12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дутчина Наталья Николаевна403
Дутчина Наталья Николаевна. Работаю учителем начальных классов более 30 лет. Являюсь лауреатом районного конкурса "Учитель года", победителем ПНПО "Лучшие учителя России - 2009 года"
Россия, Кабардино-Балкарская респ., г. Майский

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

УМК «Перспектива»

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Тип урока: открытия нового знания

Цель урока:

- создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

- развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.

- формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.

- формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.

Планируемые результаты.

Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Метапредметные:

- познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.

Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.

Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.

Ход урока:

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня у нас на уроке много гостей, поприветствуем их.

- Откройте тетради и запишите дату, Классная работа.

II этап. Чистописание (О)

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья? (Осень)

- Назовите первый звук в этом слове?

- Дайте ему характеристику.

- Запись буквы О и соединений с ней.

III этап Актуализация знаний.

а) Словарная работа

- За окном осень - самое красивое время года. Нельзя не восхищаться красотой которую нам дарит природа.

- Словарную работу мы проведем на тему "Осень". (По лексическому значению коллективно отгадываю и записывают слово)

Урожай количество уродившихся плодов в одно время

Берёза - дерево с тонким белым стволом, символ нашей страны

Картина - произведение живописи в красках

Огород - участок земли для выращивания овощей.

Комбайн - зерноуборочная машина.

Богатство - множество, изобилие ,совокупность предметов,

Погода - состояние атмосферы в данное время в данной местности

Пшеница - хлебный злак, из которого изготовляют белую муку.

Ветер - движение потока воздуха

Дорога - место , по которому следует пройти или проехать, путь следования.

- Самопроверка. Оцените себя

б) Работа с предложением

Ветерок, красные, свежий, листья, по, желтые, и, гонит, дороге.

- Можно ли эту группу слов назвать предложением?

- Напомните, что же такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства.)

- Составьте из данных слов предложение?

(Свежий ветерок гонит красные и желтые листья по дороге)

- Сделаем синтаксический разбор этого предложения.

- Дайте характеристику этого предложения. (Это предложение распространенное, повествовательное, невосклицательное).

- Есть ли в этом предложении однородные члены? ( Да: красные и желтые)

- Как они связаны между собой? (Союзом и).

- Обобщим наши знания. Составление кластера

Предложение

По наличию второстепенных членов:   распространенные и нераспространенные.  

По цели: повествовательные, вопросительные, побудительные.

По интонации: восклицательные, невосклицательные.

Простое                                                Сложное

Одна  грамматическая основа           Несколько грамматических основ  

IV этап. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, вся ли информация о предложении добыта вами?

- Ну что ж, в споре рождается истина!

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

В сентябре синица просит осень в гости.

Плачет октябрь холодными слезами.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

- Как понимаете смысл пословицы?

- В каждом предложении выделите грамматическую основу. (На интерактивной доске).

- Что вызвало у вас затруднение? Почему? (В последней пословице несколько основ).

Мы наблюдали раньше такое явление? Какую задачу поставим на сегодняшнем уроке? (Узнать о предложениях с двумя грамматическими основами)

- Как вы думаете, как можно назвать предложение, которое состоит одной основы? (Простое).

-Тогда как можно назвать предложение, в котором несколько грамматических основ ? (Сложное).

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Мы будем говорить о простых и сложных предложениях.

Тема: Простые и сложные предложения

V. Работа над новой темой.

а) Открытие новых знаний

- Как вы думаете, а бывают ли предложения с тремя и более основами?

- Обратимся к учебнику стр. 75. упр.118.  

- Можно ли назвать это высказывание предложением?

- Прочитайте, что говорит об этом Ваня.

-Как вы понимаете, "Частей в этом предложении много"? (Каждая часть - это простое предложение, связанное по смыслу с остальными. Каждая часть состоит из подлежащего и сказуемого)

- Выпишите главные члены по образцу.

-«сень обнажалась…»

- Что такое сень? (Сень покров)

-Что значит «обнажалась лесов таинственная сень»?  (покров становился голым, облетала листва)

- Сколько получилось основ? (Пять).

- Слово профессору Ивану Ивановичу Самоварову.

- Как определить сколько частей в предложении? (Сколько грамматических основ, столько и частей)

- Какое же предложение мы назовем сложным?

Предложение в котором две и больше грамматических основ - сложное

- Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, сколько простых предложений, сколько и частей в сложном предложении. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены - своя основа. Части сложного предложения это не просто простые предложения. Они дополняю друг друга.

Между частями сложного предложения ставится запятая.

[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ], [ __ ‗ ]. (Вывешивается схема на доске)

б) Первичное закрепление .Работа в парах.

Задание:

- Из данных предложений выбрать и записать сложное предложение, выделить основы.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.

Проверка.

Физкультминутка

Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)

Поют птицы.

Ярко светит солнце, поют птицы.

Краб крабу сделал грабли.

В долине пар белеет тонкий.

Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака.

Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.

VI. Применение новых знаний. Знаки препинания в сложном предложении.

1.Наступил ноябрь. [ ___ ‗ ]

2.Дуют ветра. [ __ ‗ ]

3.Птицы попрятались. [ __ ‗ ]

Какие это предложения простые или сложные? (1,2,3 это простые предложения, т.к. в них по одной основе)

- Составьте одно сложное предложение и запишите его.

- Не забудем, что между частями сложного предложения ставится запятая

Наступил ноябрь, дуют холодные ветра, птицы попрятались.

- Части сложного предложения могут соединятся союзами и а но. Перед этими союзами тоже ставится запятая.

[ __ ‗ ] , и [ __ ‗ ].

[ __ ‗ ] , а [ __ ‗ ].

[ __ ‗ ] ,но [ __ ‗ ].

VII. Работа в группах:

Сложные предложения из простых. Озаглавит получившийся текст. Возможно использование союзов и а но

1 группа.

Наступила золотая осень.

Лес окрасился в разные цвета

Рябина стоит вся в красных бусах.

Листочки березы горят золотыми монетками.

Листья ясеня окрасились в жёлтый цвет.

Только елочка осталась зеленой.

(Наступила золотая осень, и лес окрасился в разные цвета. Рябина стоит вся в красных бусах, а горят листочки березы золотыми монетками. Листья ясеня окрасились в желтый цвет, и только елочка осталась зеленой)

2 группа.

Подул легкий ветерок.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Медленно кружатся в воздухе сердечки липы.

Сыплются желтые монетки с берёзы

Золотыми рыбками падают листочки ивы.

По колено в листьях деревья стоят.

(Подул легкий и ветерок, и зашумел в лесу золотой дождь. Медленно кружатся в воздухе сердечки липы, сыплются желтые монетки с берёзы, золотыми рыбками падают листочки ивы. По колено в листьях деревья стоят)

3 группа

Низко над землёй нависли тучи

Пошёл осенний мелкий дождь .

В лесу уже не поют птицы.

Только слышится шум дождя и хруст мокрых ветвей.

Скоро наступят холода.

Природа уснет до весны.

(Низко над землёй нависли тучи, пошёл осенний мелкий дождь. В лесу уже не поют птицы, а только слышится шум дождя и хруст мокрых веток. Скоро наступят холода, и природа уснет до весны)

VIII. Итог:

_ Что нового вы узнали о предложении? (Предложения бывают простыми и сложными) (Вывешиваются таблички)

- Из чего состоят сложные предложения? (из простых связанных одной мыслью предложений, которые на письме отделяются запятой)

IX. Рефлексия.

«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

«Дерево успеха» – зелёный лист – мне все удалось, жёлтый лист – у меня были проблемы, красный лист – у меня ничего не получилось

14. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока. Возможен вариант на полях + и -

​​​​​​​ Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания Оценка

Вид работы

Оценка

1. Словарный диктант


2. Синтаксический разбор предложения


3. Работа в парах


4. Запись сложного предложения


5. Работа в группа




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.