12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Подгорелова Елена Сергеевна79
Россия, Ставропольский край, п.Новокумский

Тема урока: Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи».

Цели: создать условия для ознакомления учащихся с произведением Д.Хармса и С.Маршака, совершенствование навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.
Тип урока: решение учебной задачи. Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.
Предметные: выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответствующей смыслу содержания текста, определять настроение. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях,событиях)
Метапредметные:
Регулятивные: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Познавательные:
Общеучебные: способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приёмами слушания. 
Логические: выделяют существенную информацию из стихотворения, характеризуют героев. Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: понимают ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности.

Ход урока


Инициация

- приветствие

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.

- настрой на урок

Я буду называть предложение, а вы. Если согласны, хлопните в ладоши1 раз.

Дети, вам тепло?

В классе светло?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит, можно всем садиться. Послушайте, какая тишина! И мы не будем тратить время зря. Сейчас же приступим к работе.

- мобилизирующий этап урока

Начнём работу с чистоговорки. СЛАЙД

Да-да-да – в речке чистая вода.

Ни-ни-ни – другу подмигни.

Ил-ил-ил – на урок спешил.

Ю – ю – ю – я люблю семью.

Ва-ва-ва – высохла трава.

Чёв- чёв- чёв – трудность ни почём.

Прочитайте 1 столбик чистоговорки. Что получилось? Как вы думаете, как это имя связано с нашим уроком? А что вы уже знаете об этом писателе?

- целеполагание

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством этого писателя. А вот название этого произведения вам предстоит расшифровать. Каждой букве из таблицы соответствует число. Поставьте буквы в нужной последовательности и прочитайте название произведения. СЛАЙД

(расшифровывают название)

5129341 7686

е

с

л

ы

в

и

ч

ж

ё

Как же называется произведение, с которым мы будем работать? А кто такие чижи?

Чиж – это птичка тихая, робкая, неприметная, отлично умеет маскироваться. Чижик – птичка – трудяжка. Ни секунды не сидит на месте!СЛАЙД

Введение в тему (открывается слайд с портретами писателей)СЛАЙД

Что необычного вы заметили? Совершенно верно, новое произведение – результат совместного творческого труда двух поэтов Хармса и Маршака. Такое творчество называется – сотворчество. Как вы думаете, судя по названию, о чём будет это стихотворение? Обратите внимание, на подпись под название. Прочитайте. Что такое детский дом? (это воспитательное учреждение, где живут и воспитываются дети, которые остались без семьи). Я подчёркиваю, дети. Так о чём будет стихотворение: о птицах или о детях ? У нас возникла проблема. Выяснить сможем только тогда, когда прочитав его.

- Словарная работа

Стихотворение было написано очень давно, в 1929 году, а напечатано впервые 1930 году в журнале «ЧИЖ», поэтому в нём очень много незнакомых и трудных слов. Разобраться с ними нам поможет толковый словарь Ожегова и словарь в конце нашего учебника. Откройте их на с. 216. ( чтение хорошо читающими детьми и работа со словарём сильными детьми)

Судомойка – женщина, которая моет посуду (объясняют уч-ся))

Кухарка – от слова кухня», повар.
На посылках – тот,кто подносит необходимые вещи, помощник.
Кочерёжка – кочерга

Коромысло – деревянная дуга, на которой носили вёдра с водой от колодца или реки

Таратайка – двухколёсная повозка

Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты

Оглобля – длинная палка, которая крепится одним концом к оси, а другим- к дуге и хомуту лошади

цимбал – струнный музыкальный инструментСЛАЙД

Чтобы объяснить значение слова «Тромбон», посмотрите на иллюстрацию. На какой музыкальный инструмент похож? Что такое труба? (духовой музыкальный инструмент) Значит, сделайте вывод, что такое тромбон?

Со всеми трудными словами разобрались, приготовьтесь слушать.

Откройте учебники на с. 170, следите.

-первичное восприятие текста - аудиозапись

-работа над первичным восприятием текста

Кто главные герои этого текста?

Чем они занимаются?

Что описывает автор в стихотворении?

Почему автор их называет весёлыми?

А почему детей сравнивают с чижами?

-вдумчивое чтение

Сейчас у вас будет время прочитать стихотворение самостоятельно. Карандашом отметьте неизвестное, если такое осталось.

Чтение про себя

Чтение стихотворения по цепочке

Остались ли вопросы по прочитанному? Как читается стихотворение? (легко, ритмично, как песенка). Литературоведы считают, что лёгкость рифме придал именно Маршак.

Определите тему этого произведения (жизнь детей в детском доме)

А чему оно нас учит? (трудолюбию, быть дружными, не унывать). Посмотрите,

сколько уроков преподнесло нам это стихотворение!
- работа над скорочтением

Скажите, а вы любите играть? Я предлагаю этим сейчас и заняться. Но игры у нас будут необычными. Поиграем в «Прятки». Работаем на с. 170- 171. (учитель начинает чтение строки, дети находят и продолжают).

А «Догонялки» любите? А сами с собой когда-нибудь играли? Работаем с. 172-173. (Чтение на время отрывка, повторное чтение этого же отрывка) Кто сам себя догнал? А есть такие, кто смог перегнать?

- работа в парах

Друзья, мои! Как вы думаете, вы хорошо знаете текст «Весёлые чижи»? Проверим?

Перед вами отрывки из стихотворения. Прочитайте их и найдите лишне. Лишне подчеркните. Проверим. Назовите лишнее в вашем отрывке. У кого есть другое мнение?

РЕЗЕРВ ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ

Найдите и прочитайте отрывок к данной иллюстрации. Расположите картинки в правильной последовательности. Глядя на это ряд, мы можем рассказать о … (продолжите предложение)

Итог урока

Давайте вернёмся к проблеме, которая возникла перед чтением «Чижей». О ком это стихотворение: о детях или о птицах? Сделайте вывод, используя эти опорные слова. Приём ПОПС

Я считаю

потому что

В стихотворении говорится

Поэтому

Рефлексия

Наш урок подходит концу. Приготовили ладошку. Загибаем мизинчик (новые мысли, информация) Что удивило? О чём расскажу дома?

Загибаем безымянный (близкая цель) Что сделал именно я? Что удалось? Над чем поработать? Загибаем средний (состояние) Каким было настроение? Что тревожило? Загибаем указательный (услуга)Кому помог? О чём попрошу учителя? А направление большого пальца поможет мне понять, я достигла своих целей.

Оценивание

Домашнее задание

Придумайте продолжение стихотворения. Начало даю я: «за уроки сели, отбросив веселье, 44 весёлых чижа».


4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.