12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тучина Ольга Федоровна24



Тема урока

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Тип урока

Изучения нового материала.

Дата урока

-

Цель урока


Способствовать формированию у обучающихся представлений о семье как о частичке общества, о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, его первичная социализация, способствовать формированию навыка составления своей родословной.

Образовательные

ресурсы

Обществознание. 6 класс: учебник. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2022. Рабочая тетрадь «Обществознание. 6 класс», 2022 г. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. Презентации: «Семья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru/detail_1761.html; «Родословная Пушкиных» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org>wiki/Пушкины; «Семья и семейные отношения».

План урока

1. Зачем люди создают семьи.

2. Если семья не выполняет своих обязанностей.

3. Какие бывают семьи.

Личностно-значимая проблема

История семьи – страница многовековой истории Отечества.

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия

Семья, поколение, авторитет, брак, супруги, родители, дети, права, обязанности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения, работать со схемой, диаграммой, с текстом.

Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи.

Характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций: описывать ситуации проявления, сохранения, развития семейных традиций

Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.

Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности в процессе общения.

Тучина О.Ф., учитель истории и обществознания г. Мирный МКОУ СОШ №3


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цель и задачи урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Знакомство

учащихся с новым учебным предметом. (Презентация «Семья»)


Организует беседу по обсуждению

эпиграфа к уроку:

Кого мы называем родными людьми?

Кого в этом стихотворном отрывке автор называет «родные люди»? Что, в понимании автора, означает «душевно уважать»?

Согласны ли вы с автором?

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания




Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала



20

1. Презентация

«Семья».

2. Знакомство

с притчей «Тепло семейного очага» (Приложение 2).




3. Беседа «Моя

семья».









4. Работа по составлению схемы «Особенности семьи» в группах, используя текст и Приложение 3.




5. Работа с учебником, с. 26–29.








6. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое», с.

30–31.










7. Знакомство

с родословным древом семьи

Пушкиных (презентация)

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

2. Знакомит учащихся с притчей, организует дискуссионную беседу после ее прочтения:

Что означают слова «тепло семейного

очага»?

Кем создается семейный очаг?

А что необходимо, чтобы семья была

счастлива?


3. Организует дискуссию с учащимися по вопросам: Кто хочет рассказать о своей семье, о том, кто хранит семейный очаг в вашем доме? Как в вашей семье проводят свободное время? Какие хозяйственные дела выполняют совместно? Какие прогулки совершают в выходные дни и какие любимые занятия (хобби) объединяют членов семьи?


4. Формулирует задание, направляет обучающихся на составление схемы «Особенности семьи» и ответы на вопросы:

Какие функции выполняет семья? Проанализируйте каждую функцию и приведите конкретные примеры на основе своей семьи.

Физкультминутка  для обучающихся.


5. Формулирует задание, направляет на самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? Как вы понимаете слова «семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»? Какие бывают семьи?


6. Предлагает учащимся рассмотреть картину З. И. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» (1921 г.) и ответить на вопросы: Знакома ли вам такая семейная сценка? Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми? Какие чувства испытывают дети к своей матери? Прочитайте текст В. Белова, проанализируйте слова писателя и выскажите свое мнение. Сравните современный уклад семьи с тем, что описал В. Белов: Что входило в обязанности хозяйки дома? За что в семье отвечал хозяин? Как распределяются обязанности в современной семье?


7. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию и объясняет, что такое родословное древо и поколенная роспись. На примере родословной Пушкиных учит составлять родословное древо.

1. Знакомятся с новой инфор-

мацией, задают уточняющие

вопросы обсуждают новую информацию.

2. Знакомятся с притчей, рассуждают, отвечают на вопросы.





3. Рассказывают о своей семье, о традициях, привычках,

любимых совместных занятиях членов своей семьи.






4. Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры. Приводят примеры деятельности людей в различных ситуациях общественной жизни.






5. Знакомятся с текстом, анализируют его, принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу.



6.Рассматривают иллюстрацию

в учебнике, читают текст, рассуждают, отвечают на вопросы, приводят собственные

примеры.










7. Знакомятся с родословной семьи Пушкиных, делают записи в тетради, отражая построение родословного древа

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа. Групповая работа.


Личностные: оценивают жизненные ситуации; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/

не успешности учебной деятельности; характеризуют традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций;

Регулятивные: принимают и

сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют

активность во взаимодействии

для решения коммуникативных

и познавательных задач; ставят

вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь

и сотрудничество

Устные

ответы.


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

8

1. Задания в рабочей тетради, № 1, с. 13; №

6, с. 18.


1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

2. Направляет работу обучающихся с диаграммой «Роль семьи в жизни общества».


1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2. Анализируют диаграмму «Роль семьи в жизни общества» и делают выводы о сходстве и различиях.


Индивидуальная работа. Фронтальная работа.


Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск и анализ необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради, в статистическом материале.

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради, диаграммы.

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

6

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

Сколько поколений живет в вашей семье?

Кто такие родственники?

Кто является членом семьи?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа.


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 3; задания рубрики «В классе и дома», с. 32.

Проекты «Моя родословная», «Идеальная семья».

Конкретизирует домашнее задание. Разъясняет творческое задание по составлению проектов.


Диагностическое оценивание предполагается в форме проектной работы на следующем уроке.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа. Фронтальная



Приложение 1

Эпиграф к уроку

Я — семья
Во мне как в спектре живут семь «я»,
Невыносимых, как семь зверей
А самый синий свистит в свирель!
А весной
Мне снится,
что я — восьмой!
Андрей Вознесенский

Приложение 2

Притча «Тепло семейного очага»

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, – сказало счастье, – я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. «Чего ты хочешь?» – спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, – и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» – и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, – и вышла замуж за принца заморского. Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» «Хочу, – говорит он, – велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», – и получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!



Приложение 3

Схема «Особенности семьи»

t1699004092aa.png





































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.