12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
Материал размещён в группе «Урок русского языка»
5

Урок в 9 классе «Что есть красота?..»



МБОУ «Тюшинская СОШ» Кардымовского района Смоленской области

Конспект открытого урока русского языка в 9 классе

«Что есть красота?..»

Цели: 1) обогащение и систематизация духовных смыслов, расширение представлений учащихся о красоте; 2) развитие навыков диалога, навыков работы с информацией (соотнесение информации из разных источников), навыков самоанализа; 3) закрепление предметных умений и навыков: умение определять структуру сложноподчинённых предложений и типы придаточных, умение производить реконструкцию предложений, умение определять функцию сложноподчинённых предложений в речи.

Тип: комбинированный

Оборудование: презентация к уроку
Что есть красота?.. презентация
PPTX / 2.01 Мб

текст рассказа Ю.Яковлева «Игра в красавицу» (в сокращении)
Ю.Яковлев "Игра в красавицу"
DOCX / 16.96 Кб

Стригачева Татьяна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

27.01.2015г.

ПЛАН УРОКА

Оргмомент. Вхождение в тему урока – 3 мин.

Работа с понятием «красота». 7 мин.

Восприятие и анализ рассказа Ю.Яковлева «Игра в красавицу» (в сокращении) - 25 мин.

Подведение итогов урока и домашнее задание – 5 мин.

 

ХОД УРОКА

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята. На предыдущих уроках мы изучали сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, типы подчинения в них. Сегодня настала пора закрепить наши навыки анализа таки предложений, подготовиться к контрольной работе. Однако сегодня у нас необычный урок: мы будем говорить том, что волновало, волнует и будет волновать людей. О чём? Догадайтесь сами!

Слайд 2

- Я предлагаю вам посмотреть ряд изображений и ответить на вопросы: что их объединяет? Какие чувства они у вас вызывают?

Слайды 3-12 (запускаются автоматически)

- Итак, прошу вас ответить на вопросы.

Слайд 13

- Тема нашего урока: «…Что есть красота?..» Начнём наш урок с понимания смысла этого слова. Ведь многие из вас легко определяют, что этот предмет красив, а другой - некрасив.

Слайд 14 (работа по заданиям на слайде)

Слайд 15

- Сверьте свои определения, ряды синонимов и антонимов с выдержками из словарей. Обратите внимание на этимологию слова. От какого слова, по мнению Н.М.Шанского, произошло слово «красота»? Что наши предки считали красивым? Понятие красоты, конечно, менялось со временем. Помимо этого, у разных людей свои представления о красоте. Красота рождала и рождает много споров. Вот, например, как заканчивается стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка».

Слайд 16

- В этом стихотворении речь идёт о красоте человека – именно эта красота вызывает больше всего споров. Какую же красоту противопоставил поэт?

слайд 17

- Многие писатели и поэты размышляли над этим противопоставлением. Мы же поразмышляем над рассказом Ю.Яковлева «Игра в красавицу»

Текст рассказа (в сокращении) читает учитель

Слайд 18

- Прошу обменяться впечатлениями о рассказе.

Слайд 19

- Как вы заметили, в рассказе можно выделить несколько точек зрения, представлений о красоте. Давайте заполним таблицу, подобрав для каждого из героев подходящие народные пословицы о красоте, характеризующие их.

Слайд 20

Слайд 21-22

- Этот рассказ поможет нам закрепить навыки анализа сложноподчинённых предложений. В тексте есть предложения с несколькими придаточными. Составьте их схемы, определите тип подчинения и тип придаточных.

Слайд 23 (учащиеся работают с данными на слайде предложениями)

Слайд 24-26 (учащиеся проводят самопроверку)

Слайд 27

- Вспомните, каково назначение сложноподчинённых предложений, и объясните, с какой целью их использовал автор.

Слайд 28

- Сложные предложения позволяют нам выразить сложные мысли, связать разнообразными отношениями отдельные фразы. Ю.Яковлев в рассказе часто использует сложноподчинённые предложения с одним придаточным.

Слайд 29

- Писатель надеялся на то, что читатель домыслит, поймёт то, что не сказано автором. Покажем, что мы поняли смысл рассказа, суть характеров героев. Продолжите данные на слайде предложения, чтобы получились СПП с несколькими придаточными. (Задание может выполняться по группам для экономии времени)

Слайд 30 (представлены возможные варианты реконструкции предложений – можно пропустить)

Слайд 31

- Ещё больше в рассказе простых предложений. Попробуйте связать их в одно сложноподчинённое при помощи различных союзов и союзных слов – установите связи между отдельными фразами. (Задание также можно выполнять по группам или выбрать один из двух данных примеров)

Слайд 32 (представлены возможные варианты реконструкции – можно пропустить)

Слайд 33

- Сейчас мы пытались усложнить предложения из рассказа намеренно, чтобы лучше овладеть навыками работы со сложноподчинёнными предложениями с несколькими придаточными. Однако писатель не стал перегружать рассказ сложными конструкциями. Почему? (Возможно потому, что рассказ написан для подростков, автор стремился достичь ясности повествования. К тому же, как уже было сказано ранее, читателю предлагается самому додумать то, что не досказал писатель)

Слайд 34 (проводится рефлексия настроения, деятельности и содержания урока – по выбору учащихся )

Слайд 35

- Наш урок подошёл к концу. Дома вам предстоит выполнить творческое или практическое задание – на ваше усмотрение, ведь оба задания помогут вам закрепить пройденную тему, поразмышлять на тему, которая надеюсь, интересна и важна для вас, и подготовиться к контрольной работе. Домашнее задание будет оцениваться у всех учащихся. А сегодня на уроке хотелось бы оценить работу …., …., ….

Ссылки на интернет-ресурсы, использованные при подготовке к уроку:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%F1%EE%F2%E0

http://enc-dic.com/epithet/Krasota-17/

http://flaminguru.ru/posl144.htm

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.