12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ольга Петровна65 Россия, Томская обл., Томск Материал размещён в группе «Учителя химии» |
Урок "Типы химических реакций"
«Типы химических реакций»
8 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.
Задачи:
Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения расставлять коэффициенты, указывать типы реакций;
Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке.
Оборудование и реактивы:
Компьютер, монитор, презентация "Типы химических реакций",
на столах у учащихся инструктивная карточка для самостоятельного изучения материала, карточки с тестом для проверки знаний по теме: "Типы химических реакций", рисунок для рефлексии.
Столы в кабинете расставлены так, чтобы вся группа была разделена на 4 группы, по числу типов химических реакций.
Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, исследовательский.
1. Организационный этап
Приветствие.
2. Мотивационный этап
Учитель:
Мы знаем, что наука химия изучает вещества их свойства и превращения и на прошлом уроке мы познакомились с понятием химическое уравнение.
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.
3. Актуализация знаний
Учитель:
А что такое химическая реакция (явление)? (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)
Каковы признаки химических реакций? ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций)
Каковы условия возникновения химических реакций? (Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций)
Как вы думаете, много химических реакций окружает нас в жизни? (Да )
Как мы можем попытаться сгруппировать реакции? (Классификация химических реакций)
Что такое классификация? (Деление на группы)
Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация)
Демонстрация (слайда 1)
Записывается тема урока, озвучиваются цели урока (слайд 2)
4. Первичное усвоение новых знаний
Учащиеся делятся на 4 группы, на столах материалы по изучению информации по определенному типу связи.
- Упражнение мозаика: учащиеся собирают из кусков «мозаики» определение своего типа реакции и наклеивают на лист.
- Составляют на листе под определением схему типа реакции, выводят определение этого типа реакций, используя геометрические фигуры.
- Выбирают из представленных реакций пример типа реакции своей группы и записывают на листе.
CaO + H2O =Ca(OH)2;
Cu(OH)2 = CuO + H2O;
Zn+CuSO4=ZnSO4+Cu;
BaCl2+K2CO3=BaCO3+2KCl
После изучения всех типов реакций проводится обобщение материала.
Итак, мы узнали, как классифицируют химические реакции.
5. Первичная проверка понимания
«Ярмарка реакций»
Учитель демонстрирует опыты и записывает их, группы выбирают свой тип.
6. Проверка знаний.
Каждый ученик в группе получает карточку с заданием тестом и выполняет ее в течение 5 минут.
Тест «Типы химических реакций»
1. Определите тип каждой реакции, расставьте, где нужно коэффициенты:
1) Al2O3 + HCl→ AlCl3 + H2O
2) Na2O + H2O→ NaOH
3) Fe + H2SO4 → FeSO4 + H2
4) CaCO3 → CaO + CO2
5) Zn+CuSO4 → ZnSO4 + Cu
6) BaCl2+K2CO3 → BaCO3 + KCl,
7) CaO + CO2 → CaCO3,
8) Fe(OH)2 → FeO + H2O.
9) C + H2 → CH4,
10) 2 H2O + Na → NaOH + H2
(При наличии времени проводится взаимопроверка и оценивание друг друга).
Ответы:
1) Al2O3 + 6HCl→ 2AlCl3 + 3H2O обмена
2) Na2O + H2O→ 2NaOH соединения
3) Fe + H2SO4 → FeSO4 + H2 замещения
4) CaCO3 → CaO + CO2 разложения
5) Zn+CuSO4 → ZnSO4 + Cu замещения
6) BaCl2+K2CO3 → BaCO3 + 2KCl обмена
7) CaO + CO2 → CaCO3 соединения
8) Fe(OH)2 → FeO + H2O разложения
9) C + 2H2 → CH4 соединения
10) 2 H2O + 2Na →2 NaOH + H2 замещения
7. Домашнее задание.
Выучить определения типов хим. реакций, записать по 2 реакции каждого типа.
8. Рефлексия
«Дерево успеха»
Наклеить яблоко определенного цвета на дерево успеха
Приложение 1
Образец карточки:
Задание для групп:
для определенного типа реакции:
- Собрать определение из мозаики, наклеить;
- Составить схему типа реакции из геометрических фигур
- Выбрать из представленных реакций пример типа реакции своей группы и записать на листе
CaO + H2O =Ca(OH)2
Cu(OH)2 = CuO + H2O;
Zn+CuSO4=ZnSO4+Cu
BaCl2+K2CO3=BaCO3+2KCl
Приложение 2
Текст для «мозаики»:
Реакции обмена – это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
Реакции замещения – это реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.
Реакции разложения – это реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых веществ.
Реакции соединения– это реакции, в результате которых из двух или более веществ образуется одно сложное вещество.
Приложение 3
Рисунок для рефлексии: