12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Анатольевна Шайтанова79
учитель русского языка и литературы
Россия, Иркутская обл., Куйтунский район, село Барлук



МКОУ Барлукская СОШ

Урок русского языка в 5 классе.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема: Обращение и знаки препинания при нем.

Цель деятельности учителя: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: узнавать обращения в контексте устной и письменной речи, выделять их на письме знаками препинания, проводить синтаксический разбор предложений с обращением.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: понятие о синтаксической роли обращения (не является членом предложения) и способах выражения обращения, его роли в предложении, морфологической составляющей обращения.

Задачи:

Обучающие: дать понятия обращения, познакомить с правилами выделения обращения знаками препинания на письме, формировать умения находить обращения в предложениях, употреблять его с учетом речевой ситуации.

Развивающие: развивать речь через обогащение словарного запаса при введении новых понятий; развивать логическое мышление при анализе нового материала; развивать умение делать выводы из наблюдений.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе, воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к себе.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-научатся находить обращения в речи;

-составлять предложения с обращениями;

-выделять обращения в предложениях на письме, интонировать эти предложения в речи;

- составлять предложения с обращениями, составлять схемы предложений с обращениями;

- отличать предложения с обращениями от предложений, в которых нет обращений;

Метапредметные:

-умение соотносить учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

- ставить учебные задачи и уметь выделять учебные задачи;

- вносить коррективы в свои действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные: :

-формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной

деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и

письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других





Методы: частично –поисковый

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая

УМК: учебник «Русский язык для 5 класса» авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, и др. в двух частях. «Просвещение», 2015

Оборудование: компьютер, проектор, экран, рабочие листы, лист самооценки (приложение);презентация к уроку.



Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой на урок. (1 -2 мин)

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала.

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

Запись даты проведения урока.

-Я предлагаю начать урок с записи слов «Чему бы ты не учился, ты учишься для себя».

Как вы понимаете значение этих слов?

Я желаю вам успеха на уроке, хороших оценок и хорошего настроения.

А оценивать свою работу будем с помощью «Листа оценивания», который лежит перед вами. (см. приложение 1)

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия.

- Начнем наш урок с орфоэпической разминки.

Перед вами лежит рабочий лист, найдите, пожалуйста, задание №1.

Прочитайте слова, расставьте ударения. (Время выполнения 2 мин. )

Ребята, скажите зачем нам нужны орфоэпические нормы?

(В классе 9 уч-ся, поэтому дается 9 слов из банка заданий ВПР 5 класс)

.

(Учащиеся ставят ударения, затем проверяют по «цепочке», оценивая себя)

Критерии оценки:

0 ошибок –«5»

1-2 ошибки –«4»

3-4 ошибки –«3»

Более 5 –«2»

Молодцы! С первым заданием справились неплохо, помните, что эти знания нам будут нужны при выполнении ВПР, которые будут проходит в апреле.

- Ребята, вы любите разгадывать кроссворды?(Отвечают).

- Но мы непросто будем развлекаться, а повторим пройденный материал и постараемся определить тему сегодняшнего урока

Работаем в парах. (Время работы с заданием 3 мин.)

t1641869153aa.gif

1. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?

2. Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.

3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

4. Знак препинания, который ставится перед союзами а, но.

5. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.

6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

8. Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?

9. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Самопроверка по ключу. Самооценивание.

Критерии оценки:

0 ошибок –«5»

1-2 ошибки –«4»

3-4 ошибки –«3»

Более 5 –«2»

А теперь назовите тему урока, спрятанную в выделенной колонке.

-Обращение.

Запись темы урока в тетрадь

3.Выявления места и причин затруднения

Цель: осознание того, в чем состоит недостаточность знаний (Время выполнения 3 мин)

-Ребята, все и взрослые, и дети любят сказки. Сегодня на уроке мы окунемся в волшебный мир этих удивительных произведений.

Ребята, на слайде 3 предложения из известных сказок А.С. Пушкина,в которых пропущены слова. Ваша задача вставить их, подумать, как они помогают говорящему, посмотреть, как они выделяются на письме. Как связаны эти слова с темой урока?

Ты , ………, всех милее, всех румяней и белее.(царевна)

Отпусти ты меня в море, ………….. .(старче)

……………………………………..! Скажи да всю правду доложи.(свет мой зеркальце)

(Учащиеся проговаривают предложения, записывают их в тетради, отвечают на вопросы)

(Помогают говорящему обратиться с речью, на письме выделяются запятыми. Думаем, что это обращения)

4.Построение проекта выхода из затруднения Время -1 мин)

Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способов и средств их реализации

Итак, тема нашего урока .Обращение

-Давайте определим цели нашего урока

У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? –

Р - развивать ….Что будем развивать?

О - объяснить …..Что будем объяснять?

К - контролировать…..Что будем контролировать?

- Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отработаем умения постановки знаков препинания ,будем учится отличать обращение от подлежащего

5. Реализация построенного проекта. (Время 3 мин)

Цель: построение учащимися нового способа действия и формирования умений его применять

А теперь давайте внимательно посмотрите видеоролик и составим кластер, ответив на вопросы.

1.Что такое обращение?

2.Для чего служат обращения в речи?

3.Как называется интонация, с которой произносятся обращения?

4. Является ли обращение членом предложения?

5.Какими знаками препинания выделяется обращение на письме?

t1641869153ab.gift1641869153ac.gif

Обращение





t1641869153ad.pngt1641869153ad.pngt1641869153ae.pngt1641869153ad.png

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение нового способа действия

Итак, ребята, сейчас нам предстоит применить полученные знания на практике

1)Так как урок литературы связан тесно с языком, то вам предложены отрывки из литературных произведений. Ваша задача найти обращения и пометить их условным обозначением. Подумать, из каких произведений эти предложения? Кто их автор?

( Учащиеся читают предложения, называют обращения. Затем проверяют, проговаривая каждое предложение, оценивают работу) Время вып. 1 мин.

1.Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи.

2. Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасайте, доктор,

Наших малышей.

3. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

4. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

5. Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

2) Ребята, нам теперь понятно, что такое обращение.

Давайте сейчас на слух попробуем определить предложения с обращением

Выполним упражнение «Цифровой диктант». Ваша задача указать номера предложений, в которых есть обращения. Время – 1 мин.

1.Вы уронили перчатку.

2.Спокойно, спокойно, друзья!

3.Танюшка, ты борщ есть будешь?

4.Мы Вас сегодня ждём.

5.Вот мы и встретились, господа!

6. Друзья, я радуюсь вашим успехам.

Ключ:2, 3, 5, 6

Критерии оценки: 0 ош –«5», 1-ош.-«4», 2 ош –«3».

3) Работая с предложениями, в которых есть обращения, вы, наверное, обратили внимание на знаки препинания?

Попробуйте сформулировать правила, которые определяют постановку знаков препинания при обращении. (Учащиеся отвечают)

Давайте себя проверим. Откройте учебники стр. 99, прочитайте правило №3, сравните свои умозаключения с определением в учебнике. Мы на правильном пути? (отвечают) (Время 2 мин.)

А теперь давайте попробуем отработать навык постановки запятой в предложениях с обращением. Работаем в парах. Для этого вам нужно сесть за ноутбуки, в течение 5 минут выполнить задание и получить оценку.

t1641869153af.png

Ребята, а теперь пора отдохнуть, выполним разминку

Физкультминутка: Время 2 мин

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

1. Скольжение подбородком по грудине вниз.

2. «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.

Наклоны головы вправо-влево.

3. «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.

4. «Сова»: поворот головы вправо-влево.

5. «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

4) Игра «Найди пару»

Сейчас вы получите карточки: на одних записаны предложения, на других схемы Время -2 мин

Ваша задача – найти схему предложения.

(Одни ребята получают карточки, на которых записаны предложения, другие –карточки со схемами). Один сильный ученик выступает в роли судьи, если пара подобрана правильно, он поднимает зеленую карточку, если нет – красную.

Друзья я радуюсь вашим успехам.

Скажи незнайка какая муха тебя укусила?

Становись на бочку и читай стихи Цветик.

Братцы Что он про меня сочиняет?

5.Синтаксический разбор предложений. Время -3 мин.

Посмотрите на доску. Нам дано два предложения. Запишем эти предложения в тетрадь.

Серёжа помогает малышам.

Серёжа, помоги малышам.

- Разберём первое предложение по членам: что такое подлежащее? что такое сказуемое?

- Ребята, посмотрите на эти два предложения, каковы они по цели высказывания?

Итак, второе предложение отличается от первого по цели высказывания. Посмотрите на второе предложение, может ли Серёжа быть подлежащим? (Мы не можем отделить подлежащее от сказуемого запятой).

Обобщение: Обращение не может быть подлежащим, т.к. не входит в состав грамматической основы, от сказуемого нельзя задать вопрос.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: включение в систему знаний нового способа действия

Спиши. Найди обращения и нарисуй над ним кружочек.. Поставь правильно знаки препинания. Время вып. 7 мин

ДО СВИДАНИЯ ЛЕТО!

Вот и дождались мы тебя красавица осень! Мы уезжаем из деревни.

До свидания голубая речка! Много дней мы провели на твоём песчаном

пляже. Вспоминай нас широкий луг! Всё лето ты дарил нам аромат душистых

трав и цветов. Не скучай без нас сосновый бор! Спасибо тебе за прохладу в

знойные дни! Не спеши осень с холодами и ненастьем.

(Учащиеся выполняют работу, затем проверяют по эталону, выставляют оценку)

Критерии:

0 ош –«5»

1-2 ош –«4»

3 ош.-«3»



8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Самооценка учащимися результатов своей деятельности

А теперь оцените свою деятельность на уроке.

На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке...

На выполнение работы отводится 2 минуты. ( если вы всё поняли, вам всё понравилось, вы довольны собой и окружающими, то выбирайте лист, на котором будете писать, зеленого цвета, а если испытывали дискомфорт, волнение, непонимание – красного)

Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

Подведение итогов, выставление оценок: среднее арифметическое будет являться оценкой за урок.

Домашнее задание: читать п.42,учить пункт 3, выполнить упр 216

Приложение 1

Рабочий лист



Задание 1

Расставить ударение, прочитать вслух, соблюдая орфоэпические нормы.

Алфавит, брала, занята, километр, документ, красивее, цемент, звоним, щавель

Задание 2

Решите кроссворд, по вертикали прочитайте слово, определите тему урока.



t1641869153ag.png





1.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?

2.Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.

3.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

4.Знак препинания, который ставится перед союзами а, но.

5.Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.

6.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

7.Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

8.Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?

9.Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.





Задание 3

Списать предложения, вставить пропущенные слова

Ты , ………, всех милее, всех румяней и белее.(царевна)

Отпусти ты меня в море, ………….. .(старче)

……………………………………..! Скажи да всю правду доложи.(свет мой зеркальце)



Задание 4

Прочитать предложения, назвать обращения

1.Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи.

2. Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасайте, доктор,

Наших малышей.

3. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

4. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

5. Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

Задание 5

Спиши. Найди обращения и нарисуй над ним кружочек.. Поставь правильно знаки препинания.





ДО СВИДАНИЯ ЛЕТО!

Вот и дождались мы тебя красавица осень! Мы уезжаем из деревни.

До свидания голубая речка! Много дней мы провели на твоём песчаном

пляже. Вспоминай нас широкий луг! Всё лето ты дарил нам аромат душистых

трав и цветов. Не скучай без нас сосновый бор! Спасибо тебе за прохладу в

знойные дни! Не спеши осень с холодами и ненастьем.



Лист самооценивания



Орфоэпические

нормы

Кроссворд

Цифровой

диктант

Тест

Самостоят

работа

Итог









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.