12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Georgin35
Россия, Тюменская обл., Тюмень

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 92 города Тюмени


Предмет: русский язык

Тема: Употребление предлогов в речи

Программа: М.Т. Баранов, Т.А Ладыженская и др.

Класс: 7Е

Количество учащихся: 35

Учитель: Шевелёва Елена Олеговна

Квалификационная категория: Нет


Употребление предлогов в речи
PPTX / 7.53 Мб


Тема урока: «Употребление предлогов в речи»


Учитель: Шевелёва Елена Олеговна

Класс: 7Е

Дата: 10 декабря 2018

Цели урока:

    Образовательные:

    Обобщение и систематизация сведений о предлоге как части речи

    Повторение орфограмм, связанных с правописанием различных частей речи

    Употребление предлогов в речи.

    Активизация словаря учащихся.

    Закрепление умения находить предлоги и ставить знаки препинания при них; умения отличать предлоги от самостоятельных частей речи

II.Воспитательные:

1.Воспитание любви к русскому языку , литературе и театру

2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III. Развивающие:

1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2.Развитие умения аргументировать, доказывать.

3. Расширение кругозора, познавательного интереса.

4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.

Оборудование урока:

    На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, материал для самостоятельной работы , тестовые задания, карточки, листы А3


Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: работа в группах







Структура урока:


п/п

Тип работы

Время

1


Орг. момент. Объявление темы урока

2 минуты

2

Постановка целей и задач

2 минуты

3

Активизация деятельности учащихся

3 минуты

4

Изучение нового материала

5 минут

5

Практическая деятельность

10 минут

6

Физкультминутка

2 минуты

7

Контроль

5 минут

8

Взаимопроверка

2 минуты

9

Итоги урока

5 минут

10

Домашнее задание

1 минута

11

Рефлексия. Оценивание учащихся

2 минуты


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД




Планируемые предметные результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

      Орг. момент. Объявление темы урока

 Словесное приветствие. Проблемный вопрос.

Записывание темы урока.

 Здоровается с учащимися, рассказывает о форме работы на уроке

 Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Определяют тему урока

 Познавательные УУД:

уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД:

уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

 Учащиеся готовы к работе и настроены на учебный процесс

      Постановка целей и задач


Активизирует знания учащихся, регулирует и направляет их мысли, приводит к правильному ответу и составлению плана деятельности на уроке

Ставят для себя цели и определяют список задач для её достижения

Учащиеся успешно определили цель урока и поставили задачи для её достижения

      Активизация деятельности учащихся

Распределение словосочетаний на три группы в зависимости от смыслового значения

Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу

Распределяют словосочетания, приходят к выводу, что все предлоги имеют одно или несколько значений

Познавательные УУД:

уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД:

уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Учащиеся вспомнили материал предыдущего урока, активизировали свой научный и познавательный интерес , настроились на получение новых знаний

      Изучение нового материала

Восстановление текста, путём подбора пропущенных слов.

Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу

Делают записи в тетради , рисуют схемы, делают выводы, записывают определения

Учащиеся дают определение «Многозначный предлог», умеют находить его в тексте

      Практическая деятельность

Выполнение упражнений по теме урока (отработка умений и навыков по теме урока)

Регулирует и направляет учащихся к правильному ответу

Учащиеся составляют словосочетания, используя разных предлоги, раскрывают скобки с альтернативным выбором ответов. Работают с текстом, выполняют записи в тетради

Учащиеся умеют правильно использовать предлог в речи, грамотно составлять предложения, исправлять ошибки в чужой речи

      Физкультминутка

Выполнение лёгких физических упражнений

Регулирует, контролирует учащихся

Выполняют физические упражнения

Учащиеся размялись , отдохнули и готовы к следующему этапу работы на уроке

      Контроль

Выполнение теста по теме урока


Выполняют тест

Учащиеся знают особенности темы «Использование предлогов»

и умеют применять полученные знания на практике

      Взаимопроверка

Учащиеся меняются листочками и осуществляют взаимопроверку

Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу

Проводят самопроверку, фиксируют свои результаты, обсуждают задание, которые вызвало наибольшее количество затруднений.

Учащиеся проанализировали свои ошибки, сделали выводы и восполнили пробелы в знаниях

      Итоги урока

Подводятся итоги по теме урока

Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу,

Заполняют кластер- знал/узнаю/

хочу узнать

Учащиеся знают отличия многозначных и однозначных предлогов, умеют правильно использовать предлоги в своей речи, умеют находить ошибки в тексте

      Домашнее задание

Запись домашнего задания на выбор

Предлагает учащимся альтернативные домашние задания

Записывают домашнее задание


      Рефлексия. Оценивание учащихся

Подведение итогов выполненной работы

Помогает учащимся подвести итоги

Подводят итоги выполненной работы, анализируют свои результаты

Познавательные УУД:

уметь систематизировать материал, полученный на уроках.


Учащиеся проанализировали и оценили свою работу на уроке, сделали выводы.











Ход урока



1. Орг. момент. Объявление темы урока 2 минуты

Учитель: Добрый день ! Я очень рада всех вас сегодня видеть на уроке. Откройте пожалуйста свои тетради, запишите число и «классная работа».

«Весь мир театр, а люди в нём… актёры» Так гласит самая известная цитата о театре. А если так, то актёры жизни просто не имеют право быть безграмотными, допускать ошибки в речи.. Сегодня у нас не просто урок, мы прикоснёмся к искусству театра, и одновременно улучшим свою речь, научившись использовать в ней пусть служебную, но чрезвычайно важную часть речи.

Итак, давайте сформулируем тему урока, используя слова на слайде.

2.Постановка целей и задач 2 минуты

Учитель: Итак, сегодняшняя наша тема «Употребление предлогов в речи». Какова же цель урока?

Перед нами стоит несколько задач . Какие вы можете назвать ?

Ученик:

Учитель: Всё верно, а чтобы работа на уроке была интересной и продуктивной, за активность выбудете получать жетоны. В конце урока посчитаем, чья команда набрала больше всего.

3.Активизация деятельности учащихся 3 минуты

Учитель: У вас на столах, а также на слайде вы видите словосочетания с предлогами- ваша задача , разделить их на три группы по значению, которые они выражают

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ

ПРИЧИННЫЕ

ЦЕЛЕВЫЕ

    Выйти на сцену

    Начать в пять часов

    Выглянуть из-за ширмы

    Вернуться через десять минут

    Сценарий для актёра

    Пропустить спектакль по болезни

    Заснуть под конец

    Выступать после праздника

    Достать из рукава

    Встретиться у театра.



Подчеркните предлоги, какой вывод вы можете сделать о предлогах?

Ученик: Каждый предлог употребляется для выражения какого-то значение, например следствия или причины. Для этого он связывает определённые части речи с предложении или словосочетании.

4.Изучение нового материала 5 минут

Учитель: Действительно, предлоги помогают нам выразить в предложении то, или иное значение.

Однако, у одного предлога может быть несколько значений.

Сравните предложения и назовите их значения:

Забыл на кресле (пространственное значение),

Отлучился на минуту (временное значение),

Поверить на слово (значение образа действия).

Ученик: Один предлог может выражать разные значения.

Учитель: Действительно, есть предлоги, которые выражают несколько значений. Предлоги  могут быть однозначными (из-за) и многозначными (с).

Предлоги употребляются либо с одним падежом (благодаря, согласно, вопреки) или с несколькими падежами.

Многозначные предлоги – предлоги, которые могут выражать разные значения, употребляясь с несколькими падежами.

Прочитайте определение на слайде и запишите себе в тетрадь.

Т.о. в разных падежных конструкциях и с разными падежами предлоги могут иметь разные значения. Например, у предлога по «Словарь русского языка» С.И.Ожегова выделяет 15 значений; Большой академический словарь русского языка приводит более 30  значений предлога на.

Учитель: Употребление предлогов в речи привычно настолько, что мы часто не задумываемся, а правильно ли мы говорим, правильно ли используем предлоги в своей речи. Иногда бываает так, что их употребление ошибочно.

Обратите внимание:

Очень части нам приходится слышать фразу

«Оплатите за проезд!»

Однако, этот вариант является ошибкой

Правильными вариантами будут «Заплатите за проезд!» или «Оплатите проезд!»

5.Практическая деятельность 10 минут

Учитель: Сейчас мы потренируемся на нескольких заданиях правильно употреблять и использовать предлоги по значению.


Задание №3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в сочетаниях слов.

Пришел (из, со) школы, вышел (из, с) класса, сделал (по) окончани.. работы, поступил (во) преки вол… отца, смог благодаря усерди.., выполнил согласно распоряжени.., скучает по (вы) , скучает по (он), вышел (из, из-за) угла дома, выскочил (из, из-под) земли.

ПРАВИЛЬНО

Пришёл из школы, вышел из класса, сделал по окончании работы, поступил вопреки воле отца, смог благодаря усердию, выполнил согласно распоряжения, скучает по вам, скучает по нему, вышел из-за угла дома, выскочил из-под земли,

Задания № 4.

Учитель: Задания для группы. Перед вами лежат кусочки текста. Ваша задача- расположить их в правильном порядке, чтобы получился текст. Исправить в нём речевые ошибки употребления предлогов. Определить его тему и основную мысль.



Театр оперетты

По приездЕ(у) в Ростов-на-Дону мы решили посетить местный театр оперетты. Он располагается в прекрасном здании с колоннами, выполненными в стиле классицизма. В холле театра проводилась выставка современного искусства, где были представлены различные инсталляции и панно.

Осмотрев экспонаты, мы поспешили в зрительный зал, чтобы не опоздать в (на) начало спектакля. Зазвучали первые негромкие аккорды, и раскрылся занавес.

На сцене появились артисты в ярких карнавальных костюмах. Из либретто мы узнали, что спектакль поставлен с мотивом (по мотивам) старинных итальянских новелл. Режиссеру удалось передать таинственную атмосферу Ренессанса.

Втечение полутора часов артисты пели и танцевали под аккомпанемент симфонического оркестра, дирижёром которого был знаменитый Валерий Гергиев.

По окончаниИ(ю) спектакля в зале долго не смолкали аплодисменты.

Задание № 5. Расширяем словарный запас.

Учитель: На слайде вы видите слово, вам нужно вспомнить и дать его лексическое значение и составить с ним словосочетание с предлогом. После чего мы смотрим его толкование из словаря театральных терминов.

Аншлаг (нем. - удар ) - объявление в театре, в кино о том, что все билеты проданы. Успешное

представление при полном зале. Отсюда речевой оборот -“спектакль прошѐл при полном

аншлаге”

Виртуоз (лат. - мужество, доблесть, смелость) - артист, в совершенстве владеющий техникой

своего искусства. Человек, достигший высокой степени мастерства в каком - либо деле.

Дебют (фр. - начало) - первое или пробное публичное выступление начинающего артиста на

сцене. Начало деятельности на каком - либо поприще

Партер (фр. - на земле) - места в зрительном зале, расположенные ниже сцены или на уровне ее.

Пролог (гр. - впереди и слово) - необходимое предисловие к пьесе или действие к спектаклю, в

котором автор (через актера) обращается к публике, чтобы ввести зрителя в круг тем, объяснить

условия игры и расставить акценты, важные для понимания пьесы; предыстория отраженного в

искусстве события. Вступительная часть драматического произведения.

6.Физкультминутка 2 минуты

Учитель: Я попрошу вас сейчас всех подняться.

Вы разделены сегодня на пять команд- актёры, режиссёры, звукооператоры, постановщики и сценаристы. В каждой команде есть главный, которого я приглашаю сюда.

Я читаю вам стихотворение и показывать движение, ваша задача- повторять за мной.

«Спектакль»

Стало жарко что-то в зале.

Капля первая упала «кап - кап» (пальцем стучать по ладони)


И вторая побежала «кап - кап» (хлопать в ладоши)


В потолок мы посмотрели (смотреть вверх)


Тут актёры уж запели (постучать по голове)


И схватились мы за лица, (вытирать лицо)


Мы их вытираем.


Туфли – посмотрите (посмотреть на туфли)


Сами застучали (показать руками)


Плечами дружно поведем (трясти плечами)


С себя пот мы весь встряхнём


И похлопаем актёрам

Сценаристам, режиссёрам (показывать руками в разные стороны)


А потом пойдём домой (хотьба на месте)

Отдохнуть и на покой (сесть на место)

7.Контроль 5 минут

Учитель: Сейчас мы выполним проверку ваших знаний по теме урока в форме теста

Подпишите ваш листок.

1. Какие виды предлогов можно выделить в зависимости от их значения?

a) Однозначные и многозначные;

b)Простые и составные;

c) Производные и простые.


2. Назовите верное утверждение:

a) Многозначный предлог имеет более десяти значений;

b) Многозначный предлог употребляется в одном тексте;

c) Многозначный предлог употребляется с несколькими падежами


3. Какие значения может выражать предлог «около»?

a) Место и приблизительное количество;

b) Пространство и время;

c) Отношение и принадлежность.


4. С какими падежами может употребляться предлог «под»?

a) Дательный и родительный;

b) Винительный и творительный;

c) Именительный и предложный.


5. Найдите предложение, в котором предлог «под» обозначает время:

a) Мы катились под горку;

b) Девочки шли под ручку;

c) Мужчины вернулись под утро.



8.Взаимопроверка: 2 минуты

Учитель: Поменяйтесь листочками с соседом, проверьте правильность ответов и поставьте оценку. Капитаны складывают общую сумму баллов и называют.

9.Итоги урока 5 минут

Учитель: Наша работа подходит к концу и время подводить итоги. На столах у вас есть листы А3 для составления кластера. Всё поле разделено на три части.
Того, что вы уже знали о предлоге, что узнали сегодня и то, что вам ещё предстоит узнать. У вас есть три минуты, чтобы его дополнить.

10.Домашнее задание 1 минута

Учитель : Запишите пожалуйста домашнее задание на выбор

1 вариант

Пар. 53 (выучить теорию)

Упражнение 336 (письменно)

2 вариант

Пар.53 (выучить теорию)

Составить 10 предложений с предлогами и определить у них значение.

11.Рефлексия. Оценивание учащихся 2 минуты

Учитель: Наша работа сегодня подошла к концу! Были ли достигнуты поставленные нами задачи?

Спасибо Вам за ответы. После урока я попрошу вас наклеить маску вашего настроения на лист рефлексии- белая маска- положительная, а чёрная- отрицательная.

Давайте посчитаем количество баллов в каждой команде!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕГО ДОБРОГО!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.