12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шубина Татьяна Владимировна327
Работаю в МАОУ "Нуринская средняя общеобразовательная школа" учителем начальных классов с 1985 года. Имею высшую квалификационную категорию. Имею награды.
Россия, Забайкальский край, село Нуринск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Русский язык. 4 класс.

Урок по теме «Сложное предложение».

Обобщение по теме урока: сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух и более простых предложений, тесно связанных по смыслу и интонации, запятая между частями сложного предложения с союзами и без союзов.

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию отличительных признаков сложного предложения, выработать алгоритм постановки запятой в сложном предложении.

Задачи:

- подвести к осмыслению понятия сложного предложения;

- применять правила постановки запятой в сложном предложении;

- формирование умения находить в тексте сложные предложения;

- дать первоначальные представления об отличительных признаках сложного предложения;

- развивать внимание, мышление, наблюдательность;

- воспитание любви к своей малой родине;

- приобщение к творчеству забайкальских поэтов.

Планируемые результаты.

Дети учатся:

- выделять общие признаки сложного предложения;

- находить простые предложения в сложном и ставить запятые;

ставить исследовательские вопросы для выявления признаков неизвестного;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщением о результатах выполненной работы.

Умения, характеризующие достижение этих результатов.

- умение находить грамматическую основу в предложении;

- умение выделять отличительные признаки сложного предложения;

группировать, систематизировать по общему признаку;

обобщать изученный материал, делать выводы.

Основные понятия: простые и сложные предложения; однородные члены, грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Основные методы: проблемный диалог, проблемное учебное исследование.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, литературное краеведение, окружающий мир, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютерная презентация, рабочие листы для групповой работы, учебник «Русский язык. 4 класс» (автор Полякова А.В.). – М. Просвещение, 2014 г., Г.Граубин «Наша малая Родина», произведения забайкальских поэтов.

 

Ход урока (индуктивного типа)

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Мотивация.

Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Для создания проблемной ситуации на уроке воспользуемся приёмом «выполнимое/невыполнимое действие»).

Учитель. Ребята, отгадайте загадку. (Слайд ).

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт. (весна).

Дети. Весна.

Учитель. Правильно, весна. Вам нравится это время года?

Дети. Да!

Учитель. Немного расскажите, чем оно вам нравится.

(Дети рассказывают).

Дети. Мне нравится это время года, потому что начинают на деревьях распускаться смолистые листочки. Этот запах придаёт свежесть, молодость. Ярче светит солнышко, и на душе становится радостней.

Дети. А мне хочется писать стихи об этом времени года.

Учитель. Молодцы! Вот сегодня мы побываем с вами в мастерской художников и поэтов Забайкальского края в это время года.

Посмотрите, какая весна в Забайкалье! (Слайд ).

А каких поэтов Забайкальского края вы знаете?

Дети. А. Жамбалон, Г. Граубин, Б. Макаров, Д-Х. Цынгуева. (Слайд)

Учитель. Сейчас прочитайте отрывок стихотворения А. Жамбалона. (Слайд)

А весною степь проснулась,

Встрепенулась, улыбнулась

И надела свой наряд –

Яркий шёлковый халат.

Учитель. Что здесь описывает автор? Какие художественные средства использует?

Дети. Арсалан Жамбалон описывает красоту степи весной с помощью средства сравнения. Он её сравнивает с красивой молодой девушкой.

Учитель. Теперь прочитайте отрывок Г. Граубина. (Слайд).

Ещё последние снега

Апрель в оврагах квасит,

И уж Весна во всю луга

Зелёной краской красит.

Учитель. Что здесь описывает автор? Какие художественные средства использует?

Дети. Здесь Георгий Граубин рассказывает нам о последнем тающем снеге и тоже использует сравнение. Начинает появляться молодая травка.

Учитель. Какие задания вы можете предложить к данным отрывкам?

Дети. Можно выполнить как зрительный диктант. Можно определить части речи. Можно разобрать по членам предложения, выписать слова с безударной гласной и др.

Учитель. Хорошо. Спишите стихи в тетрадь, подчеркните грамматическую основу предложения.

(Дети выполняют задание).

Дети. В первом стихотворении одна грамматическая основа, но есть однородные члены.

Учитель. Докажи.

Дети. (Что?) Степь – это подлежащее подчеркиваем одной чертой,( что сделала?) проснулась, встрепенулась, улыбнулась, надела – это однородные сказуемые, выражены глаголом в п.в.

Учитель. Все согласны?

Дети. Да.

Учитель. Начертите схему. ( ______ ======,======,======= и =======)

Учитель. В следующем четверостишье подчеркните.

Дети. Я затрудняюсь.

Дети. Я думаю, что здесь грамматическая основа – апрель квасит и ещё одна основа – весна красит. Здесь два простых предложения, но записаны в одно большое.

Дети. Наверное, это будет сложное предложение, потому что все сложное состоит из нескольких простых. Но я не уверен, потому что мы это ещё не проходили.

Учитель. С какой проблемой вы столкнулись? Что нам необходимо узнать?

Дети. Нам не хватает знаний о предложении. Необходимо узнать какие бывают предложения и что их отличает. Значит, сегодня на уроке мы будем изучать предложения.

Учитель. Попробуйте начертить схему к данному предложению.

Дети. _______======, и _______======. Мы заметили, что после первой грамматической основы ставится запятая, т.е. отделяются две основы.

Учитель. Теперь скажите, какая цель исследования будет?

Дети. Ответить на поставленные вопросы. 1. Какие бывают предложения?

2.Что отличает эти предложения. (Данные вопросы вывешиваются на доске.)

3. Физминутка. Танцуют все. (Слайд).

Учитель. Поработаем в группах. (Слайд).

Вспомните правила работы в группах:

1. Понять задание.

2. Подумать о решении самостоятельно.

3. Выслушать мнение каждого.

4. Найти общее решение.

5. Выбрать выступающего.

4. Исследование в группах.

(Учитель раздаёт каждой группе рабочий лист. Приложение 1).

5. Обмен информацией.

(Ученики поочерёдно представляют собранные в ходе исследования материалы.)

Первая группа. У нас получилось такое предложение. Солнце греет жарче, и распускаются на ветках клейкие листочки. Мы думаем, что это сложное предложение, т.к. две грамматические основы. Сложное предложение состоит из двух основ и между простыми поставили запятую.

Дети. Вывод . Сегодня мы познакомились со сложными предложениями и учились отличать их от простых предложений.

Вторая группа. А у нас получилось другое предложение. На полянке появляются первые цветы, над ними летают бабочки. Мы думаем, что у нас получилось тоже сложное предложение и между простыми нужно поставить запятую. Сложное предложение состоит из двух основ.

Дети. Вывод . Сегодня мы познакомились со сложными предложениями и заметили, что в сложном предложении между простыми ставится запятая.

Третья группа. У нас получилось такое предложение. Деревья вырабатывают кислород, и воздух становится чистым. После слова кислород мы поставили запятую, потому что одну часть сложного предложения отделяем от другой запятой.

Дети. Вывод. Мы узнали, чем простое предложение отличается от сложного. В сложном предложении ставится запятая.

Четвёртая группа. Мы составили такое предложение. Забайкальская природа радует глаз, и мы очень любим её. Какое красивое предложение получилось у нас. Это сложное предложение, значит нужно поставить запятую между простыми предложениями.

Дети. Вывод. Простое предложение отличается от сложного тем, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном может быть два или несколько. В сложном предложении ставится запятая.

6. Организация и связывание информации. Обобщение.

Учитель. Сейчас посмотрите на схему и дополните её. .

Предложение

t1608025946aa.gif

 

Простое

(1 грамматическая основа)

(Так выглядит схема после представления собранных материалов.)

Предложение

t1608025946aa.gift1608025946ab.gif

 

Простое                                           Сложное

(1 грамматическая основа) (2 или несколько грамматических основ)

Ставится запятая.

7. Подведение итогов.

Учитель. Можем ли мы сейчас сформулировать вывод о том, что такое сложное предложение?

Дети. Сложное предложение состоит из двух или нескольких основ, и между ними ставится запятая.

Учитель. Откройте учебник на стр. 4, прочитайте правило.

Формулируется обобщение по теме урока: сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух и более простых предложений, тесно связанных по смыслу и интонации, в сложном предложении ставится запятая между простыми предложениями. (Слайд).

Учитель. Мы ответили на вопросы, которые ставили в начале урока?

1. Какие бывают предложения? 2. Что отличает эти предложения?

Дети. Да.

Учитель. Мы познакомились с вами со сложными предложениями. А для чего мы знакомимся со сложными предложениями?

Дети. Чтобы грамотно писать.

Учитель. Молодцы! Давайте учиться правильно размышлять, чтобы грамотно расставлять знаки препинания в предложениях т.е. составим алгоритм.

С чего начнём?

Дети. 1.Прочитай предложение. Найди грамматическую основу.  Мы увидим сложное или простое перед нами предложение. Определим, сколько частей в данном предложении .Две и более, значит предложение сложное и нужно в нём поставить запятую.

Учитель. Посмотрим схему. (Слайд).

1. Найти грамматическую основу предложения.

t1608025946ac.gif                                                        t1608025946ac.gif                              

1 грамматическая основа          2 или более грамматических основ

(простое предложение)                 (сложное предложение)

                                                             t1608025946ac.gif

 

Поставить запятые между простыми предложениями.

Учитель. А вы уверены в том, что мы всё изучили о предложениях?

Дети. Я думаю, да.

Дети. А я, когда читал, то видел, что ставятся двоеточие, тире в предложениях. Значит ещё не всё мы знаем.

Дети. Нет, не всё изучили. Потому что у старшего брата я видел, что он писал большие предложения.

Учитель. Да, ребята, русский язык очень богатый и сложный, поэтому нам с вами ещё многое предстоит узнать.

8. Применение.

Работа в группах.

Учитель. Сейчас я раздам вам отрывки из книги Г. Граубина «Наша малая Родина». Найдите в тексте сложное предложение и выпишите его. Докажите, что это сложное предложение. ( Приложение 2).

(Дети находят и доказывают).

Учитель. Давайте обобщим всё, о чем шла речь на уроке. Для этого используем приём «синквейн» (пятистишие).

Вспомним правила написания синквейна. (Слайд).

Одним словом называется тема.

Эта тема описывается двумя прилагательными.

Три глагола, называющие самые характерные действия предмета.

Фраза из четырёх слов, показывающая личное отношение к теме.

Синоним темы, подчеркивающий её суть.

Предложение.

Простое, сложное.

Находить, ставить, писать.

Грамоте учиться, всегда пригодиться.

Основа.

9. Экспресс – диагностика. Дети отвечают.

Учитель. Я вам раздаю листочки, вы ставите только цифру задания и записываете правильный ответ.

1. Каких предложений не бывает?

- простых

- сложных

-распространенных

- однородных

2. Дополни предложение. «Сложное предложение состоит из нескольких …»

- слов

- сказуемых

- грамматических основ

- подлежащих

3. Перед какими союзами всегда ставится запятая?

- а, но

- и, а, но

- и, а

- и, но

4. Какие члены предложения могут быть однородными?

- главные

- любые

- второстепенные

- третьестепенные

5. Когда перед союзом И ставится запятая?

- если он соединяет два однородных члена

- если он стоит между подлежащим и сказуемым

- если он соединяет части сложного предложения

- если он стоит в конце предложения

Учитель. Давайте проверим.

Однородных.

Грамматических основ.

А, Но.

Любые.

Если он соединяет части сложного предложения.

Поднимите руки у кого нет ошибок.

Поднимите руки у кого 1 ошибка.

Поднимите руки у кого 2 ошибки

У кого больше ошибок?

Молодцы! Я рада, что вы поняли тему урока.

Вам понравился урок?

Дети. Да.

10. Итог урока.

Учитель. Давайте вспомним, что на уроке было для вас нового?

Дети. Мы узнали о сложных предложениях. Что в них может быть две или больше грамматических основ. В сложном предложении обязательно ставится запятая.

11. Домашнее задание. Я вам предлагаю домашнее задание на выбор на карточках. Выберите любое.

1. Составить небольшой рассказ, используя сложные предложения.

2. Выписать из любого художественного произведения сложные предложения.

3. Даны схемы предложений. Составьте по два предложения.

_________ ========, и ======= _________.

======= __________, __________==========.

 

Спасибо за урок.

 

 

 

 

Приложение 1.

Рабочий лист № 1.

Прочитайте предложения. Спишите и подчеркните грамматическую основу. Какие это предложения?

Солнце греет жарче. Распускаются на ветках клейкие листочки.

Соедините простые предложения в одно сложное, запишите, подчеркните грамматическую основу, начертите схему.

Сделайте вывод.

Рабочий лист № 2.

Прочитайте предложения. Спишите и подчеркните грамматическую основу. Какие это предложения?

На полянке появляются первые цветы. Над ними летают бабочки.

Соедините простые предложения в одно сложное, запишите, подчеркните грамматическую основу, начертите схему.

Сделайте вывод.

Рабочий лист № 3.

Прочитайте предложения. Спишите и подчеркните грамматическую основу. Какие это предложения?

Деревья вырабатывают кислород. Воздух становится чистым

Соедините простые предложения в одно сложное, запишите, подчеркните грамматическую основу, начертите схему.

Сделайте вывод.

Рабочий лист № 4.

Прочитайте предложения. Спишите и подчеркните грамматическую основу. Какие это предложения?

Забайкальская природа радует глаз. Мы очень любим её.

Соедините простые предложения в одно сложное, запишите, подчеркните грамматическую основу, начертите схему.

Сделайте вывод.

 


урок русского языка
PPTX / 3.58 Мб

Приложение 2

1 группа.

Муравьишки помогают лесу.

Многие таёжные птицы любят купаться в муравьиных кучах. Одни лежат прямо на них, другие втирают муравьёв в оперение. Так они избавляются от насекомых, а муравьиная кислота немножечко их пьянит. Сойки около муравейника распахивают крылья, и муравьи-санитары сами расползаются по их телу.

Муравьи больше других насекомых любят сладкие выделения тлей. За месяц одна муравьиная семья спасает больше трёх кубометров древесины.

 

 

2 группа.

Возвращение.

Первыми появляются у нас огари. Эти утки любят небольшие солоноватые озёра, и они жить могут хоть в дупле, хоть в старой лисьей норе. Почти одновременно прилетают жаворонки и белошапочные овсянки. А как только зацветёт сибирский абрикос, появляются стрижи всех трёх видов. Стрижи всё делают на лету: едят, пьют, ловят то, из чего можно построить гнездо. Через всё Забайкалье проходит одна из восьми самых оживлённых птичьих дорог мира – Хинганская.

 

3 группа.

Лекари – неведимки.

Они встречаются в любом лесу. Это летучие вещества растений. Называют их фитонцидами. Они убивают микробов, очищают воздух. В лесу вода всегда чище, чем на лугу. Ручей пробегает по лесу пятьдесят метров, вода в нём очищается. Кислород нужен всем живым организмам для дыхания. Деревья не только вырабатывают кислород, они ещё и очищают воздух.

 

4 группа.

Если есть умение – выживет растение.

Обитатели тайги умеют приспосабливаться к непростому забайкальскому климату. Это умеют делать и растения. Подорожник прижимается к земле, этим он сохраняет влагу. Вереск для экономии влаги скручивает свои листочки. Многие болотные растения позаимствовали у растений пустынь приспособления для экономии влаги. Они тоже иногда изнывают от жажды, корни плохо работают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата проведения: 15 декабря 
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.