12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена22
7

Технологическая карта урока развития речи "Как рисовать словом?"

Сысоева Е.Н. учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кировская гимназия

имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

«КАК РИСОВАТЬ СЛОВОМ?»



Тип урока: урок-исследование

Цели урока:

деятельностная: формирование универсальных учебных действий на примере анализа фрагмента текста И. Шмелева «Лето Господне», стихотворения И. Северянина «Капель», картины И. Левитана «Март».

содержательная: формирование навыков анализа текстов разной природы, восприятия образов произведений живописи в их взаимосвязи с собственным жизненным опытом.

Оборудование: презентация, репродукция картины И. Левитана «Март», раздаточный материал (тексты отрывка из стихотворения И. Северянина «Капель» и фрагмента главы «Мартовская капель» из романа И. Шмелева «Лето Господне» на каждой парте, карточки для групповой работы).

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о произведениях живописи и литературы, представленных на уроке; владеют навыками частичного анализа текстов разной природы, владеют навыками словесного рисования, понимают взаимосвязь произведений живописи, музыки и литературы.

Личностные: любовь к Родине: восприятие и основы понимания красоты родной природы – пространства позитивной самореализации, творчества, лучших чувств и нравственных поступков, источника творчества и совершенных художественных образов.

Метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы.

познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

коммуникативные: целенаправленно слушать учителя, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач.

Предметные:

- владение практическими умениями различать тексты разной природы, словесного рисования картины;

- умение оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения; достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

- умение исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

- умение создавать текст на определённую тему.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, беседа, самостоятельная работа.

Методы оценки результативности: самооценка учащихся по шкале знаний, оценка работ учащихся учителем.

Ход урока

Ход урока:

Этапы урока

Цель

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/

самооценки

учителя

учеников

1. Организационный

Подготовка учащихся к включению в учебную деятельность.

Контроль готовности к уроку (наличие всех принадлежностей)

Проверяют свои рабочие места и готовность к уроку

Личностные: самоопределение

Самоконтроль

2.

Актуализация знаний. (4-5 мин)

Актуализация опорных знаний, необходимых для освоения новой темы.

На экране репродукция картины И. Левитана «Март», портрет художника.

Знакома ли вам эта картина? Как она называется? Что на ней изображено? Помните ли вы фамилию художника? Рядом портреты поэта И. Северянина и писателя И. Шмелёва.

Слушают учителя, вспоминают. Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Заслушивание


3.

Создание проблемной ситуации, целеполагание. (4-5 мин.)

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся выдвигают цель и формулируют задачи урока.

Учитель обращает внимание на эпиграф урока: «Нет ничего такого в жизни и сознании, что нельзя было бы передать русским словом». Эти слова принадлежат писателю К. Паустовскому. Как вы понимаете их? Предположите, чем мы будем заниматься на уроке? Обратите внимание на название урока.

Что значит рисовать словом?

Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему урока, определяют цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему урока в тетради

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Заслушивание


Постановка учебной задачи

Создание эмоционального фона для дальнейшей работы.

Подготовка к восприятию нового знания.

Чтение отрывка из стихотворения И. Северянина «Капель» учителем.

Вы понимаете, что значит

Просолнеченная капель?

Зима, смеясь, от счастья плачет,

Весны качая колыбель.

3.Беседа по содержанию стихотворения.

- Какое время года описано в нём? Какое настроение передает этот отрывок?

- Какую картину вы представили, прослушав стихотворение И. Северянина?

Есть ли что-то общее между картиной «Март» и этим стихотворением?

Прослушивание музыкальной миниатюры Г. Свиридова «Март». Есть ли связь между настроением миниатюры и стихотворением И. Северянина?

Анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Словесное рисование картины И. Левитана «Март». Формулируют впечатления от прослушанной музыки и стихотворения. Устанавливают эмоциональную связь между произведениями искусства, объединёнными одной темой.


Познавательные УУД: умение делать предположения и обосновывать их. Коммуникативные УУД: умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Заслушивание


Открытие нового знания. (7-8 мин.)

Организация приобретения учащимися нового знания в ходе анализа предложенного текста.

Организация работы «творческой лаборатории» со словом И. Северянина.

- Какой образ зимы рисует поэт? Подберите эпитеты, характеризующие этот образ?

- С помощью каких слов поэт рисует зиму в отрывке? Что они выражают?

- Попробуйте, опираясь на текст, доказать, что автору удалось передать противоречивые чувства и ощущения.

- Каково название стихотворения?

-Какими словами это явление природы передается в тексте? Как вы понимаете это авторское слово?

- Придумайте слово, соответствующее той же словообразовательной модели.

Словарная работа. Индивидуально-авторские слова называются окказионализмы (лат. occasionalis «случайный»). Они создаются по хорошо известным словообразовательным моделям, и поэтому смысл их понятен.

Анализируют стихотворение И. Северянина, подбирают слова, соответствующие данной модели. Знакомятся с понятием окказионализмы.

Записывают определение в тетрадь.

Познавательные УУД: умение выбирать решение, обосновывать выбор. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Заслушивание


Первичное закрепление посредством лингвистического эксперимента (4-5 мин.)

Объяснение отбора автором языковых средств в данном тексте.

1)Замените слово просолнеченная синонимом, изменится ли смысл? (Солнечная, смысл меняется, значит, употребление этого слова оправдано).

2) Замените деепричастие соответствующими глаголами, прочитайте измененный текст. Докажите, что употребление деепричастия необходимо. (Деепричастия, в отличие от глаголов, помогают живописать сложное действие, происходящее одновременно).

3) Замените 1-е предложение повествовательным, определите функцию вопросительного предложения. (Риторический вопрос, он скорее выражает восхищение, удивление, восторг).

4) Найдите метафору и, заменив ее синонимическим словосочетанием, определите ее значение. (Метафора колыбель весны указывает на зарождение весны).

Эксперимент показал, что каждое слово для поэта значимо, весомо, изменение одного из них ведет к изменению общего смысла стихотворения.

Работа в группах. Выполняют задание, обсуждают. На основе результата эксперимента делают вывод.

Подводят итог: справились с первой задачей урока

Познавательные УУД: умение выбирать решение, обосновывать выбор;

умение находить нужную информацию для доказательства своего выбора.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Афиширование


Самостоятельная работа.

Включение нового знания в систему знаний (7-8 мин.)

Организация самостоятельной работы обучающихся по заданиям:

1 группа – анализ фонетического уровня данного отрывка;

2 группа – анализ лексического уровня;

3 группа – анализ морфологического уровня;

4 группа – анализ синтаксического уровня.


Организация работы над фрагментом из романа «Лето Господне» И. Шмелева (глава «Мартовская капель») по группам. Чтение отрывка из текста.

кап…кап-кап…кап…кап-кап-кап…

Засыпая, все слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко – это весеннее, обещающее – кап-кап... <…> это веселая мартовская капель. Она вызывает солнце. Теперь уж везде капель:

                  Под сосенкой - кап- кап…

                 Под елочкой   - кап- кап….

Прилетели грачи, - теперь уж пойдет, пойдет. < … >

В тревожно-радостном полусне слышу я это, все торопящееся – кап-кап….

<……кап…кап-кап-кап…кап-кап…

Уже тараторит по железке, попрыгивает-пляшет, как крупный дождь.

Я просыпаюсь под это таратанье, и первая моя мысль – «взялась!» Конечно, весна взялась.


 (Варианты карточек для работы в группах прилагаются).

Работают самостоятельно в группах. Оценивают свою работу.

Подводят итог: справились со второй задачей урока

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке. Регулятивные УУД: контроль, оценка.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, слушать и понимать других.


Взаимоконтроль


Итог урока. Рефлексия (2-3мин.)

Подведение итогов урока. Оценка результатов деятельности учащихся.

Подведение итогов, выводы. Повторное чтение эпиграфа.

Теперь, думаю, согласимся с высказыванием К. Паустовского, вынесенным в эпиграф. «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».


Ученик оценивает свою работу по оценкам, полученным по результатам само-и взаимопроверки

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Взаимоконтроль


Домашнее задание (1-2 мин.)

Обеспечение понимания учащимися способов выполнения д/з.


Выбирают задание из предложенных.

Регулятивные УУД: умение оценивать свои возможности.

Самоконтроль










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.