы вы хотели ещё узнать об их жизни?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 4 2 2 4

1. Чтение стихотворения В. Берестова «Прощание с другом». (стр.76) (слайд 5)

1. Работа с текстом до чтения.

Прочитайте фамилию автора, название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию.

О каком друге мы узнаем из стихотворения?

Какие это стихи: весёлые или грустные? (Предположения детей.)

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельное чтение про себя).

Подтвердились ли наши предположения о герое, настроении?

2. Повторное чтение вслух частями и беседа-размышление по ходу чтения.

Валентин Берестов

ПРОЩАНИЕ С ДРУГОМ

Он сбежал у меня на глазах. («...у меня на глазах» –

т.е. герой … (видел, как убегает его друг – ёж). О чём сразу хочется

спросить автора? (Почему? Что случилось?))

Я его провожаю в слезах.

Мы с ежом замечательно жили,

Уважали друг дружку, дружили,

Позволял он потрогать брюшко.

Он с ладошки лизал молоко. (Действительно, дружили по-настоящему.)

У него была милая рожица.

Не любил он колоться и ёжиться. (Значит, ёжику тоже нравилась такая замечательная жизнь?)

Но открытой

Оставили дверь,

И сердитый

Бежит он теперь.

Как чужой, и шипит он, и колется. (Что же случилось? Почему так изменилось поведение ежа?)

Проводил я его до околицы. (То есть до конца деревни.)

И в колючей траве он исчез,

И, свободный, отправился в лес. (Получили мы ответ на наш вопрос?)

3. Обобщающая беседа.

а) Чьими глазами мы видим жизнь друзей («замечательно жили»)?

б) А ёж был согласен с тем, что его жизнь замечательная?

в) Сердится ли герой стихотворения на своего друга-ежа?

г) Как понимаете последнюю строчку стихотворения? (Как бы хорошо ни жилось ежу в доме героя, он был в неволе. Теперь по-настоящему свободным спешит в родной лес.)

д) Сколько в стихотворении частей? Какие? (Две: как жили и что

случилось.)

е) Какие картинки вы бы нарисовали к каждой части?

ж) Почему автор именно так озаглавил стихотворение, а не «Прощание с ежом»?

4. Подготовка к выразительному чтению.

- Выразительно прочитать это стихотворение нам поможет словарь настроений (слайд 6) и умение интонировать (слайд 7).

Дети готовятся в паре: расставляют паузы, логическое

ударение.

5. Выразительное чтение. По желанию детей по 1 паре от ряда выразительно читают стихотворение.

6. Беседа об авторе. (слайд 8)

Каким вы представляете автора стихотворения Валентина Берестова?

Что скажете о нём по названиям его стихотворений: «Котёнок», «Воробушки», «Рыбка строит дом», «Верблюжонок». Да, он очень любил животных

Читая стихи В. Берестова, мы видим его разным. Перед нами то ироничный собеседник, то добрый сказочник, то озорной выдумщик.

Как вы думаете, почему это стихотворение открывает раздел? (Автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу, пробудить гуманные чувства у читателя, заставить задуматься, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.)

Физминутка. (слайд 9)

-Внимание на экран. А это что за текст?

-Прочитайте текст и выполните движения.

2. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Морская собака». (стр.89) (слайд10)

1. Работа с текстом до чтения.

Мы уже не раз встречались со стихотворениями Генриха Вениаминовича Сапгира. Какие это были стихи? («Нарисованное солнце», «Четыре конверта» – весёлые, озорные, ритмичные…)

Что ждёте от встречи со стихотворением Г. Сапгира, которое называется «Морская собака»? О чём хотите сразу спросить?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

Вы поняли, о какой собаке идёт речь? (О морском животном.)

А почему такая иллюстрация на с. 89? (Это шутка художника.)

Как вам кажется, автор придумал эту историю или она произошла на самом деле?

Какое это стихотворение? (Весёлое, шутливое, озорное.)

3. Повторное чтение с комментариями.

После первого четверостишия:

Почему по ошибке? (Герой удивлён: вроде похоже животное на собаку, но с рыбьим хвостом.) А почему слово не договорил до конца? (От удивления.) Попробуйте прочитать первые четыре строчки и передать это удивление.

После второго четверостишия:

Наш герой пытается убедить морскую собаку, что на настоящую она вовсе не похожа. А что же в ответ? Читаем дальше.

После чтения до конца:

Расстроилась ли морская собака, что не очень похожа на настоящую?

(Нет, конечно! Главное – у неё есть хвост, и им можно вилять!)

4. Беседа.

Оправдались ваши ожидания?

Да, стихотворение весёлое, озорное, шутливое. А художник тоже оказался человеком с чувством юмора и нарисовал… настоящую собаку, но с рыбьим хвостом!

-Хотите узнать, как выглядит настоящая морская собака? (Слайд 11)

5. Выразительное чтение. Работа со словарём настроений, интонирование. (Слайд12)

Подведём итоги нашей деятельности на уроке. Желающие могут принять участие в эстафете читательского творчества. (Слайд 13) Давайте определим место наших новых произведений в кластере. (слайд 14)

-Какие умения формировались на уроке? (слайд15) (Читать текст выразительно, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам, выказывали своё отношение к героям.)

-Оцените свою деятельность, деятельность класса. (слайд16)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

ΙΙΙ. Итог.

Чтение авторского текста на с. 76.

В этом разделе мы прочитаем разные произведения: и серьёзные, и

весёлые, но все они будут очень интересные!

 

ΙV. Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вы бы предложили одноклассникам?

Выучить наизусть одно из стихотворений. (слайд15)

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.