12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абих Татьяна Ивановна470

 Урок русского языка в 5 классе по теме « Буквы О-Е после шипящих в корне слова»

Учитель: Абих Татьяна Ивановна, МБОУ Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова

Тема урока: Буквы О-Е после шипящих в корне слова.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием «о» и «е» в корне слова после шипящих;отработка способа действия при выборе написания О-Е в корне слова после шипящих.

Задачи урока:

Образовательная: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих в корне слова после шипящих; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих в корне слова.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Воспитательные: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Планируемые результаты:

Личностные:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих в корне слова, действуя по алгоритму.

Матапредметные.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь работать по коллективно составленному плану.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные :

Обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация)


 

Ход урока.

1.Мотивация. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

2.Взаимодиктанты в парах постоянного состава по методике «взаимные диктанты» технологии коллективного способа обучения. В карточках- слова на правописание слов в корнях с чередованием.

Взаимопроверка по контрольной карточке с занесением результата в лист достижений.

Для тех, кто закончил работу раньше других, дается индивидуальное задание(на выбор) Составить слова по заданной словообразовательной модели или сделать словообразовательный разбор указанных слов.

3.Синтаксическая пятиминутка. Графический диктант.

1.Шофер осадил перед домом машину, пронзительный ветер ворвался в кабину.

2.Мы раздвигаем папоротники, переходим через ручей и идем по влажному мху.

3.Мы были дома, когда пошел сильный дождь.

4.Учитель сказал: «Откройте тетради, запишите дату».

Учащиеся слушают предложения, строят схемы в тетрадях, по схеме дают характеристику предложения, рассказывают о постановке знаков препинания. Один ученик во время комментирования чертит схемы на доске – это будет эталоном при проверке.

Взаимопроверка по эталону, выполненному на доске. Результаты заносятся в лист достижений.

4.Формулирование темы урока. Целеполагание.

1.Ответьте на вопросы:

Как называется

-место соединения сшитых кусков ткани?

-плод дуба?

-очень тихий разговор?

- короткие брюки?

Слова учитель записывает в два столбика

ш-в ж-лудь

ш-рты ш-пот

Знаем ли мы правило о том, как писать эти слова?

Какой звук слышится?

Можно ли ориентироваться на произношение?

В какой морфеме?

Поставьте ударение.

После какого согласного?

Формулируем тему урока- правописание гласной после шипящих в корне слова. Записываем тему на доске и в тетрадях.

Какова цель урока? Записываем цель на доске- научиться писать буквы о,е после шипящих в корне слова.

Какими будут наши задачи? Каким будет план наших действий? Каждый формулирует задачи для себя, затем озвучиваем, записываем на доске.

- изучить учебный материал,

-составить опорный конспект,

- разработать алгоритм применения правила,

- научиться применять правила при правописании.

Задачи записываем на доске.

Учащиеся, принимавшие участие в формулировании темы урока, цели и задач, ставят себе баллы в лист достижений.

5.Формулирование правила. Составление опорного конспекта. Составление алгоритма применения правила.

Задание: к словам второго столбика подобрать однокоренные слова.

На доске и в тетрадях учащихся появляется запись:

Желудь-желудевый

Шепот-шептать

Выделяются корни, обозначается орфограмма. Можно ли сделать вывод о написании буквы Е в корне слова после шипящих?

Вывод: в … слова после…. под ударением пишется буква Е, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е.

В словах шов, шорты пишется буква О.

Вывод: буква о в корне слова после шипящих пишется в словах…. шов, шорты .

Мы высказали предположение. Проверим его, прочитав учебник.

Читают правило. Правы ли мы в своих предположениях?

Далее в парах рассказывают правило, указывают слова исключения.

Составляют в парах опорный конспект.

Представители выходят к доске, показывают свои опорные конспекты, выбираем лучший. Записываем его в тетрадь.

Составляем алгоритм применения правила.

Подбираем к слову однокоренное слово.

Выделяем корень.

Наблюдаем, есть ли в однокоренном слове буква Е.

Если есть, пишу буку Е, если нет- пишу букву О.

Те учащиеся, кто принимал участие в рассуждении, в выведении правила и алгоритма, ставят себе баллы в лист достижений.

5.Первичное закрепление.

На доске записаны слова:

щ-ки

ж-лтый

деш-вый

реш-тка

печ-нка

капюш-н

ш-рох

ч-лка

ш-лк

ч-порный

поч-тный.

Задание: рассуждая по алгоритму, объяснить написание буквы в корне слова после шипящей. Выполняют задание устно (по цепочке). За верный ответ ставят себе баллы в лист достижений.

6.Творческий диктант. «Узнай слово». Слова называют, записывают в тетрадь, обозначают орфограмму, комментируют написание.

Один ученик записывает слова на доске- это будет эталон при проверке.

Бетонированная дорога (шоссе),

сказочный персонаж с рожками (черт),

водитель машины (шофер),

сладкая плитка (шоколад),

лицо, руководящее оркестром ( дирижер),

профессиональный наездник на скачках ( жокей).

Взаимопроверка по эталону, выполненному на доске. Результаты заносим в лист достижений.

7.Игра «третий лишний». Из услышанных слов выбирают «лишнее», объясняют условие выбора.

желтый-шов-черный

чопорный-щелка-шепот

отчет-крыжовник-шоколад

тяжелый-шелк-шорох

чокаться-капюшон-шерстка

печенка-обжора-шофер

8. Назови ласково слово ( с уменьшительно-ласкательным суффиксом), составь с ним словосочетание и запиши.

Шека-

Пчела-

Шерсть-

Черта-

Жердь-

Работают самостоятельно, затем – проверка.

9. Самостоятельная работа. Запиши словосочетания, обозначь орфограмму.

Черствый хлеб, жесткие требования, испугаться шороха, ровный шов, желтый клен, сладкий крыжовник, шелковый галстук. Самопроверка по контрольной карточке. Результат заносят в лист достижений.

10. Подведение итогов. Рефлексия.

-Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

- Чему научились?

-Вернитесь к нашей цели и к задачам. Удалось ли нам их достичь?

- Рефлексию своих результатов работы проводят некоторые учащиеся ( по их желанию)

-Посчитайте количество набранных вами за урок баллов. Поставьте в листах достижений себе оценку.

- В листе самооценке сделайте отметку (+ или -)

Критерии:

1.Моя готовность к уроку.

2.Я определял цели, задачи урока.

3.Я хорошо выполнял работу на уроке.

4. Я активно работал на уроке.

5.Я понял материал.

6.Я преодолевал трудности, добивался достижения результата.

7.Я активно работал в паре.

8.Я анализировал, обобщал, делал выводы.

9. Я осознавал ответственность за достижение результата.

10. На уроке мне было комфортно.


 

Рефлексия (цветочная) по содержанию урока. А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый из вас возьмет листочек( на партах бумага в форме листа дерева). Кому понравилось на уроке, кто уходит довольный, прикрепите синие и зелёные цветочки. Кому не понравилось, он огорчён- прикрепите красный цветочек.

Учитель дает домашнее задание, благодарит учащихся за урок.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Белкина Надежда Владимировна, 22.02.18 в 18:01 0Ответить Пожаловаться
Очень интересно! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.