12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гарипова Дилара МинниФаритовна376
Работаю учителем начальных классов с 1994 года. Высшее образование, высшая категория. Участвовала в районном конкурсе "учитель года-2002 г", "учитель года-2014 г"- лауреат.
Россия, Башкирская респ., село Магинск
2

В подводном мире



Окружающий мир

1 класс

Тема: В подводном мире.

Цель:

  • Дать представление о многообразии животного мира водоёмов.
  • Определить части тела и места обитания рыб. Выяснить виды рыб обитающие в местных водоёмах.
  • Развивать познавательный интерес.

Оборудование: таблица , персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран, учебник, рабочие тетради.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Игра «Как живешь?»

Ребята, настроимся на работу.

Учитель: Как живешь?

Дети: Вот так! (дети показывают поднятый палец вверх)

Учитель: А идешь?

Дети: Вот так! (имитируют ходьбу.)

Учитель: А бежишь?

Дети: Вот так! (имитируют бег.)

Учитель: Ну, а спишь?

Дети: Вот так! (складывают руки под щекой.)

Учитель: А за партою в школе сидишь?

Дети: Вот так! (показывают.)

Учитель: Какой урок нам предстоит сейчас? (окружающий мир.)

Я уверена, что все вы будете слушать внимательно, а думать самостоятельно.

 

II. Актуализация знаний. Проверка полученных знаний.

Учитель: Окружающий мир очень многообразен и изменчив. Рассмотрите животных, назовите их и скажите на какие группы вы разделили бы этих животных? (слайд 1)

Здесь будет файл: /data/edu/files/b1458316165.ppt (презентация)

- Назовите отличительные признаки каждой группы.

1. Фронтальный опрос.

- С какой группой животных мы знакомились на предыдущих уроках?

- Назовите главный признак насекомых

- Из чего состоит их тело?

- Каких насекомых называют общественные? Почему?

2. Работа в парах. Компьютерный тест.

 

III. Постановка темы и цели урока.

Послушайте загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

(Рыбы) ( Слайд 2)

- О ком сегодня будем говорить на уроке ? (О рыбах)

Тема урока «В подводном мире»( слайд 3)

 

IV. Изучение нового материала.

Учитель: На Земле около 200 тысяч видов разных рыб.

- В каких водоемах водятся рыбы?

Дети: Море, океан, река, озеро, пруд.(слайд 4.1)

- Чем покрыто тело ?

- Как рыбы дышат ? (слайд 4.2)

- Кто знает, как рыбы передвигаются в воде ? ( Слайд 4.3)

- А теперь сравним то, что мы с вами говорили с выводом : ( Слайд 5) Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.

- А знаете ли вы какое строение имеет рыба? ( Слайд 6 )

- Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом. ( Дети читают и называют)

- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни вводе. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

- Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр.

(Слайд 7)-Отличительный признак рыб -чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое.

Учитель: Как называются рыбы по месту обитания?

В море - … (морские.)

В озере - … (озерные.)

В реке - … (речные.)

- Какая вода в море? А в реке и озере?

Речных и озерных рыб еще называют пресноводными, потому что живут в пресной воде.

- А как называется речка, которая протекает рядом с нашим селом?

- А знаете ли вы какие рыбы водятся в ней?

 

V. Знакомство с речными и морскими рыбами.

1. - Вы все умные ребятки отгадайте-ка загадки. (Слайд 9 )

Загадки о рыбах. Заполнение кроссворда.

Драчун и забияка

живёт в воде.

Кости на спине и щука не проглотит. (Ёрш)

2. Поймать его не просто,

Не любит рисковать.

В песок всегда зароется

И от погони скроется. (Пескарь).

3. Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. ( Щука)

4. Он всем рыбам говорил:

- Я к зиме зароюсь в ил.

Буду спать в нём до весны

И смотреть цветные сны.

Я не хрюшка, ил - не грязь,

А зовут меня -…(Карась)

 

 

1

р

 

2

е 

 

 

 

 

 

3

 

к

 

4

а 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какое слово у нас получилось ? ( Река )(Слайд 10)

- Значит рыбы: ёрш , пескарь, щука, карась , где обитают ? ( В реке) Это речная рыба.

- Рассмотрите в учебнике речных рыб стр54.

- А что вы знаете о соме? ( Ответы детей)

- На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются два толстых , хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка , подплыла. В тот же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе , а рыба сом. И червяки – тоже не червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.

По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан. Это хищник.

- Сом- неповоротливый, ленивый .Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

- А теперь постараемся запомнить как можно больше речной и озёрной рыбы. ( Слайд №11)

- Проведём игру « Узнай рыб по силуэтам». ( Слайд 12)

Физкультминутка. ( Слайд )

(Показывают движения)

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

- А знаете ли вы других обитателей ? ( Слайд)

(Отгадывают кроссворд о морских рыбах )

Загадки о рыбах.

Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская , как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живёт на самом дне.

Очень странные дела.

Эта рыба … (Камбала ). (Слайд )

2. Если в шахматы играешь,

То коня ты представляешь.

На него похожа рыба,

Даже спутать их могли бы.

Всех мальков растит самец,

Он заботливый отец!

Сумочка на брюшке есть, в ней детишек и не счесть.

Сумку папа раскрывает,

Деток в воду выпускает.

Этот крошечный малёк-

Будущий морской…(Конёк) (Слайд )

3. Кто плывёт хвостом вперёд ? ( Горбуша ) ( Слайд )

4. Блещет в море чистом, Спинкой серебристой. (Сельдь ) (Слайд)

1

 

 м

 

 

 

 

2

 о

 

 

 

3

 

 р

 

 

 

 

4

 е

 

 

 

 

- Какое слово у нас получилось ? ( Море) Значит рыбы: конёк , горбуша , камбала , сельдь , где обитают ? ( В море) Это морская рыба.

- Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали ? ( Треска , морской окунь , акула. )

- А что вы знаете об этих рыбах ? Среди этих рыб есть хищница – акула.

- Акулы- отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.

- Рассмотрим морских рыб и постараемся их запомнить. ( Слайд ) Поработайте в парах и назовите друг другу каких вы запомнили морских рыб.

 

VII. Итог урока.

- О ком сегодня говорили на уроке ? ( О рыбах )

- Кто такие рыбы ? Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.

- Каких речных и морских рыб запомнили ?

- Какое значение несут эти животные для природы? А для человека?

 

VIII. Задание на дом. Раскрась картинку

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.