12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рудь Светлана Николаевна46
Главным в своей работе считаю, что быть профессионалом – значит находиться в постоянном движении и поиске. Мой девиз:. «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель"
Россия, Ставропольский край, с. Дивное

Учебный предмет: русский язык Класс 3

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема урока: Изменение имен прилагательных по родам.

Цель урока: познакомиться с изменением имен прилагательных по родам.

Задачи урока

Образовательные:

совершенствовать умение использовать имена прилагательные, как в устной, так и в письменной речи;

формировать умение определять род имён прилагательных;

научить составлять словосочетания существительного с прилагательным;

научить правильно подбирать подходящие имена прилагательные;

формировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных.

Развивающие:

развивать устную и письменную речь учащихся, через письменные задания, вопросов учителя;

развивать познавательную активность учащихся, через наглядность, раздаточный материал;

развивать умения формулировать учебную задачу урока и отвечать на поставленные вопросы;

совершенствовать мыслительные операции анализа и синтеза, сопоставления, сравнения.

Воспитательные:

воспитывать активность, усидчивость, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;

воспитывать любовь к русскому языку.

Основные понятия: прилагательное, род, существительное.

Планируемые результаты

Предметные умения:

знать окончания имен прилагательных;

знать словарные слова;

уметь каллиграфически писать;

уметь составлять словосочетания существительных с прилагательными;

знать взаимосвязь имени прилагательного и имени существительного;

уметь определять род имен прилагательных;

уметь подбирать имена прилагательные.

Личностные УУД:

толерантно относится к окружающим;

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

определять общие для всех правила поведения;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя:

учиться высказывать своё предположение (версию);

работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний по русскому языку: отличать новые знания о правописании окончаний существительных от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу на уроке;

донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.




Ход урока


I.Организационный момент.

- Слышите, звенит звонок!

-Говорит - начнем урок! (Проверка готовности к уроку)

Учитель: -Я надеюсь, что….( доскажи словечко - имя прилагательное):

Настроение у вас: чудесное!

Ждут задания вас: интересные!

На уроке всегда будь: внимательный!

И урок выйдет весь: замечательный!

Учитель: Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.

Учитель: Слова, какой части речи повторялись в стихотворении? (Прилагательное).

ΙΙ. Актуализация знаний.

Учитель: Подбери прилагательные – антонимы. Запиши (Антонимы).

Веселая песня –__________ (грустная);

солнечный день - _________ (пасмурный);

высокое дерево - _______(низкое);

широкая река - __________( узкая).

Учитель: Что такое антонимы?

Учитель: Замените прилагательные синонимами и запишите получившиеся словосочетания.(Синонимы).

Бесстрашный лётчик – ________________ ( смелый, храбрый, отважный);

занимательный рассказ - _____________( интересный, увлекательный, захватывающий, любопытный);

пасмурная погода - _____________ (серая, неясная, мрачная);
правильный ответ - _________ (верный, точный, подходящий);

смышлёный ученик -___________ (толковый, мудрый, любознательный, знающий, эрудированный)

Учитель: Что такое синонимы?

III. Самоопределение к деятельности

Учитель: Запишите слова, распределив их в три столбика
Береза, магазин, яблоко, желтый, кровать, растение, обед. (один ученик работает у доски) взаимопроверка

Учитель: Что общего у всех этих слов?

Учитель: Какое из записанных слов лишнее? (Жёлтый) Что общего у оставшихся слов? (Все остальные слова имена существительные) Что вы знаете об имени существительном? ( Таблички о существительном вывешиваются на доске)

IV. Постановка проблемы урока

Учитель: А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово жёлтый. Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?

Учитель: Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи). Какая это часть речи? (прилагательное) Что вы знаете о прилагательном? (Таблички о прилагательном вывешиваются на доске).

Учитель: А могут ли изменяться по родам имена прилагательные? (Высказывания детей)

Учитель: Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока. (Изменение имён прилагательных по родам)

Сформулируйте цель нашего урока: познакомиться с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен прилагательных

V. Изучение нового материала.

1. Определение родовых окончаний имен прилагательных

На доске запись:

солнце яркий весенний

трава яркое весеннее

цветок яркая весенняя

Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их, как части речи. (В левом столбике написаны имена существительные, они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные, они отвечают на вопросы какой? какое? какая? и обозначают признак предмета.)

Какого рода данные имена существительные? (Солнце – ср. р., трава – ж. р., цветок – м. р.)

Подберите к существительному солнце соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Солнце какое? яркое весеннее.) Запишите.

Подберите к существительному трава соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Трава какая? яркая весенняя). Запишите.

Сделайте такую же работу и в отношении существительного цветок. (Цветок какой? яркий весенний.) Запишите.

Какие действия мы осуществляли с именами существительными? (Мы заменяли существительные одного рода существительными другого.)

Учитель: Определите род и число имен существительных. Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и существительное? Поставьте вопрос к каждому прилагательному. Какая значимая часть слова в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание)

Определите род прилагательных, которые относятся к существительному солнце. Обоснуйте свой ответ. (Прилагательные яркое весеннее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода – солнце.)

Определите род прилагательных, связанных с существительным трава. (Прилагательные яркая весенняя женского рода, так как они относятся к существительному женского рода – трава.)

Определите род прилагательных яркий весенний. (Прилагательные яркий весенний мужского рода, так как относятся к существительному мужского рода – цветок.)

Вывод: Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого же рода и имя прилагательное.

Учитель: Сравните свой вывод с правилом. (Учащиеся читают правила на листочках, которые были перевернуты).

2.Знакомство с правилом

Учитель: Вы сами путём исследования вывели правило. Самостоятельно прочитайте правило на листках. Скажите, верно, ли мы его сформулировали? Перечитайте правило ещё несколько раз. Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.


t1688800639aa.png

3. Определение родовых окончаний имен прилагательных.

Учитель: Давайте проведем исследования и узнаем какие бывают окончания у прилагательных в м.р.. ж. р. и ср роде ( учащиеся проводят исследования работая в группах)

t1688800639ab.gif

Учитель: Посмотрим на первый столбик нашей таблицы. Поставим ударения в словах имён прилагательных Что заметили? (У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание - ой всегда ударное, а окончания – ый, - ий всегда безударные.

Учитель: Сделайте вывод: От чего зависит окончание прилагательного?

(Ученики делают вывод: окончания прилагательных зависят от формы существительного и изменяются вслед за ней, в окончании у прилагательных 2–3 буквы).

4. Алгоритм определения рода имени прилагательного.

Учитель: Давайте составим алгоритм.  (слайд)

 1. Найди сущ., определи его  род.

2. Задай от сущ. вопрос к прил.

3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

4.  Выдели окончание

м. р. – ый, - ий, - ой

ж. р. – ая, - яя

ср. р. – ое, - ее

VI. Физкультминутка

Я привстану на носочки

Хорошенько потянусь

Раз – наклон, два – наклон,

Словно буква «О» свернусь

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

И головкой покручу…

Тихо сяду, улыбнусь,

И работою займусь!

VII. Закрепление нового материала.

1.Организация познавательной деятельности

Учитель: Миша составил  текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?  (слайд)  

 Погода стояла ясное. Мы сели на  красивое  парусник. Вокруг было синяя море.

Учитель: Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных)

Учитель: Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.

Учитель: Где вы затруднились определить род?

2.Самостоятельная работа.

Работа по учебнику: стр.57. упр.№492

Учитель: первый ряд пишет только словосочетания в мужском роде, второй ряд - в женском роде, третий ряд – в среднем роде. ( доска) Выделите окончания.

Прилежный ученик, честный человек, тяжелый груз, верный друг.

Справедливое решение, горькое лекарство, трудное задание.

Интересная работа, золотая медаль.

VIII. Подведение итогов урока

Учитель: Тема урока? Цель урока? Что открыли нового сегодня на уроке? В каком числе имена прилагательные изменяются по родам? Как определить род имени прилагательного? Какая часть слова изменяется при изменении имён прилагательных по родам? На какой вопрос отвечают имена прилагательные в м.роде? Какие имеют окончания? На какой вопрос отвечают имена прилагательные в ж.роде? Какие имеют окончания? На какой вопрос отвечают имена прилагательные в ср.роде? Какие имеют окончания?

IX. Рефлексия

Учитель: Пользуясь полученными знаниями, составьте, пожалуйста, словосочетания, которые соответствуют нашему уроку.

Урок: интересн__, творческ__.

Работа: активн__, познавательн___.

Настроение: хорош__, чудесн__.

Оцените свою работу на уроке.

Учитель: Спасибо за урок, благодарю за хорошую работу.

X Домашнее задание.

Вот и кончился урок,

Он пошёл, наверно, впрок.

Д/з: стр.58, упр.№494 ( правило)


































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.