12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна5560
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
5

Рабочая программа «Уроки психологического развития», (1 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

СОСТАВИТЕЛЬ:

ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ

РАГУЛИНА ЛЮБОВЬ ДАВЫДОВНА

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Поступление в школу для многих детей – эмоционально-стрессовая ситуация:

изменяется привычный стереотип,

возрастает психоэмоциональная нагрузка.

От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов:

классный коллектив,

личность педагога,

изменение режима,

непривычно длительное ограничение двигательной активности,

появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо

успешно овладевать учебной деятельностью,

освоить школьные нормы поведения,

приобщиться к классному коллективу,

приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу:

как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома,

научить их учиться, не тратя лишних физических усилий,

быть внимательными, усидчивыми.

Данный период одинаково труден для всех первоклассников. Но особенно тяжело его переживают дети, слабо подготовленные к школьному обучению. Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него может появиться негативное отношение к школе, повыситься тревожность. Поэтому важно на начальном этапе школьного обучения проводить диагностику адаптационного периода с целью отслеживания привыкания первоклассников к новым условиям обучения. Данное исследование дает возможность определить наличие проблем и характер трудностей, возникающих у детей, нуждающиеся в организации психолого-педагогического сопровождения, коррекционно-развивающих мероприятиях.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения требует диагностического минимума, который должен помочь оценить сформированность личностных и метапредметных универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

На основании изучения требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования подобран и используется психологический диагностический инструментарий для детей 1-го класса, который помогает собрать информацию об индивидуальном развитии каждого ребенка, выявить всю систему психической активности учащегося в познавательной и эмоционально-личностной сфере.

Данный пакет методик представляет собой комплекс методических приемов, взаимно подтверждающих результаты друг друга, обеспечивающих понимание особенностей индивидуальности каждого ребенка.

С помощью данного комплекта оцениваются не только параметры состояния когнитивной, мотивационно – волевой, эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения, но и отслеживается степень привыкания первоклассников к новым условиям на начальном этапе обучения, адаптационного периода.

Стартовая диагностика выполнялась в октябре 2014 г с 21 первоклассниками. В работе использован диагностический материал из методических рекомендаций для специалистов (заместителей директоров по УВР, педагогов-психологов, учителей начальных классов) по проведению стартовой и итоговой диагностики в 1-х классах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. Составитель пособия Щербакова Екатерина Владимировна - педагог-психолог МОУ «Центр развития образования г. Обнинск, 2011г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ УУД:

I АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД:

Проблема:

у 67%(14) детей низкие показатели познавательных УУД, что может свидетельствовать о недостаточности развития когнитивных умений ребенка, его интеллектуальных способностей, влияющих на успешность школьной жизни

II АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД:

Проблема:

У 29%(6) – на низком уровне сформирована произвольность психических функций:

- снижена способность к концентрации и устойчивости внимания (программирования собственной деятельности и ее контроль, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков),

- не сформированы регулятивные универсальные учебные знания, обеспечивающие возможность управления познавательной и учебной деятельностью,

- снижена способность удерживать в памяти инструкцию и следовать ей при быстром темпе работы,

- недостаточно развита напряженность умственного труда,

- невозможность удержания правильной рабочей позы, что может негативно сказаться на дальнейшее когнитивное развитие и обучение ребенка

III АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Проблемы:

у 76(16)% - недостаточно сформировалась «позиция» ученика, они не осознают своих задач как школьника, снижена степень выраженности познавательного и социального мотивов учения, определено неприятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов, что может осложнять ход нормативного возрастного развития и адаптацию в школе

38%(8) испытывают эмоциональный дискомфорт, тревожность, внутреннее напряжение, неуверенность, утомляемость, общую слабость, небольшой запас сил, застенчивость, не умение преодолевать трудности, отстраненность школьной жизни, что в целом может сказаться на успешности школьной деятельности, взаимоотношения со сверстниками

у 67%(14) детей слабые коммуникативные навыки, навыки социального взаимодействия, недостаточно развита способность

- слушать собеседника,

- владения социально адекватными способами общения,

- техникой установления коммуникативного контакта,

- обладать социальными навыками общежития и саморегуляции,

- соблюдать нормы взаимоотношений с окружающими людьми – сверстниками, взрослыми, что может оказать влияние на психологический комфорт в кругу сверстников, способность к организации личной жизни и сосуществованию с людьми социального окружения, а в целом - на эмоционально-психическую организацию личности

ДА – 55% детей с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение

ШМППк, изучая анализ результатов метапредметных и личностных УУД детей определил цель психолого-педагогического сопровождения первоклассников в соответствии с требованиями ФГОС

повышение уровня готовности к школьному обучению, школьно – значимых функций группы детей, испытывающие проблемы в развитии

интеллектуальной зрелости - аналитическое мышление, концентрация внимания, возможность вербально-логического запоминания;

эмоционально-волевой зрелости - осознанного восприятия к выполнению инструкции произвольность психологических процессов: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;

личностной зрелости - принятие новой социальной позиции - положение школьника, потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, формирование позитивного отношения к своему «Я»,

воспитание адаптивных способностей детей, с помощью коррекционно-развивающих мероприятий.

За основу коррекции выбрана «Коррекционно – развивающая программа для учащихся

"группы риска" 1-го класса», педагога – психолога Пономаревой Анжелики Александровна

Данная программа зарекомендовала себя как эффективный метод психологической работы с детьми на этапе адаптации и при решении различных трудностей, связанных с психологической неготовностью к школе.

Поставлены следующие цели и задачи.

Цель:

создание условий для

- оптимальной адаптации учащихся к школьному обучению,

- повышения уровня развития метапредметных и личностных УУД, а также

- психологического развития учащихся

Задачи:

развитие у детей когнитивных умений и способностей, формирование познавательных УУД, необходимых для успешного обучения в начальной школе;

формирование адекватного представления о школьной жизни, осознание ребенком специфики позиции школьника, формирование личностных УУД;

развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД;

развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД;

выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни, профилактика школьной дезадаптации;

повышение степени школьной мотивации

Главным условием проведения занятий является:

создание ситуации успеха для ребенка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;

развертывание алгоритма (усвоение ребенком различных) способов саморегуляции во всех видах деятельности.

Особенности развивающих занятий:

создание положительной психологической атмосферы;

задания выполняются в игровой форме;

отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;

для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий учащимися, но на более высоком уровне трудности.

Развивающая работа строится с опорой на сильные стороны учащихся: контактность, зрительную память, воображение, интерес к школьной жизни.

Форма работы: групповая.

Основные методы: игры и психотехнические упражнения.

Место проведения занятий: психологический кабинет, сенсорная комната

Курс рассчитан на 33 часа.

Продолжительность  занятия: 30 - 40 мин.

Проведение занятий: во внеурочное время один раз в неделю.

Количество первоклассников, нуждаю­щихся в психолого-педагогической помощи, коррекционно-развивающих мероприятиях - 21 (1 класс)

 

Рабочая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у детей необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности. Тематика и содержание занятий могут изменяться в зависимости от продвижения учащихся и “зоны” их ближайшего развития.

Структура занятий психологического развития

По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную. Задачей вводной части является создание у учащих­ся определенного положительного эмоционального фо­на, без которого эффективное усвоение знаний невоз­можно. Этот эмоциональный настрой, постоянно созда­ваемый на занятиях, посте­пенно должен у учащихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба педагога улыбнуться друг другу и сказать доб­рые слова. Есть ли у нас запас добрых, хороших слов, часто ли мы говорим их друг другу? Эти слова несут положительную энергию, помо­гают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.

Важным моментом вводной части является выполне­ние упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 1992). Стимулирующее воз­действие физических упражнений на психическую дея­тельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических про­цессов под влиянием физических упражнений: увели­чивается объем памяти, повышается устойчивость вни­мания, ускоряется решение элементарных интеллекту­альных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень рабо­тоспособности, который не может не влиять положи­тельно на успешность учебной деятельности. Для каж­дого занятия подобраны специальные упражнения, стиму­лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.

Задания для основной части занятия подбирались с учетом их направленности на осуществление дифферен­циации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для дос­тижения развивающего эффекта необходимо неодно­кратное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выпол­нениям одного и того же задания обес­печивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности (принцип «спирали», т.е. возвращение к од­ному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности).

Задача заключительной части занятия состоит в под­ведении итогов занятия, обсуждении результатов рабо­ты учащихся и тех трудностей, которые у них возника­ли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

Предполагаемый положительный результат: у учащихся прошедших курс занятий по данной программе:

Повышение уровня психологических параметров, метапредметных и личностных УУД;

Адаптация к учебной нагрузке.

Повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении всем школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС второго поколения

РАЗДЕЛ II

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п./п.

ТЕМА

Кол-во часов

Дата

I ЧЕТВЕРТЬ

1.

ЗНАКОМСТВО. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА.

Входящие данные о ребенке - результаты диагностики дошкольника.

Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений, речи, образного мышления, зрительной произвольной памяти, внимания, мелкой моторики.

1 ч.

 

2.

АДАПТИРУЮСЬ К ШКОЛЕ.

Развитие учебной мотивации, слуховой памяти, общей осведомлённости, мелкой моторики.

1 ч.

 

3.

РАБОТАЮ ВНИМАТЕЛЬНО.

Развитие объёма и концентрации внимания, работоспособности, произвольности поведения, пространственных представлений.

1 ч.

 

4.

РАСШИРЯЮ КРУГОЗОР.

Формирование коммуникативных навыков, развитие речи, общей осведомлённости, логического мышления.

1 ч.

 

5.

ДЕЙСТВУЮ ПО ПРАВИЛАМ.

Развитие пространственных представлений, наглядно-схематического мышления, произвольности поведения.

1 ч.

 

6.

СЛУШАЮ, ЗАПОМИНАЮ, ВЫПОЛНЯЮ.

Развитие слуховой памяти, мелкой моторики, учебной мотивации.

1 ч.

 

7.

ПРОЯВЛЯЮ ИНТЕРЕС.

Развитие образного мышления, воображения, работоспособности.

1 ч.

 

8.

УЧУСЬ БЫТЬ ОРГАНИЗОВАННЫМ.

Формирование коммуникативных навыков, развитие речи, пространственных представлений, мелкой моторики

1 ч.

 

9.

РАЗВИВАЮ ПАМЯТЬ.

Развитие зрительной и слуховой памяти, произвольности поведения.

1 ч.

 

II ЧЕТВЕРТЬ

10.

ВЫПОЛНЯЮ ИНСТРУКЦИЮ.

Развитие объёма и концентрации внимания, логического мышления.

1 ч.

 

11.

РАБОТАЮ ПРОДУКТИВНО.

Развитие общей осведомлённости, речи, наглядно-образного мышления.

1 ч.

 

12.

СТАРАЮСЬ ВОССОЗДАТЬ ОБРАЗ.

Развитие образного мышления, воображения, мелкой моторики.

1 ч.

 

13.

ОРИЕНТИРУЮСЬ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Развитие слуховой памяти, логического мышления, пространственных представлений.

1 ч.

 

14.

РАЗВИВАЮ ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ.

Формирование коммуникативных навыков, развития речи, зрительной памяти, образного мышления, воображения.

1 ч.

 

15.

ОСОЗНАЮ ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА.

Развитие концентрации внимания, слуховой памяти, пространственных представлений, учебной мотивации.

1 ч.

 

16.

ОРГАНИЗУЮ ПОВЕДЕНИЕ.

Промежуточная диагностика – динамика в уровне адаптации. Развитие переключения внимания, мелкой моторики, произвольности поведения.

1 ч.

 

III ЧЕТВЕРТЬ

17.

РАССУЖДАЮ ЛОГИЧЕСКИ.

Развитие словесно-логического мышления, развитие произвольного внимания.

1 ч.

 

18.

РАЗВИВАЮ РЕЧЬ.

Развития речи, слуховой памяти, образного мышления, воображения.

1 ч.

 

19.

СТАРАЮСЬ ПОНЯТЬ И ЗАПОМНИТЬ.

Развитие слуховой памяти, мыслительных операций, пространственных представлений.

1 ч.

 

20.

РАЗВИВАЮ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Развитие объёма и концентрации внимания, мыслительных операций, учебной мотивации.

1 ч.

 

21.

УЧУСЬ РАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Развитие переключения внимания, мелкой моторики, пространственных представлений.

1 ч.

 

22.

РАЗВИВАЮ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ.

Формирование коммуникативных навыков, развития речи, зрительной памяти, образного мышления, воображения.

1 ч.

 

23.

УЧУСЬ МЫСЛИТЬ ЛОГИЧЕСКИ.

Развитие мыслительных операций, произвольности поведения, речи.

1 ч.

 

24.

РАЗВИВАЮ СПОСОБНОСТИ.

Развитие пространственных представлений, процессов анализа и синтеза (анаграммы), произвольного внимания (переключение, устойчивость).

1 ч.

 

25.

РАЗВИВАЮ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Развитие звукового синтеза, произвольного внимания (объем), пространственных представлений (усвое­ние словесных обозначений).

1 ч.

 

26.

СЛУШАЮ ВНИМАТЕЛЬНО, ЗАПОМИНАЮ ЛОГИЧЕСКИ, РАССУЖДАЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО.

Развитие понятийного мышления, памяти на последовательность действий, пространственных представлений (ориен­тировка в пространстве).

1 ч.

 

IV ЧЕТВЕРТЬ

27.

УЧУСЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ.

Развитие мышления {процессы синтеза), наблюдательности, умение устанавливать закономерности.

1 ч.

 

28.

СРАВНИВАЮ, АНАЛИЗИРУЮ, ОБОБЩАЮ.

Развитие умения сравнивать, умения анализировать форму предметов, непосредственной зрительной памяти.

1 ч.

 

29.

ПРОЯВЛЯЮ УМСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ.

Развитие умения сравнивать, мышления (процессы синтеза), зрительно-двигательных координации.

1 ч.

 

30.

РАЗВИВАЮ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Развитие умения сравнивать, формирование процессов саморегуляции, развитие зрительного восприятия (восприятие формы).

1 ч.

 

31.

УЧУСЬ СОТРУДНИЧАТЬ.

Развитие внимания в условиях коллективной дея­тельности, восприятия (расчлененность), умения копировать образец, мышления (абстрагирование признаков).

1 ч.

 

32.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

1 ч.

 

33.

ХОЧУ БЫТЬ УСПЕШНЫМ.

Диагностика на определение динамики уровня когнитивных функций, уровня социально-психологической адаптации учащихся 1 класса.

Развитие словесно-логического мышления, учебной мотивации, произвольного внимания.

1 ч.

 

Итого:

33ч.

 

РАЗДЕЛ III

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).

Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.

Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.

Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: Программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.

Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.

Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.

Шевердина Н,А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.

Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.

Школьный психолог - М., 2003 г http://psy.1september.ru/article_ext.php?dir=2003/48/&file=2.htm (№9 http://psy.1september.ru/article.php?ID=200300904)

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.