12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11429
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Урок русского языка в 6 классе по теме «Словари»



Презентация к урокуPPTX / 2.28 Мб

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность.

Урок приурочен ко Дню Словаря, который отмечается в России 22 ноября, в день рождения Владимира Ивановича Даля, русского писателя, этнографа и лексикографа, собирателя фольклора, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка».

1.2. Учебно-методический комплекс

Урок проводится в 6 классе. Учебно-методический комплекс по русскому языку Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др.

Урок входит в раздел «Лексикология и фразеология. Культура речи» (16 урок).

1.3. Цели и задачи урока.

Цель: знакомство обучающихся с различными типами словарей, их ролью в жизни современного человека.

Задачи:

- сформировать у обучающихся представление о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры;

- познакомить обучающихся со словарями, с информацией, которую можно получить из них;

- научить обучающихся пользоваться словарями, применять полученные знания на практике;

- развивать речь, логическое мышление, познавательный интерес к изучению русского языка, творческую активность обучающихся;

- воспитывать любовь и уважение к русскому языку, гордость за родной язык;

- формировать  умение работать в группе, развивать чувство личной ответственности за общее дело.

1.4. Планируемые результаты:

личностные: понимание роли русского языка как основы успешной социализации личности; способность к речевому самоконтролю, потребность речевого самосовершенствования; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

метапредметные: использование различных типов словарей, извлечение нужной информации из текстов и словарных статей, содержащих теоретические сведения; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

предметные: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

1.5. Форма проведения – урок-викторина.

1.6. Используемые педагогические технологии:

- игровая технология (урок-викторина, соревнование между командами);

- ИКТ-технология (обеспечивает современные активности обучающихся, наглядность);

- технология интегрированного обучения (осуществление межпредметных связей – русский язык, литература);

- технология личностно-ориентированного обучения (создает наиболее благоприятные условия для развития личности обучающихся);

- технология развития критического мышления (формирует у обучающихся навыки работы с информацией через чтение и письмо, пробуждает исследовательскую, творческую активность, создает условия для осмысления учебного материала и обобщения приобретенных знаний).

Частные методы и приемы: словесные, наглядные, игровые.

1.7. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока:

- методические: владение педагогическими технологиями, методами, приемами, ИКТ-компетентность педагога;

- материально-технические: ноутбук, мультимедийный проектор, экран;

- мультимедийное сопровождение:

презентация к уроку, созданная в программе PowerPoint,

интерактивные упражнения, созданные при помощи конструктора LearningApps:

«Антонимы»: https://learningapps.org/display?v=pyq613r5n01

«Собери пословицы»: https://learningapps.org/display?v=pac6cjv3j21;

- информационные ресурсы: лингвистические словари, электронные ресурсы (указаны в списке источников).

2. Основная часть

2.1. Описание хода подготовки и проведения урока

Оформление выставки «Наши помощники - СЛОВАРИ».

Перед уроком формируются группы обучающихся из 5-6 человек. Число групп зависит от количества обучающихся в классе.

Обучающиеся рассаживаются по группам.

2.2. План урока

1) Организационный этап.

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-викторина. Вы будете работать в команде. Вам предстоит выполнить задания. За верно выполненные задания вы получите жетоны. В конце урока мы определим победителей викторины. Желаю вам удачи!

2) Определение темы урока. Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

- Определить тему урока нам поможет загадка. Слушайте внимательно!

Эти книги всем нужны!

Их страницы так важны!

В алфавитном там порядке

Слова написаны-отгадки:

Где поставить ударенье,

Каково слова значенье,

Как устроено оно,

А писать иль букву О?

Книги, что богатыри,

Носят имя ... (словари).

Верно, ребята, сегодня мы будем говорить о словарях.

Обучающиеся записывают в тетради число и тему урока.

Прием «Незаконченное предложение».

- Ребята, мы с вами уже встречались со словарями на уроках русского языка. Считаете ли вы достаточными свои знания по теме урока? Что ещё вам хочется узнать? Чему научиться?

Закончите предложение:

- Сегодня на уроке я хочу узнать/обобщить/научиться … .

(Несколько обучающихся по желанию высказываются, читают получившиеся предложения).

3) Актуализация знаний. Прием «Верные и неверные утверждения».

- Ребята, что вам известно о словарях? У вас на столах лежат карточки. Прочитайте утверждения, отметьте верные утверждения знаком «+», неверные – знаком «-».

1. Словарь – это книга, в которой информация упорядочена (систематизирована) c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.

2. Слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

3. Первый словарь появился в Древнем Китае.

4. Первым русским словарем принято считать Азбуковник 1282 года, содержащий 174 слова.

5. Различают энциклопедические и лингвистические словари.

6. Энциклопедические словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

7. Лингвистические словари характеризуют языковые единицы (слова, словоформы, морфемы) с разных сторон в зависимости от целей и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления.

8. Лексикология - раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей.

Самопроверка выполнения задания, коррекция знаний обучающихся.

Верные утверждения – 1,2,3,4,5,6,7.

Неверные утверждения – 8.

Команды, справившиеся с заданием, получают жетоны.

Лексикология (греч. lexis – «слово» и logos – «учение») – раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка.

Лексикография (др.-греч. lexikon – «словарь» и grapho – «пишу») – раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

- Ребята, запишите в тетради, определение слова ЛЕКСИКОГРАФИЯ, запомните его.

4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

- Ребята, где мы можем почерпнуть новую информацию, получить новые знания о словарях? (Прочитать параграф в учебнике, обратиться за помощью к учителю, найти информацию в справочной литературе, в интернете).

- Давайте обратимся к учебнику. Работа с учебником (параграф 33).

- Какую новую информацию о словарях вы узнали? (Ответы обучающихся)

Выполнение упражнения № 188. Различные словари представлены на нашей выставке. Каково назначение каждого из них? (Ответы обучающихся)

Толковый словарь дает толкование того или иного слова, описывает его значение.

Словарь иностранных слов фиксирует не только значение слова, но и отмечает, из какого языка оно к нам пришло.

Словарь синонимов помогает подобрать синонимы. В нем указывается перечень схожих по значению слов к основному, наиболее используемому в данном синонимическом ряде.

Словарь антонимов содержит антонимические пары слов.

Словарь омонимов описывает основные омонимические пары, при этом указывает на значение того или иного слова, особенности его употребления в речи.

Фразеологический словарь содержит список всех известных фразеологизмов и дает им толкование.

Орфографический словарь помогает избежать ошибок при написании того или иного слова.

Орфоэпический словарь фиксируют нормы произношения.

Этимологический словарь знакомит с историей возникновения слова.

За правильные ответы обучающиеся получают жетоны.

- Ребята, знаете ли вы, что в России с 2010 года отмечается Всероссийский праздник «Дня словаря»? Когда он празднуется и почему? (Ответы обучающихся).

- Верно, празднование всероссийского «Дня словаря» проходит 22 ноября, в день рождения выдающегося российского лексикографа, писателя Владимира Ивановича Даля. Что вам известно о В.И. Дале? (Ответы обучающихся). Демонстрируется презентация (Приложение 1). Слайд 1.

- Давайте поближе познакомимся с жизнью и деятельностью этого удивительного человека.

Слайд 2. Владимир Иванович Даль (22 ноября 1801 — 4 октября 1872) — русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач.

Слайд 3. В.И. Даль родился 22 ноября 1801 года на Украине, в городе Луганcке. Его отец Йохан (Иоганн) Кристиан Даль, датчанин по происхождению, принял российское  подданство  вместе с русским именем Иван Матвеевич Даль.  Он был врачом, в совершенстве владел немецким, английским, французским, латинским, греческим языками. При Екатерине II служил придворным библиотекарем.  Мать В.И. Даля, Юлия Христофоровна Фрейтаг, свободно владела пятью языками.

Первоначально Даль получил домашнее образование. В доме его родителей много читали, любовь к чтению передалась всем детям, в том числе и Владимиру. С ранних лет он занимался стихосложением и изучением языков.

Слайд 4. В 1814 году Владимир Даль поступил в петербургский Морской кадетский корпус, по окончании которого в 1819 году был выпущен мичманом, служил на Чёрном море, Балтике.

Слайд 5. В 1826 году Даль поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправился на русско-турецкую войну. Он проявлял смелость и мужество, оперируя солдат и офицеров, спасая гражданское население от эпидемии чумы.

Слайд 6. В 1832 году Владимир Даль обосновался в Петербурге. Он сосредоточил свое внимание на литературном творчестве. Здесь Даль познакомился с В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, Н.В. Гоголем, А.С. Пушкиным. В печати регулярно стали появляться его произведения.

В 1833 году он был назначен чиновником по особым поручениям Оренбургского губернатора. По долгу службы Владимир Даль много ездил по губерниям, наблюдал быт простого народа, что нашло отражение в его творчестве.

Слайд 7. Владимир Даль был разносторонне одаренным человеком. Он увлекался ботаникой и зоологией, играл на музыкальных инструментах... Но смыслом всей его жизни стала работа над Толковым словарем живого великорусского языка, над которым он работал 53 года. За свою жизнь Владимир Иванович собрал 200 000 слов.

Слайд 8. Одновременно с работой над словарем Даль работал над сборником «Пословицы русского народа», в который вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Далем было собрано более 25 000 пословиц и поговорок.

Слайд 9. Владимир Иванович считал себя русским человеком. «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски», - говорил В.И. Даль. Он посвятил свою жизнь изучению русского языка, открыл для нас сокровищницу русского живого народного слова. За этим трудом - искренняя любовь В.И. Даля к русскому языку, его подлинная гордость за богатство и красоту русской речи.

- Ребята, что вас удивило, восхитило в жизни В.И. Даля? (Ответы обучающихся).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Известно, что В.И. Даль дружил с А. С. Пушкиным, путешествовал с ним по пугачевским местам Оренбургского края. Надо сказать, что Александр Сергеевич со вниманием и уважением относился к словам и выражениям простонародного характера, восторгался их меткостью и образностью.

В произведениях писателя часто можно встретить народно-разговорную лексику, которая помогает ему изобразить картины русской жизни подлинно народным, реалистическим языком. Но иногда эти слова не понятны современному читателю. Французский философ Рене Декарт сказал: «Определите точно значение каждого слова, и вы избавитесь от половины заблуждений». Какой словарь поможет нам в определении значения слова? (Толковый словарь)

Задание 1. Прочитайте отрывки из произведений А.С. Пушкина, определите значение выделенных слов. Проверьте себя по Толковому словарю В.И. Даля. Из каких произведений эти строки?

t1697475617aa.jpgКарточка № 1.

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.


t1697475617ab.jpg

Карточка № 2.

Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним.

t1697475617ac.jpgКарточка № 3.

Олег усмехнулся — однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит, и треплет по шее крутой.

t1697475617ad.jpgКарточка № 4.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

t1697475617ae.jpg

Карточка № 5.

Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел и поехал в самую бурю. 

Команда, которая быстрее находит слово в словаре, объясняет его значение, получает жетон (1 жетон за каждое слово).

- Как называются слова, с которыми вы работали? На какие две группы они делятся? (Устаревшие слова, историзмы и архаизмы).

- Чем отличаются архаизмы от историзмов? (Архаизмы в современном русском языке имеют синонимы, т. е. близкие по значению слова).

- Назовите архаизмы и историзмы из приведенных фрагментов произведений А.С. Пушкина.

- Ребята, как называются слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение? (Антонимы).

Задание 2. Интерактивное упражнение «Антонимы»

Задание: назвать пары антонимов.

t1697475617af.png

Команда, справившаяся первой с заданием, получает жетон.

- Ребята, как мы выяснили, В.И. Даль является составителем словаря пословиц и поговорок русского народа. Поэт В.Д Берестов писал: «Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде». Сейчас мы с вами в этом убедимся.

Задание 3. Интерактивное упражнение «Собери пословицы».

Задание: соотнесите начало и конец пословиц.

t1697475617ag.png

- Молодцы! А теперь давайте поговорим о правильном произношении. Думаю, что вы согласитесь с тем, что очень важно произносить слова правильно. Какой словарь поможет нам не допустить ошибок в произношении слов? (Орфоэпический словарь).

Задание 4. Расставьте ударение в словах, правильно произнесите их (слова написаны на карточках).

Карточка 1. Партер, квартал, жалюзи, досуг, звонит, завидно, шарфы.

Карточка 2. Эксперт, торты, оптовый, цемент, включит, каталог, баловать.

Карточка 3. Начала, алфавит, договор, каталог, красивее, кухонный, приняла.

За правильные ответы команды получают жетоны.

- Владимир Иванович Даль боролся с засильем иностранных слов в русском языке.

Задание 5. Подберите к заимствованным словам исконно русские слова:

презентация - … имидж - …

оригинальный - … коммуникабельный - …

идеальный - … антракт - …

- Заимствованные слова, с одной стороны, пополняют русский язык, а с другой – не всегда необходимы и уместны в речи.

6) Рефлексия.

- Ребята, давайте подведем итоги урока. Какие цели мы поставили в начале урока? Достигли ли их?

Прием «Незаконченное предложение». Закончите предложение:

- Сегодня на уроке я узнал(а)/обобщил(а)/научился/научилась… .

(Несколько обучающихся по желанию высказываются, читают получившиеся предложения).

- Нужны ли сегодня словари? (Ответы обучающихся).

- «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен», - писал Александр Иванович Куприн. Чтобы уметь правильно и красиво говорить, необходимо знать значение слов, их правильное произношение, уместно употреблять их. И на помощь нам приходят словари.

- Подсчитайте количество жетонов. Награждение победителей (вручаются медали «Знаток русского языка»).

- Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Вадима Шефнера:

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

Ребята, словари помогут вам заглянуть в неисчерпаемую кладовую народной мудрости, осознать богатство и величие родного языка, ощутить необходимость совершенствовать свои знания, повышать свою культуру, работать над тем, чтобы сделать свою речь богаче и выразительнее. И пусть общение со словарями будет для вас поучительным и интересным. Желаю вам успехов в мире слов, в мире знаний!

3. Заключение

Практическая ценность представленного урока заключается в отработке у обучающихся умений и навыков работы с лингвистическими словарями. Учебный материал урока способствует обобщению и систематизации знаний обучающихся  по теме «Лексикология и фразеология. Культура речи». Также урок направлен на формирование новых знаний, умений и навыков. Методическая разработка может быть использована учителями на уроках русского языка, а также при организации внеклассной работы по предмету.


4. Список использованных источников

Литература

Баранов, М.Т. Русский язык, 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2021.

Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия [Текст] / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2013.

Даль, В.И. Пословицы русского народа [Текст] / В.И. Даль. – М.: Олма-Пресс, 1999. Толковый словарь русского языка [Текст] / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – М.: АЗЪ, 1996.

Шанский, Н.М. Краткий Этимологический словарь русского языка [Текст]: пособие для учителя / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. – М.: Просвещение, 1975.

Ожегов, С.И. Орфографический словарь русского языка. В 2 ч. [Текст]/ С.И. Ожегов. – М.: Гепта-Трейд, 1995.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы [Текст] / под. ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 1987.

Словарь синонимов русского языка [Текст]: Практический справочник. / З.Е. Александрова. – М.: Русский язык, 2011.

Львов, М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст]: пособие для учащихся/ М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1987.

Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова. – М.: ЮНВЕС, 1996.

Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. – М.: Художественная литература,1986.

Электронные ресурсы:

Жетоны

ВикипедиЯ: Даль Владимир Иванович

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Дубровский

Песнь о вещем Олеге

А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна

Метель

Интерактивное упражнение «Антонимы»

Интерактивное упражнение «Собери пословицы»

Медаль «Знаток русского языка»

Стихи о русской словесности

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Селиванова Галина Геннадьевна, 17.10.23 в 20:54 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Лариса Михайловна! Богатый материал, отличные задания! Работать в команде ребята любят, им очень понравится такой урок!
Стефанова Лариса Михайловна, 19.10.23 в 19:43 0Ответить Пожаловаться
Галина Геннадьевна, спасибо за положительную оценку работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.