12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дедова Ирина Олеговна86
Россия, Вологодская обл., Череповец





Ф.И.О.: Дедова Ирина Олеговна
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): система развивающего обучения Л.В. Занкова

Тема урока: Глобус – модель Земли.

Тип урока: открытие новых знаний

Место урока в системе уроков: урок № 1 в теме «Из истории Земли»


Цель:

Формирование представления о глобусе как модели Земли.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:


Дать представление о моделях, познакомить с глобусом – моделью Земли.

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; развивать творческую инициативу и самостоятельность обучающихся.

Воспитывать доброжелательные отношения среди обучающихся в работе парами, группами.

Формировать оценочную деятельность.

УУД:

Предметные УУД:

 Регулятивные УУД:

 Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:
Личностные УУД:
 


Определение формы Земли, частей глобуса, цветов и линий на глобусе.

Принятие и удержание цели, выполнение действий по плану.

Умение слушать и слышать, умение работать в паре, четвёртке.

Понимание прочитанного, поиск нужной информации в учебнике, сравнение.

Положительное отношение к учебной деятельности, интерес к новому материалу.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Предметные результаты в области ИКТ:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:


Обучающийся научится:

Работать с глобусом, выделять его части, находить изучаемые понятия и объекты.

Работать с индивидуальными компьютерами.


Работать с текстом.

Оценивать себя.


Основные понятия:

Модель, глобус, полюс, экватор, материк, океан, ось, шар.

Межпредметные связи:

Литература, русский язык, технология.

Ресурсы:

 основные

 дополнительные


Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Окружающий мир 1 класс», разные виды глобусов, игрушечная модель, словарь, презентация, компьютеры, листы с тестовыми заданиями, пластилин, спички.



Основная часть

Структура и содержание урока.


Дидактическая
структура
урока

(этапы урока)

Планируемые результаты

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Положительная мотивация в учебной деятельности.

Прочитайте предложение.

Это девиз нашего урока:

Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать.

Как вы его понимаете?


В толковом словаре Ожегова «Постигать – понимать, объяснять, растолковывать смысл чего-нибудь»


Дать задание, контролировать выполнение.

Что значит постигать?

Где можно найти ответ?


2.Актуализация знаний учащихся

Отгадка: глобус.

Прочитайте загадку:

Познакомишься со мной и увидишь шар земной. Покажу тебе все страны, и моря, и океаны.


Работа в парах. Текст загадки на карточке на каждой парте и на слайде 1.

Доказательства.

Дать задание, контролировать выполнение.

Что является отгадкой?

Докажите, что отгадали правильно.

3.Целеполагание.

Формулируют тему урока, составляют план урока.

Ответить на вопросы учителя.


Определение темы урока, составление плана урока

Слайд 2.

Отвечают на вопросы.

Тема нашего урока «Глобус».



Работа в парах. Чтение пунктов плана и определение порядка.



Таким образом, план нашего урока:

1.Что такое глобус?

2.Первые глобусы.

3.Как устроен глобус?

4.Виды глобусов.

5.Линии и цвета на глобусе.

6.Как сделать глобус?

Есть ли этот предмет в классе? Как вы думаете зачем?

Правильно, сегодня на уроке мы будем изучать глобус. Будьте внимательными и активными, а как это у вас получится, вы проверите в конце урока.

А что значит, изучить глобус? Что мы должны узнать о глобусе?






3.Открытие новых знаний.

















Обучающиеся делают вывод, что глобус – модель Земли, узнают интересные сведения из истории глобуса, знакомятся с линиями, цветами глобуса, видами глобусов и их изготовлением.

1.Ответьте на вопросы:


Что же такое глобус?

Глобус – это шар?

А можно глобус назвать моделью Земли?

А что такое модель? Где можем узнать значение этого слова?

Что же такое глобус?



1.Ответы учеников.

Работа со словарём русского языка и учебником.

Модель – это уменьшенная копия какого – либо предмета. Слайд 3.

Работа с учебником (проверить, правильно ли определили, что такое глобус).

Вывод: глобус – модель Земли.


1.Задаёт вопросы, в ходе которых могут возникнуть проблемы.

Глобус - это латинское слово, переводится на русский язык как шар.

А вот этот маленький шар можно назвать глобусом? Значит, глобус не просто шар. А какой шар? Что значит земной шар? А такой размер у нашей Земли? Значит, глобус - это земной шар в уменьшенном размере.



Решили 1 задачу?

2.Ответить на вопросы:

Как вы думаете, когда люди стали создавать глобусы?

А когда думали, что Земля – лепёшка, могли создать глобус?

А первые глобусы были такими же как ваши?

А всю Землю раньше знали люди? Почему?



2.Отвечают на вопросы.


2.Рассказ учителя (сопровождается показом слайдов).

Один из первых глобусов был создан древнегреческим учёным Кратесом ещё во 2 веке до нашей эры. Сам глобус не сохранился, но рисунки его остались. Слайд 4. Посмотрите на рисунок глобуса Кратеса, он подтверждает наше предположение? Кратес жил в Греции, и поэтому на глобусе похожа только часть Земли расположенная близко к его месту жительства: это Средиземное море, часть Европы. Но остальное не похоже, так как большую часть мира он не знал, а создавал глобус по слухам и догадкам. Самый древний глобус, который дошёл до нас, был создан в 1492 году немецким учёным Бехаймом. Слайд 5. Но даже на нём отсутствует полмира. Он был сделан из телячьей кожи, натянутой на металлические рёбрышки. Наши глобусы точно воспроизводят нашу планету. А как люди достигли этого? Путешественники изучали нашу Землю по частям, создавая карты. Географы смогли соединить эти части. Эти сведения были подтверждены снимками из космоса.

Решили 2 задачу?


3. Рассматривание глобуса.

Из каких частей состоит глобус?

Для чего нужны эти части?










3.Практическая работа с глобусами в четвёртках по инструкции (в печатном виде):

1 – рассмотри,

2 – найди 3 части,

3 – сверь их по учебнику.

Работа с учебником.



3.Задаёт вопросы, контролирует выполнение практической работы.

Наши глобусы точно воспроизводят нашу планету, и поэтому помогут нам лучше её узнать. Но сначала нам нужно узнать, из каких частей состоит глобус? Рассмотрите глобус (пр.р.).

После пр. р. вопросы:

Какие части у глобуса? Для чего? (3 части: шар с изображением Земли, подставка, железная ось.)



Решили 3 задачу?


4. Все ли глобусы одинаковые? Сравните глобусы. Какой вывод можно сделать?


4.Практическая работа.

Сравнивают глобусы, имеющиеся в классе, находят отличия.


4.Глобусы бывают разные по размеру: богатыри, средние - с арбуз, маленькие - с апельсин. А какой нужен нам? Почему?

Бывают глобусы политические (показывают государства), физические (показывают поверхность Земли: равнины, горы, холмы), астрономические (звёздное небо) и др. Слайды 6-10.

Решили 4 задачу?


5. Посмотрите, ось выходит из глобуса в 2 точках. Что это за точки?

Покажите на глобусе Северный полюс, Южный полюс.

Посмотрите, на глобусе есть разные линии.

Как называются вертикальные линии? (меридианы)

А теперь посмотрите на линии, пересекающие меридианы поперёк. Как они называются? (параллели)

Почему так называются? Что значит параллельные? (никогда не пересекаются)

Посмотрите на все эти линии. Одинаково ли они нарисованы?

Работа на компьютерах в парах (с интерактивной программой): переместите названия линий и точек на глобусе на свои места.

У кого так же?

Кто допустил ошибки?

5.Отвечают на вопросы.

Работа с учебником.

Работа с глобусами в парах: показ нужных точек, линий.

Работа на компьютерах в парах (с интерактивной программой).



















Инструкция: 1.включить компьютер, 2.найти на рабочем столе папку: ГЛОБУС, 3.открыть её,

4.переместить мышкой названия на свои места (полюс, экватор, меридиан, параллель, материк, океан).

5.сверьте с учителем (открыть на интерактивной доске),

6.закройте папку,

7.выключите компьютер.


5. Задаёт вопросы, осуществляет контроль.

А теперь давайте ещё внимательнее рассмотрим изображение Земли на глобусе. Посмотрите, ось выходит из глобуса в 2 точках. Когда мы поворачиваем глобус, эти точки остаются неподвижными. А что это за точки? Откуда мы это можем узнать? (из учебника)

Посмотрите, на глобусе есть разные линии. Они точно сеть покрывают изображение нашей планеты. Есть линии вертикальные, сверху вниз, они постепенно сближаются и сливаются в 2 точках – наверху и внизу. Это меридианы.

А есть линии пересекающие их. Это параллели. Параллели не одинаковой длины, а чем ближе к полюсам, тем меньше.

Есть 2 линии толще других.

Как они называются? Одна опоясывает земной шар, это самая длинная параллель, называется экватор. Она делит глобус на 2 половинки: северное и южное полушария.

Другая линия – нулевой меридиан. Она делит земной шар на 2 половинки: западное и восточное полушария.

Как вы думаете, на Земле есть эти линии? А для чего они нужны на глобусе? (чтобы точно определять расположение любого объекта на Земле в градусах).

4.Физкультминутка:


На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты, как глобус покрутись,

А теперь остановись.

Дети выполняют движения.


Контроль.

5.Открытие новых знаний (продолжение).


6.Работа с глобусом.

Одинаково ли раскрашен глобус?

Что обозначают эти цвета?

На какие 2 группы их можно разделить?

Рассматривание глобуса, нахождение условных обозначений.

Определение основных цветов, деление их на 2 группы.


Задаёт вопросы. Подводит к выводу.

Сейчас вы были моделями Земли, а теперь вернёмся к работе с настоящей моделью – глобусом.

Посмотрите, одинаково ли раскрашен глобус? Посмотрите внизу условные обозначения. Что обозначает зелёный цвет на глобусе? Синий цвет? Коричневый цвет? Жёлтый цвет? Голубой цвет?

А что эти цвета обозначали на карте? Сделайте вывод.

На какие 2 группы можно разделить эти условные цвета? (Вода: голубой, синий. Суша: жёлтый, зелёный, коричневый.)

Как вы думаете, почему географы выбрали эти цвета? (Сходство с природой.)

Решили 5 задачу?

7.Как вы думаете, трудно сделать такой глобус? А где его делают? Как?

Как вы думаете, сможем ли мы сейчас в классе сделать глобус? Из чего? (пластилин, спички или зубочистки)

Ваша задача: сделать глобус так, чтобы показать на нём Северный и Южный полюс, экватор, ось.

Что вы можете рассказать по своему глобусу? Что не можете? Как вы сделали ось? Есть ли ось у Земли? Из чего: из железа или дерева? А у вас, когда поворачивались, из чего была ось? Земная ось – воображаемая линия.


6.Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.








Практическая работа (пластилин, спички или зубочистки).

6.Рассказ учителя сопровождается показом слайдов 11-14.

На фабрике. Картонные полушария склеивают между собой. Получается шар. Его оклеивают географической картой, состоящей из 12 долек, каждая похожа на арбузную корку.













Решили 6 задачу?


6.Формирование первичных умений на основе самоконтроля.




Проверка изученного.

Тестовые задания.

1) Что такое глобус?

Шарообразное тело.

Планета Земля.

Модель планеты Земля.

2) Какая часть у глобуса соединяет полюса (проходит через его середину)?

Шар.

Подставка.

Железная ось.

3) Есть ли у планеты Земля железная ось?

Да.

Нет.

4) Каким цветом на глобусе обозначена вода? (2 правильных ответа)

Синим.

Жёлтым.

Голубым.

Зелёным.

Коричневым.

5) Что на глобусе обозначено коричневым цветом?

Реки.

Горы.

Равнины.

Моря.

Холмы.

Выполнение самопроверки.

Выполнение тестовых заданий самостоятельно.

Самопроверка.


Даёт инструкцию, следит за её выполнением.

А сейчас вы проверите себя, как изучили глобус, с помощью тестовых заданий на листочках. Сначала внимательно выслушайте задание, потом прочитайте варианты ответов, выберите правильный и подчеркните его.

Читает вопросы и варианты ответов.

После выполнения, показывает на доске правильные ответы.

1. Модель планеты Земля.

2. Железная ось.

3. Нет.

4. Синим.

Голубым.

5. Горы.

Проверка: если вы выбрали такой же ответ, поставьте +, если другой -.

Встаньте, у кого 5 плюсов, 4, 3, 2, 1.

Молодцы!


7.Рефлексия.


Ученики адекватно оценивают себя.

Тема нашего урока?

Задачи урока?

Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Задаёт вопросы.

Назовите тему нашего урока. Все ли учебные задачи решены? Пригодится ли это нам в жизни? Оцените свою работу:

Я доволен….

Мне было трудно….

Расскажите дома, что вы узнали о глобусе.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.