12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дымбрылова Туяна Жимбаевна251
учитель начальных классов
Россия, Забайкальский край, с.Будулан Агинский район
3

Конспект урока русского языка «Три склонения имен существительных» (3 класс)



Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Три склонения имен существительных».


Цель: научить определять склонения имён существительных.


Задачи:

Образовательная:

создать условия для «открытия» учащимися наличия у существительных трёх склонений;

формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Воспитывающая:

воспитывать аккуратность, самостоятельность, ответственность, позитивное отношение к учёбе, дружелюбные отношения друг к другу и умения работать в коллективе

Развивающая:

развивать орфографическую зоркость; способствовать формированию универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; адекватно оценивать себя,

формулировать собственное мнение.


Ожидаемые результаты: научить определять тип склонения имён существительных.


Тип урока - урок постановки учебной задачи.

Основные методы - частично-поисковый, наглядный, самостоятельная работа, здоровьесберегающая технология.


Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, дифференцированная работа, фронтальная.

Средства обучения - учебник, презентация.

Оборудование:

Доска, карточки с разноуровневыми заданиями, презентация со слайдами, экран,ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК тетрадь.



Этап урока

Цели урока на данном этапе

Ход урока

Деятельность учителя

Учебная деятельность учеников

Формирование УУД




1


Вводно-мотивационный этап

-Орг. момент.


Создать условия, способствующие оптимальной включенности в работу, мотивировать к учебной деятельности.

-Друг на друга посмотрели,

Повернулись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

- Откройте тетради, запишите число 21 января, классная работа.


Настрой на учебную деятельность.




Запись в тетради числа, классная работа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя

-Работа над

каллиграфией



Отработать навык правильного каллиграфического письма.

- Сегодня мы будем отрабатывать соединения с буквой р: ер ор оро город дорога сердце

1.Анализ элементов буквы.

2. Анализ соединений.

3. Показ учителем.

4. Чтение и запись слов.

- Указать орфограммы в данных словах на доске (карточки орфограмм).

- Назвать общие признаки слов.

- Чем различны слова?

Списывание образца с доски.







Сравнивают слова, выделяют орфограммы, определяют вид орфограмм

(имена сущ. ед.ч. И.п.)

(м.р., ж.р., ср.р.)

Регулятивные УУД:

умение осуществлять действия по образцу

Познавательные УУД:

анализ, выбор основания для сравнения, классификация объектов;

преобразовывать информацию из одной формы в другую ( в символ).







Актуализация имеющих знаний.

Письмо по памяти.


Умение соотносить части пословиц, видеть орфограммы, определять падеж существительных

Собрать пословицы. Назвать орфограммы.

-сердце матери

-лучше сладкой лжи

-горькая правда

-лучше солнца греет

Записать по памяти одну пословицу, указать падеж сущ-х.

Составляют пословицы, объясняют их смысл, находят орфограммы.





Запись по памяти. указывают падеж сущ.

Взаимопроверка.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания ;

анализ объектов с целью установления смысла пословиц.

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре, проверять работу соседа.

Регулятивные УУД:

умение запоминать, видеть ошибку.

2.

Операционно-содержательный этап


Введение нового материала, постановка проблемы, поиск ее решения выход из проблемной ситуации.



Выбор способов

действия, разрешения проблемной ситуации


(на слайде слова)

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, окно, степь.

- Прочитайте слова, найдите общее.


- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?


- По каким признакам мы сгруппировали существительные?


- Какова тема и цель сегодняшнего урока?

Тема: «Три склонения имен существительных».

Цель: научить определять склонения имён существительных.



- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению и к третьему склонению.













Версии учащихся.

Дети формируют тему и цель урока.

Исследовательская работа, использование алгоритма для решения проблемы.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

(Вода, земля)


(Юра, дядя)




(Стол, конь)



(Окно, море)


(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

(По роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.





Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.


Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно

готовность к преодолению трудностей;

умение формулировать тему и цель урока

Познавательные УУД:

формулирование проблемы.


Познавательные УУД:

самостоятельное создание способов решения проблем, творческого и поискового характера;

поиск и выделение необходимой информации, создание алгоритмов деятельности при решении проблемы;

установление причинно-следственных связей.



Коммуникативные УУД:

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения; умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог.


Личностные УУД: готовность открыто выражать свою позицию


Физминутка (релаксация)

Снизить нервно-психическую нагрузку, усталость глаз.

Слайд 8

Организация отдыха с музыкой.

Выполнение упражнений для глаз




Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.



Отработка умения определять склонение существительных, разбирать существительное как части речи.

- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Образец рассуждения - таблица.

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.



Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

Определить род.

Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

По роду и по окончанию определить склонение.


Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов, умение структурировать знания.


Регулятивные УУД:

умение составлять алгоритм и последовательность действий;

готовность к преодолению трудностей.


Личностные УУД:

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат.

Первичное закрепление.

Воспроизведение

изученного

материала.


ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК



Тренировать способность к самоконтролю.





Задания для закрепления материала

Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.



Дети пишут в тетрадях.





Работа на компьютере.

Познавательные УУД:

формирование умений работать с информацией.

Коммуникативные УУД:

контроль и оценка процесса выполнения работы, рефлексия своих действий.

3

Рефлексивно-оценочный этап

Разноуровневая самостоятельная работа.


Умение применить полученные знания на практике.

Организация самостоятельной работы учащихся (раздаточный материал).


- Теперь проверим, как каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках.




Взаимопроверка.


1. Запиши слова в 3 столбика:

Мать, болото, беседка, альбом, кастрюля, ладонь

1 склонение

2 склонение

3 склонение










2. Над словами напишите тип (1,2,3) склонения:

Сторож, фабрика, снег, игра, дверь, мороз, мебель


3. От данных слов образуйте существительные в единственном числе и определите склонение:

Песни – ночи -

Края - читатели -

Руки - медали –




Регулятивные УУД:

формирование способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.


Познавательные УУД:

способность к осознанию и усвоению содержания.




Домашнее задание

Обсудить и записать домашнее задание







Запись д/з в дневник.

По выбору:

упр. 20 или упр. 22, СТР:14



Регулятивные УУД:

составление плана и определение последовательности действий





Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 26.10.21 в 18:05 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересно!
И название работы интригует)))

Отредактировано 26-10-2021 18:06

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.