12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воронина Диана Ташбулатовна54
учитель начальных классов, стаж работы 23 года,руководитель МО
Россия, Оренбургская обл., Новотроицк
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин «Поет зима аукает...»

Урок литературного чтения .

Тема: С. Есенин «Поет зима – аукает…»

Цель урока:

-Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…».

-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.

-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, строить связный рассказ по картине Шишкина.

-Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.

-Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Личностные результаты -

учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;

научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Межпредметные результаты:

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.

П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение

Оборудование: учебник лит.чтения, портрет поэта, запись пьесы А.Вивальди «Зима»

Ход урока.

 1.Оргмомент. Мотивация к уроку.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – а они учат вас!


 

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  уроке.


 

2.Речевая разминка.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.


 

- Что такое снег? Из чего он состоит?

- Прочитать с ударением на выделенные слова. Найти рифмующиеся слова.

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Отгадайте загадку и узнаете куда мы сегодня с вами попадем.

На деревьях бахрома,

В белом инее дома.

Это значит — разгулялась

Наша русская .... (Зима)

- Правильно- в зимний лес.

Посмотрите за окном белые дорожки,

Все равно гулять пойдем, не замерзнут ножки.

А гулять мы с вами пойдем в зимний лес полный сказок и чудес,

Перед путешествием нам важно вспомнить народные приметы, чтобы хорошо ориентироваться в лесу.

Вороны летают и кружатся … (к морозу).

Сорока под стреху лезет … (к вьюге).

Облака против ветра идут … (к снегу).

Ворона кричит … (к метели).

Галки стаей собираются … (тепло накричат).

3.Введение в тему:

Итак, мы путешественники. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу». Давайте дадим клятву: (у каждого ученика)

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Становитесь, дети на лыжи и в лес!

Хором: Там, где лес из сосен рыжих,

Там, где снега кутерьма,

Побежим на быстрых лыжах.

Здравствуй, зимушка – зима!

-А что вы знаете о зиме? Ответы учащихся

4. Сообщение темы и цели урока

Многие художники, композиторы, поэты обращались к созданию образа зимы.

Художники используют краски для создания зрительного образа (обращается внимание учащихся на репродукции картин). Композиторы – музыку для создания звукового образа (прослушивание отрывка из пьесы А.Вивальди «Зима»).

Поэзия – словесный вид искусства. У поэта для создания образов в распоряжении только одно средство – слово. Талант помогает поэту найти из тысячи хранимых в его памяти слов одно, единственно верное, наиболее ярко передающее мысли и чувства поэта.

К изображению зимы обращались многие русские поэты: Пушкин, Некрасов, Фет, Тютчев и другие. И у всех это образ разный.

-Сегодня мы с вами узнаем, какой увидел зиму ещё один великий поэт…

- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию этого
поэта.

(Учитель читает, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.)

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты...

- Услышали ли вы эту фамилию?

Это Есенин.

Беседа

Посмотрите на его портрет. Кто узнал этого поэта?

-Может из вас кто-то знает его стихи? Читают по желанию.

Правильно, это С.А.Есенин. Сегодня мы будем говорить о творчестве этого русского поэта и познакомимся с его стихотворением «Поет зима – аукает...»

_Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

-Биографию С.А.Есенина

-Познакомиться с новым стихотворением

-Научиться выразительно читать стихотворение.

А может из вас кто-нибудь расскажет коротко биографию поэта? (задание давалось заранее)

Подготовленные ученики рассказывают о творчестве поэта.

- Какой теме чаще всего посвящены его стихи?

- Да, ребята, неслучайно он воспевает красоту природы нашей Родины.

- Можно ли найти ответ на этот вопрос в его биографии?

С раннего детства он любовался красотой русской природы, слушал народные песни и сказки. В доме поэта часто звучали народные песни, прекрасно пели его родители.

Прослушивание детьми музыкального произведения Г.В. Свиридова, посвященное памяти С. Есенина

Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Читать научился в 5 лет. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Первое стихотворение написал «Берёза». Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил специальный сборник стихотворений «Зарянка».

Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.

Словарная работа (на доске)

мохнатый

баюкает

стозвоном

сиротливые

5. Первичное чтение. Фонохрестоматия. «Поет зима – аукает...»

6.Чтение стихотворения детьми.

7. Работа по содержанию. Беседа

- Какие картины зимней природы представляются тебе при чтении стихотворения?

Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?

Что автор говорит об облаках?

Как поэт говорит о метелице? Как ещё можно назвать это явление? (Метель, вьюга…) Что это вы подобрали? (Синонимы)

Как поэт говорит о воробышках? Что он этим хотел показать?

Как поэт оживляет природу? (Зима поёт, аукает…)

Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворение и метафору.)

Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?

7. Словесное рисование картины

Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте словами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение.

4.Работа с текстом произведения.

-Замечательный русский поэт Александр Блок, говоря о стихах Сергея Есенина, писал: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».

- Вот и нам надо постараться увидеть, услышать, прочувствовать каждую строчку, каждое слово этого стихотворения. Чтобы каждое слово открыло сой «секрет», свой глубокий смысл.

-Перечитайте первые 5 строчек. Найдите слова, которые обозначают действия Зимы (поёт, аукает, баюкает). Эти слова помогают нам не только представить зиму как живое существо, но дают нам возможность и услышать её.

-А что сказано об облаках? Почему выбраны именно такие эпитеты: «с тоской глубокою», «седые облака»?

-Перечитайте следующие 6 строчек. Что говорится о метелице? Как вы себе представляете – «ковром шелковым стелется»? А почему сказано – «но больно холодна»?

-А что написано о воробышках? Чем отличаются слова – воробьи и воробышки? Почему именно так названы птички? С кем сравниваются воробышки? Почему?

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, удалось ли художнику передать образы несчастных птичек?

-Перечитайте следующие 6 строчек. Какими вы здесь видите птичек? Почему они жмутся друг к другу? Почему автор дважды повторяет родственные слова: прижались и жмутся?

-А как описана вьюга? Почему именно этот эпитет выбран – «с рёвом бешеным»?

-Прочитайте последние 6 строчек. Какими мы здесь видим птичек? А почему они названы «нежные»? А что написано о весне? Как вы думаете, что именно снится воробышкам?

Работа над выразительным чтением.

-Нам надо так научиться читать это стихотворение, чтобы и вы, и слушатель ярко представили эту : Суровая зима. Мрачное небо, по которому плывут низкие седые облака. Злая вьюга хозяйничает на улице. И маленькие пушистые комочки – воробышки жмутся у ока. И их сон о прекрасной весне.

-Вам помогут различные выразительные средства нашего голоса: громкость, темп, интонация и тембр.

Анализ выразительных средств

Найдите в тексте образы, которые рисуют нам картину зимы.

Слова выписываются на доске (зима, лес, метелица, воробышки, вьюга, весна)

Это "главные герои" стихотворения. С их помощью автор обозначил главные акценты.

Прочтите первые три строки. Попробуйте представить зиму в образе человека. Кто вам представляется: злая старуха, шаловливый ребенок, веселая девушка или заботливая мать? Почему? (Зима представляется в виде заботливой матери, которая поет и баюкает лес, словно свое дитя)

Какой прием использует автор, чтобы передать образ зимы? (Олицетворение)

Прочтите следующие три строки. Опишите картину, которое рисует вам ваше воображение. (Бесконечное, бескрайнее небо, по которому медленно и важно плывут седые облака)

Почему Есенин использует эпитет "седые"?

Следующий образ – метелица. С каким сказочным героем вы бы сравнили ее: со Снегурочкой, Снежной королевой или снежной бабой? Почему?

Как вы понимаете выражение "ковром шелковым стелется"? Как называется этот прием? (метафора)

Следующие строки описывают нам стайку воробьев. Подчеркните все глаголы, которые использует автор (прижались, озябли, жмутся)

Подберите синонимы к слову "озябли" (замерзли, продрогли, застыли)

Почему автор использует самое "мягкое" слово – озябли? (Оно звучит мягче, так бабушки говорят свои внукам).

Какими вы представляете себе воробышков? Давайте их изобразим.

Учитель читает текст, а группа учащихся изображает стайку воробьев.

Теперь на сцене появляется вьюга. Нарисуйте образ вьюги. Как бы вы описали ее характер? (злая, озлобленная, жестокая, суровая). Какие слова помогают автору передать эту злость вьюги? (стучит, с ревом бешенным, злится).

Как называется этот прием?

Теперь разберем последнюю строфу.

Почему пташки дремлют? (Как и вся живая природа, они зимой засыпают)

Какой образ появляется в конце стихотворения? (образ весны)

Какой прием использует автор? (олицетворение)

Найдите слова, которыми Есенин характеризуют весну? (в улыбках солнца, прекрасная, красавица)

Анализ лирических образов стихотворения

Работа с изображениями

Обратите внимание, что перед нами пронеслись три образа зимы: сначала она – заботливая мать, затем – Снежная королева, теперь – злобная и жестокая дама.

На доске появляются картины.

Почему так меняются характеры? Ответы учащихся.

А в самом конце перед нами красавица весна. (Учитель добавляет в галерею картину с изображением девушки-весны) Для чего автор вводит образ весны? (Это дает надежду, что бесконечные холода и вьюга закончатся, начнется новый сезон года, и маленькие птички еще будут радоваться и петь).

С каким настроением надо читать строки о:

седых облаках; (грустно, печально)

о метелице; (тревожно)

воробьях; (нежно)

вьюге; (зло, напористо)

весне? (радостно).

Несколько учащихся выразительно читают стихотворение.

Прослушивание романса

(Учащиеся читают вполголоса стихотворение. Потом 2 ученика читают вслух для всех.)

    VII. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.

-Понравились ли вам стихи Сергея Есенина?

-Что запомнилось больше всего?

-Возникло ли у вас желание прочитать другие стихи С. Есенина? (Обращается внимание учащихся на выставку книг.)

Оценивание работы учащихся на уроке.

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?

VIII. Домашнее задание: учиться выразительно читать стихотворение, по желанию – выучить наизусть.


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.