12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Голубева Елена Николаевна89
Россия, Саратовская обл., Духовницкий район

Урок русского языка на тему: «Буквы А-О в корне –кас- — -кос-»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Метод: частично-поисковый.

Цель урока: познакомить с правописанием гласных в корне -кас-кос-; формировать умение правильно писать слова с данной орфограммой.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

карточки с заданиями

Планируемые результаты:

Предметные: знать правила, регулирующие выбор букв О или А, уметь сравнивать условия выбора

Познавательные. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

Строить логические рассуждения. Производить анализ, синтез, сравнение.

Регулятивные. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать проблему урока. Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные. Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями, явлениями общественной жизни (спорт), явлениями природы).


ХОД УРОКА

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Внимание на экран.

(На экране под музыку показываются фотографии зимы и зимних забав).

- Что объединяет все фотографии, которые вы увидели?

-Какое время года на них изображено?

-А вы любите зиму?

- А какое у вас настроение после просмотра этих фото?

- Я надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится до конца урока, и даже если не сразу что-то получилось – мы огорчаться не будем.


Актуализация знаний.

- А сейчас открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Какой раздел науки о языке вы сейчас изучаете? (Морфемика и орфография)

- А что изучает морфемика? А орфография?

- О каком времени года мы говорили с вами в начале урока? Запишите это слово себе в тетради.

ЗИМА

- Какой корень в этом слове? Подберите однокоренные слова и запишите их. У вас 30 секунд.

-Какие слова вы записали? Назовите их.

-У вас на партах лежат ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ, которые вы будете заполнять, оценивая свою работу на уроке. И сейчас за первое задание поставьте себе + (плюс) в одну из колонок.


Лист самооценки

ученика 5 класса

____________________________________


Задания


Умею


Делаю с трудом, допускаю ошибки

Не умею

Подбор однокоренных слов




Исследовательская работа




Усвоение новых знаний




Составление предложений




Работа со словами





Игра «Четвёртый лишний».




Работа с текстом







- Какую гласную в корне в слове ЗИМА мы написали? Почему? Как называется эта орфограмма?

- Правильно, это «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением». Это мы уже знаем. Но в русском языке есть слова, в которых гласную в корне не всегда можно проверить. А что это за слова мы узнаем сегодня на уроке.


3. Постановка учебной темы и целей урока.

- Я приглашаю вас принять участие в небольшой исследовательской работе, т.е. вы сегодня на уроке будете выступать в роли научных сотрудников, а я – буду вашим научным руководителем. На ваших партах у каждого лежат бейджики, прикрепите их себе. Теперь мы готовы к работе.

-Посмотрите на словосочетания (напечатаны на листочках и показаны на экране)

(Работа выполняется на данных листочках)

Тонкие к…сички

К…сить траву

К…сой взгляд

Прик…снуться к руке

К…саться стола

- Какой корень в слове «косички»? Выделите его. Какую букву мы вставим на место пропуска?

- Почему?

- Какой корень в слове «косить»? Выделите его. Какую букву мы вставим на место пропуска?

- Почему?

- Какой корень в слове «косой»? Выделите его. Какую букву мы вставим на место пропуска?

- Почему?

- Какой корень в слове «прикоснуться»? Выделите его. Какую букву мы вставим на место пропуска?

- Почему? (Не могут объяснить)

- Какой корень в слове «касаться»? Выделите его. Какую букву мы вставим на место пропуска?

- Почему?

- А можно все эти слова назвать однокоренными? (Нет)

- А какие слова будут однокоренными? Почему?

- Почему у них разные гласные в корне?

- Кто знает, как их правильно писать?

- Какова же будет тема нашего урока? (Буквы А-О в корне -кас—кос-)

- Запишите тему урока. (На экране тема урока - Буквы А-О в корне -кас—кос-.)

- Сформулируйте цель нашего урока.

(Познакомиться с правописанием гласных в корне -кас-кос-;

Научиться применять правило написания гласных а-о в корне –кас- - -кос-.)

Заполните ЛИСТ САМООЦЕНКИ.


4.Наблюдение над языковым материалом.

-Ребята, а как мы можем узнать правило написания корня с чередованием –кос-/-кас-? (из учебника или из наблюдений за словами).

- Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами записаны группы слов.(НА СЛАЙДЕ)

- Как вы думаете, почему эти слова разделили на два столбика?

- Какова наша задача? (Сравнить их и выяснить, почему в первом столбике слова с корнем –кос-, а во втором с корнем –кас-.)

Коснуться Касается

Прикосновение Прикасаться

Неприкосновенность Касание

-Итак, каковы ваши версии, научные сотрудники? От чего же зависит написание гласной в корне -кос- - -кас-?

- А теперь посмотрите и прочитайте это правило в учебнике на с.

- Правильно мы его сформулировали?

- Составим алгоритм написания корня.(вывешивается на доске после проговаривания каждого пункта)

Выделим в слове корень.

Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать А.

Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать О.


5.Усвоение новых знаний.

-Расскажите правило в парах друг другу. Окажите помощь своему товарищу, если это потребуется.

- Заполните ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Лингвистическая сказка.

-Каким же образом появился суффикс а за корнем кас? Об этом нам расскажет лингвистическая сказка.


Жили на свете два брата Кас и Кос. И были они ну очень похожи, как две капли воды. Вот именно поэтому их часто путали. Хотя по характеру были абсолютно не похожи. Кос был самостоятельным, сам себе находил занятие: то в мяч поиграет, то в компьютер. Косу не было скучно без друзей.

А вот Кас очень сильно переживал по поводу отсутствия у него верного товарища.  Он рассылал свои фотографии в социальные сети с надеждой, что найдет себе товарища.

И вот однажды получил ответ от суффикса А. Тот тоже нуждался в друге. С этого дня Кас и Суффикс А неразлучны, а люди перестали путать братьев.


6.Первичное закрепление знаний.

-Теперь попробуем применить правило на практике. По представленным фотографиям составьте предложения, в которых будет слово с корнем –кос- - -кас-. (Предложения записываем на доске)

Самолет плавно _______________ земли. (касается)

________ пола пальцами рук. (коснитесь)

Никогда не _____________к огню! (прик..сайтесь)

- Заполните ЛИСТ САМООЦЕНКИ.



Физ. минутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2 раза.


Работа со словами.

- Заполните корзины. 1 – слова с корнем – КОС - с чередующейся гласной, 2 - слова с корнем –КАС - с чередующейся гласной. (Слова напечатаны на карточках)


 К..снись (воды), прик..саться, к..совица, к..сается (рукой), (нежное) прик..сновение, к..сой( заяц), к..сательная (линия), (девичья) к..са.

Косовица – сенокос, когда нужно идти косить.


Один ученик работает у доски со словами, напечатанными на карточках. Раскладывает по корзинам. Остальные в тетрадях записывают слова в 2 столбика

- Давайте проверим, какие слова оказались в наших корзинах (проверяем ученика у доски).

Кос Кас

к..снись прик..саться

прик..сновение к..сается

к..сательная

- А почему мы не все слова положили в корзины? (Остальные слова с проверяемой гласной в корне)

- А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу.

- Заполните ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ.

8. Игра «Четвёртый лишний»

Найдите четвертое лишнее: (Задание на экране)

- Выпишите лишнее слово. Проверьте себя.

1). прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения

2). к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь

3). к..снулось, к..сается, к..са, к..саться


- Заполните ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ.


9. Работа с текстом.


Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму.

(Текст напечатан на карточках для каждого ученика, слова вписываются в карточку)

Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________.


Слова для справок:

К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься



- Заполните ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ.


10.Рефлексия деятельности.

- Урок наш заканчивается. Оцените свои результаты и деятельность на уроке, пользуясь «Облаком слов». Расскажите, что вы узнали, что вам понравилось, что было трудно и т.д.

Сегодня на уроке я повторил (а) …

Продолжите одно из предложений:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…



Не забудьте сдать свои оценочные листы! Я передам их вашему учителю, который обязательно проанализирует их.

Оценки за урок

А  теперь, ребята, я  попрошу вас  высказать  своё  отношение  к уроку.

 Для этого поднимите один из смайликов.

(Красный - было интересно и легко на уроке,

Синий - иногда были трудности, сомнения)

Спасибо за урок!

11. Домашнее задание. (по выбору)

1. Упр.

2. Составить 6-7 словосочетаний с изученной орфограммой.

3. Составить связный текст, используя слова с изученной орфограммой, озаглавьте его.





Спасибо всем за урок. Вы были молодцы! Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех!

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.