12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Филоненко Галина28

Организационная информация



Конспект – урока учителя технологии МБОУ ООШ№19 станицы Фонталовской муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края

Автор урока: Филоненко Галина Леонидовна

Предмет Технология

Класс, профиль класса/группа, количество человек 8 класс, общеобразовательный, из 5 девочек и 3 мальчиков

Продолжительность урока (занятия) 40 минут

Методическая информация



Тема урока: «Бюджет семьи»

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется): Матяш Н.В. Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/коллектив авторов: Н.В. Матяш, А.А. Эльктов, В.Д.Симоненко, Б.А. Гончаров, Е.В.Елисеева, А.Н. Богатырев, О.П. Очинин. –М.: Вентана - Граф, 2018г.208с.

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Раздел: Семейная экономика

Модуль: Бюджет семьи

Тип урока - комбинированный

Данный урок является первым в модуле уроков «Семейная экономика» (всего их 3), в разделе «Семейная экономика» - первым. На предыдущем уроке изучение темы «Проектирование как сфера профессиональной деятельности», на следующем уроке тема «Технология совершения покупок». На данном уроке изучаются понятия «домашнее хозяйство», «доходы», «расходы», «семейный бюджет».

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

В классе обучаются 9 учащихся. Ученики трудолюбивые, любознательные, способны творчески мыслить. Задания выполняют аккуратно и чётко. В средних классах получили необходимые навыки и приемы. Коллектив дружный, сплоченный. Участвуют во всех мероприятиях школы. На уроках технологии активно участвуют в обсуждениях, умеют делать выводы, анализировать. Группа по составу разнородная: имеются с высокой мотивацией к обучению — 5 человек, со средней мотивацией — 4 человека, в течение урока сохраняют познавательную активность. В основном преобладают учащиеся со смешанным типом восприятия.

В среднем обучающиеся обладают средним темпом деятельности. В работе с этими детьми формы и методы освоения учебного содержания урока будут адаптированы к интеллектуальным особенностям детей.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Цель учащихся: научиться создавать семейные сбережения.

Цель учителя: способствовать формированию знаний о семейном бюджете и развитию навыков создания семейных сбережений.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с понятием “бюджет”; ознакомить со структурой семейного бюджета; ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи).

Воспитательная: развивать умение работать в группе; воспитание рационального отношения к семейному бюджету; формирование социальной активности и самостоятельности; выработка навыков культурного общения.

Развивающая: развивать творческие способности ребят; развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование ценностных установок. Самоопределение в жизненных ценностях. Саморефлексия. Мотивация на получение нового знания.

Метапредметные:

- регулятивные: Определять и формулировать цели деятельности. Соотнесение результата деятельности с целью. Осуществлять действия по решению проблемной ситуации. Соотнесение результатов деятельности с целью. Формирование навыка.

- познавательные: Ориентация в своей системе знаний. Переработка информации для создания нового продукта. Преобразование информации в удобную для себя форму. Знание о методе познания.

- коммуникативные: Донесение своей позиции. Умение понять взгляды и интересы других.

Предметные: Практическое использование приёмов управления семейным бюджетом.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

- знания о функции семьи, её уровень благосостояния и потребности.

- представления о составлении перечня товаров школьника, навыки оценки и самооценки деятельности на уроке.

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

- аргументировать свою точку зрения предметные - основные статьи расходов семьи, способы их уменьшения;

- планирование расходов, осуществление несложных экономических расчетов;

- работать с документами, выполнять проблемные задания;

- вырабатывать навыки работы в группе.



Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Семья как ячейка общества играет важную экономическую роль. С одной стороны, именно в рамках семьи осуществляется удовлетворение насущных потребностей человека, с другой - эти потребности определяют и направляют развитие экономики.

Выполняемая семьёй экономическая функция связана с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов. Ресурсы – это запасы, средства для выполнения какой-либо деятельности, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.

Разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальный эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени нам помогаем семейная экономика. Чтобы экономическая жизнь семьи была эффективной, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с её доходами.

Набор необходимых предметов для семьи изменяется в зави­симости от множества факторов: достижений научно-технического прогресса, уровня материального развития общества и уровня бла­госостояния семьи. Все финансовые дела должны решаться на семейном сборе, именно тут должно окончательно устанавливаться, кому и что при­обретать в первую очередь, а кому и с чем можно подождать.

Давайте рассмотрим классификацию по признаку рациональной потребности:

Срочные и необходимые: вещи, которые следует купить немедленно (отсутствие необходимого для жизни или внезапностью нужды).

Обязательные: вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена.

Желательные: вещи улучшенного качества, повышенной комфортности.

Престижные: вещи повышенного качества и комфортности.



Ход урока

Фаза 1 этап 1 «Начало образовательного мероприятия»

АМО "Самолетик пожеланий!"

Цели задачи использования метода: создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды, пожелания добра.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Листы А4 по количеству участников.

Группы: все участники.

Время: 5 мин.

Подробная технология проведения: из чистых листов учащиеся складывают самолетики и на крыльях записывают пожелания классу. По команде учителя запускают самолетики в полет. Каждый поднимает находящийся рядом самолетик и зачитывает доставшиеся пожелание.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению раздела школьной программы по технологии, который называется “Домашняя экономика”. Перед нами стоят цели ознакомиться с понятием “бюджет”, со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной частей бюджета на примере конкретной семьи.



Фаза 1 этап 2 Вхождение в тему. АМО "Список покупок"

Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока

Учитель: Ребята, я прошу, вас ответить на следующие вопрос:

- Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Цели задачи использования метода: настроя учеников на учебную деятельность и тему урока класса.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Трафареты сумок для покупок по количеству участников.

Группы: все участники.

Время: 3 мин.

Подробная технология проведения: на трафаретах ученики записывают список покупок, обмениваются списком с соседом по парте и парами отвечают на вопрос о целесообразности сделанной покупки.

Учитель: Давайте запишем тему сегодняшнего урока «Бюджет семьи».


Фаза 1 этап 3 Определение ожиданий и опасений учащихся. АМО «Гостиница»

Цели задачи использования метода: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном уроке (какой результат должен быть достигнут учащимися).

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.) - не требуются.

Группы: все участники.

Время: 4 мин.

Подробная технология проведения: модератор предлагает экспедициям выбрать гостиницу для ночлега перед выходом экспедиции в поисках тайной долины и магических сокровищ АМОзонии. Для этого каждый участник туристической группы делегируется в одну из гостиниц: 1. Открытие, 2. Возможность, 3. Успех, 4. Надежда

Вновь образовавшаяся группа, совместно формулирует продолжение фразы, соответствующей названию гостиницы.

Я хочу узнать…

Я хочу научиться…

Я хочу проявить себя …

Я хочу применить …

После этой работы участники-делегаты возвращаются в свои группы и совместно формулируют цель предстоящей работы (и соответственно выбирают гостиницу для проживания).

Фаза 2 этап 4 Обсуждение домашнего задания. АМО «Золотой ключик».

Цели метода: привлечение внимания и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: 5 мин.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Подробная технология проведения: Учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой. Отгадка – ключ к двери с важной информации. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершению 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и т.д.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

"Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Фаза 2 этап 5 АМО Инпут «Шахматы» Интерактивная лекция

Учитель:  Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. “Бюджет” - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год (записываем определение в тетрадь). Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.



Учитель: У вас на столе есть модель интеллект-карты, состоящей из 4 секторов.

1-й этап проведения продвинутой лекции – вызов. Запищите в каждом секторе свои мысли по ведущим моментам  темы. Возможно, в ходе этого этапа, у вас останутся белые пятна в вашей интеллект-карте.

Обсуждение и запись информационного прогноза.

2-этап – осмысление. Я представляю вам информацию по теме. По ходу моей лекции вы отмечаете в своей карте знаком + совпадения, а знаком – расхождения услышенной в лекции информации, со сделанным ранее прогнозом. Каждая группа представляет свой сектор

Цель метода: представление информации и обсуждение её (какой результат должен быть достигнут учащимися).

Необходимые материалы – шахматная доска и стикеры по числу учащихся.

Группы: все участники.

Время: 10 мин.

Подробная технология проведения:

уt1571686760aa.jpg частникам предлагается обсудить достоинства и недостатки позиций «Я – автор проекта!» и «Я – организатор проектной деятельности детей». Достоинства записываются на стикеры и размещаются на белой клетке шахматной доски, а недостатки – на черной. Команды по очереди озвучивают свои варианты и размещают их на шахматной доске. Главное условие – достоинства и недостатки не должны повторяться. По цвету стикеров можно отслеживать какая команда была более активной

Учитель: мы выяснили, что экономическая функция семьи предполагает участие членов семьи в общественном производстве товаров, услуг или различного рода бизнесе. Следовательно, семья должна получать какой-то доход.

Доход” - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность (определение записываем в тетрадь).

Ответьте на вопрос: в каком же виде можно получать доход?

- в виде наличных средств (банкноты, монеты, кредиты), безналичных денег (счета в банке, чеки), а также в виде благ.

Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организация, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства.

Следует обратить особое внимание на статью доходов “пенсии и стипендии”. Это так называемые “социальные трансферты” - доходы, которые получают от государства, но они на связаны ни с владением собственностью, не являются платой за произведенные товары или услуги. С этим понятием мы сталкиваемся впервые, поэтому его следует записать определение в тетрадь.

На диаграмме представлена структура семейных доходов в процентах к общему доходу семьи.

Потребности семьи удовлетворяются в большинстве случаев с помощью денег.

Расходы” - затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг (определение записываем в тетрадь).

Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства?

В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры). Структура семейных расходов в процентном соотношении в общих расходах семьи представлена на диаграмме.

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить.

Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).



Фаза 2 этап 6 Проработка темы АМО «Мозговой штурм"

Проработка учебного материала

Цели метода: постановка конкретной учебной цели перед учащимися, определение целей и задач в ходе закрепления нового материала, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала.

Группы: все участники.

Время: 6 мин.

Материал: подготовленный листы А4 с заданиями, распределены по всему кабинету, приложение 1.

Подробная технология проведения: Ребята, а сейчас вам предстоит выполнить несколько заданий: индивидуально со своим листком ответов по цепочки. Ребята оформляют свой результат на листках ответов и озвучивают его. После этого учитель дает оценку каждого участника.

Вы сидите по четыре человека за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 1). На листке будет определен состав семьи и указано, кто и чем занимается. На листке – задании (Приложение 2) вашей “семье” надо будет расписать все возможные статьи доходов (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные статьи расходов на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.

Фаза 3 этап 7 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разминка АМО «Снежки»

Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.

Цели метода: активная релаксация.

Группы: все участники.

Время: 3 мин.

Материал: по 2 листа по количеству участников

Подробная технология проведения: участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию.

-Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми Вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку.



Фаза 3 этап 7 Рефлексия АМО «Четыре Я»

Цели метода: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока.

Группы: все участники.

Время: 4 мин.

Материал: круг с секторами, стикеры с фразами: Я узнал..; Я научился..; Я проявил себя..; Я смогу применить…

Подробная технология проведения: модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

Я узнал…

Я научился…

Я проявил себя …

Я смогу применить …

Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!



Домашнее задание

Время 2 минуты

Ребята, в качестве вашего домашнего задания вам необходимо будет оформить практическую работу №1 страница учебника 18. Обращаю ваше внимание, что необходимо при выполнении работы посоветоваться с родителями.



















Приложение 1

1.Семья Белкиных.

Мама – домохозяйка

Папа работает в офисе

Сын – 10 лет (учится в школе, занимается плаванием)

Дочь – 5 лет (ходит в детский сад)



2.Семья Зайцевых.

Бабушка – пенсионерка

Дедушка - пенсионер

В этом же городе, но в другом районе у них есть сын, живущий со своей семьей



3. Семья Волковых.

Мама – работает воспитателем

Дочь – 13 лет (учится в школе, посещает музыкальную школу)

Бабушка – пенсионерка



4.Семья Барсуковых:

Мама работает медсестрой

Папа работает водителем

Сын – 21год(студент)









Приложение 2

Задание:

расписать статьи доходов и расходов за сентябрь ______года

семья _________________

Возможные варианты статей дохода и расхода выберите в предложенном списке или внесите свои.

п/п

Статьи дохода

Сумма, руб.

Статьи расхода

Сумма, руб.


Основные источники


Постоянные расходы











































Дополнительные источники


Переменные расходы


1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.






ИТОГО


ИТОГО




Вывод: __________________________________________________________________



Варианты статей дохода:

Основные источники: заработная плата мамы, заработная плата папы, пенсия, пособие на детей, стипендия.

Дополнительные источники: доходы от индивидуальной трудовой деятельности, приусадебный участок, ценные бумаги, премия, гонорар, выигрыш в лотерею, наследство.



Варианты статей расхода:

Постоянные расходы: питание, расходы на содержание квартиры, оплата телефона, оплата электроэнергии, транспортные расходы, налоги.

Переменные расходы: промышленные товары, бытовые услуги, платежи, организация досуга, платные медицинские услуги.



Опубликовано


Комментарии (2)

Спицына Любовь Ивановна, 22.10.19 в 06:43 2Ответить Пожаловаться
Интересная разработка урока!
Ларькова Галина Владимировна, 14.04.20 в 04:01 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный конспект урока, Галина Леонидовна! С активными методами обучения урок будет намного интереснее. Не часто встречаются в сети Интернет такие разработки. Знаю, что в "Моём университете" есть такой курс, но никак не соберусь его пройти.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.