12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Габдрахманова Татьяна Васильевна86
sites.google.com/site/gabdrakhmanova5
Россия, Коми респ., Усинск
3

Урок-лабораторная работа по теме «Качественные реакции на катионы и анионы» с использованием ЦОР



Урок – лабораторная работа (9 класс) по теме

«КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОНЫ И АНИОНЫ»

 «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

(М.В. Ломоносов)

Цель урока:

Создать условия для теоретического закрепления знаний и практического применения умений и навыков на примере проведения качественных реакций на ионы металлов и кислотных остатков.

Обучающие:

Научить определять катионы и анионы.

Способствовать формированию понятия "качественная реакция", продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций в ионном виде.

Воспитывающие:

Способствовать развитию грамотной устной и письменной химической речи.

Формировать интерес к профессии лаборанта ;

Воспитание ответственности за проделанную работу.

Развивающие:

Создать условия для развития коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся, прививать навыки работы с веществами.

Совершенствовать навыки работы с компьютером.

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса

Решать проблемные ситуации;

Тип урока: урок – лабораторная работа

Организационная форма: беседа по проблемным вопросам, урок – лабораторная работа, рефлексия.

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, компьютер, медиапроектор.

Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.

Оборудование и реактивы: Три комплекта пронумерованных пробирок с веществами: I - № 1, 2, 3 - NaOH, NaCl ,HCl.

II - № 1, 2, 3 - BaCl2, Na2SO4 , Na2CO3.

III - № 1, 2, 3 - NaCl, MgCl2, AlCl3, а также склянки с растворами NaOH, HCl, BaCl2 , лакмус, метиловый оранжевый, чистые пробирки.

Для демонстрационного опыта: растворы нитрата серебра, хлорида натрия.


 

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин).

Учитель организует внимание учащихся.

2. Овладение содержанием учебного материала (20 мин).

Вопросы:

  • Как называются реакции, с помощью которых можно распознать вещества?

    По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

    Как называют вещества, с помощью которого проводят качественные реакции?

Понятие качественных реакций.

Слайды 3-4

Качественные реакции - характерные реакции, используемые для идентификации различных веществ.

Идентификация в химии — установление тождества неизвестного соединения с другим известным.

Качественными называют реакции, которые позволяют отличить одни вещества от других, узнать качественный состав неизвестных веществ.

Качественные реакции - это легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается появление или исчезновение окрашивания, выделение или растворение осадка, образование газа и др..

Слайд 5

Для определения катионов и анионов есть таблицы, качественные реакции на многие ионы из этой таблицы мы уже знаем, с некоторыми нам еще предстоит познакомиться.

Основные качественные реакции на катионы и анионы представлены в таблице 1. (учебник - стр.13-14; таблица на стене кабинета)


 

Катион

Реактив

Признак реакции

Ba2+

SO42-

Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:

Ba2+ + SO42- = BaSO4

Cu2+

1) OH


 


 

2) S2-

   1) Выпадение осадка голубого цвета:

Cu2+ + 2OH = Cu(OH)2

   2) Выпадение осадка черного цвета:

Cu2+ + S2- = CuS↓

Pb2+

S2-

   Выпадение осадка черного цвета:

Pb2+ + S2- = PbS↓

Ag+

Cl

Выпадение белого осадка, не растворимого в HNO3, но растворимого в аммиаке NH3·H2O:

Ag+ + Cl → AgCl↓

Fe2+

1) OH


 


 

2) Гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль) K3[Fe(CN)6]

1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:

Fe2+ + 2OH = Fe(OH)2

2) Выпадение синего осадка (турнбулева синь):

K+ + Fe2+ + [Fe(CN)6]3- = KFe[Fe(CN)6]4

Fe3+

1) OH

2) Гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K4[Fe(CN)6]

3) Роданид-ион SCN

1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:

Fe2+ + 2OH = Fe(OH)2

2) Выпадение синего осадка (берлинская лазурь):

K+ + Fe3+ + [Fe(CN)6]4- = KFe[Fe(CN)6]↓

3) Появление интенсивно-красного (кроваво-красного) окрашивания:

Fe3+ + 3SCN = Fe(SCN)3

Al3+

Щелочь (амфотерные свойства гидроксида)

Выпадение белого осадка гидроксида алюминия при приливании небольшого количества щелочи:

OH + Al3+ = Al(OH)3

и его растворение при дальнейшем приливании:

Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]

NH4+

OH, нагрев

   Выделение газа с резким запахом:

NH4+ + OH = NH3↑ + H2O

   Посинение влажной лакмусовой бумажки

H+

(кислая среда)

Индикаторы:

лакмус

метиловый оранжевый

   Красное окрашивание


 

Качественные реакции на анионы.

Анион

Воздействие или реактив

Признак реакции.

Уравнение реакции

SO42-

Ba2+

Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:

Ba2+ + SO42- = BaSO4

NO3

1) Добавить H2SO4 (конц.) и Cu, нагреть

 

2) Смесь H2SO4 + FeSO4

1) Образование раствора синего цвета, содержащего ионы Cu2+, выделение газа бурого цвета (NO2)

2) Возникновение окраски сульфата нитрозо-железа (II) [Fe(H2O)5NO]2+. Окраска от фиолетовой до коричневой (реакция «бурого кольца»)

PO43-

Ag+

Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде:

3Ag+ + PO43- = Ag3PO4

CrO42-

Ba2+

Выпадение желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCl:

Ba2+ + CrO42- = BaCrO4

S2-

Pb2+

Выпадение черного осадка:

Pb2+ + S2- = PbS↓

CO32-

1) Ca2+


 


 

2) H+

1) Выпадение белого осадка, растворимого в кислотах:

Ca2+ + CO32- = CaCO3

2) Выделение бесцветного газа («вскипание»), вызывающее помутнение известковой воды:

CO32- + 2H+ = CO2↑ + H2O

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O

CO2

   Известковая вода Ca(OH)2

Выпадение белого осадка и его растворение при дальнейшем пропускании CO2:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O

CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2

SO32-

H+

Выделение газа SO2 с характерным резким запахом (SO2):

2H+ + SO32- = H2O + SO2

F

Ca2+

Выпадение белого осадка:

Ca2+ + 2F = CaF2

Cl

Ag+

Выпадение белого творожистого осадка, не растворимого в HNO3, но растворимого в NH3·H2O(конц.):

Ag+ + Cl = AgCl↓

AgCl + 2(NH3·H2O) = [Ag(NH3)+ + Cl + 2H2O

Br

Ag+

Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HNO3:

Ag+ + Br = AgBr↓

(осадок темнеет на свету)

I

Ag+

Выпадение желтого осадка, не растворимого в HNO3 и NH3·H2O(конц.):

Ag+ + I = AgI↓

(осадок темнеет на свету)

OH

(щелочная среда)

Индикаторы:

лакмус

—  фенолфталеин

 

синее окрашивание

малиновое окрашивание

 

Просмотр качественных реакций на ионы

Посмотрим, как проходят некоторые качественные реакции.

Слайд 6

Определить наличие в растворе таких ионов как Li+, Na+, К+, Са2+, Sr2+ с помощью химического взаимодействия невозможно, так как эти ионы не могут быть связаны в растворе с образованием нерастворимого вещества.

Определить наличие в растворе катионов можно как с помощью химических реакций, так по окраски пламени. Катионы некоторых металлов при внесении их солей в пламя окрашивают пламя в определенный цвет.

Можно ли таким способом распознать нитрат лития и нитрат кальция? Почему?

Данный метод используют в том случае, если вещества по - разному меняют цвет, или одно вещество меняет цвет, а другое - нет.

Ионы, которые можно связать в растворе с образованием осадка можно обнаружит с помощью химических реакций, так например ионы серебра дают белый осадок хлорида серебра с ионами хлора: Аg+ +Cl-=AgCl.

Демонстрационный эксперимент

– взаимодействие нитрата серебра с хлоридом натрия.

Некоторые ионы можно определить двумя способами и по химическому взаимодействию, и по цвету пламени. Например, ионы Ba2+ окрашивают пламя в желто-зеленый цвет, но также ионы Ba2+вступают в реакцию с анионами SO42- с образованием сульфата бария BaSO4:

Просмотр качественных реакций на ионы

Слайд 7 - качественная реакция на сульфат и сульфит – ионы.

Слайд – 8 – качественная реакция на галогениды.

Выполнение интерактивных заданий

Слайд – 9 – интерактивное задание – качественная реакция на карбонат-ион.

Слайд -10 – интерактивное задание – качественная реакция на фосфат – ион

Слайд – 11- интерактивное задание.

3.Решение экспериментальных задач – Лабораторные опыты.(18 мин).

Перед тем, как мы начнем практическую часть, надо вспомнить правила по технике безопасности.

Слайд 12

Правила техники безопасности

1.​ Работать с кислотами и щелочами осторожно.

2.​ Ничего не пробовать на вкус.

3.​ В пробирку наливать не более 1 мл веществ.

4.​ Нюхать летучие вещества осторожно, направляя воздух рукой от пробирки к себе.

5.​ Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании в ней жидкости. Взбалтывать содержимое следует, держа пробирку за верхнюю часть и слегка покачивая.

6.​ Не наклоняться над пробиркой, так как брызги могут попасть в глаза.

7. После работы привести в порядок своё рабочее место.

Слайд 13. Задача 1.

В трех пронумерованных пробирках под №1 , №2 и №3 находятся растворы гидроксида натрия, хлорида натрия и соляной кислоты. Распознать данные вещества.

Для решения данной задачи нужно использовать один реактив – индикатор (метиловый оранжевый или лакмус).

Работа в парах. (заполнение таблицы)

Выполнение опыта

Наблюдения

Выводы

1.

В три пронумерованных пробирки добавили по каплям индикатор лакмус.

В пробирке №1- раствор стал фиолетового цвета;

№2 – синего;

№3 - красного

№1- (нейтральная среда) - соль NaCl

№2 – (щелочная среда) – щелочь NaOH

 №3 – (кислая среда) –

кислота HCl.


 

Слайд 14.

 

 реактив

№ пробирки

 лакмус

 NaOH

 синий

2

NaCl

фиолетовый

1

HCl

красный

3

Слайд 15. Задача 2.

В трех пронумерованных пробирках под №1, №2, №3 находятся растворы хлорида бария, сульфата натрия и карбоната калия. Распознать вещества, составить уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном виде.

Работа в парах (заполнение таблицы, составление уравнений реакций)

Задачу решить можно разными способами, нужно уметь выбрать оптимальное решение (задействовать как можно меньше реактивов)

Слайд 16

 

 

реактивы

пробирки

Формулы

веществ

HCl

BaCl2

H2SO4

BaCl2

-

-

Белый

осадок

2

Na2SO4

-

Белый осадок

 

1

K2CO3

↑газ без цвета и запаха

   

3

 


 

Одно из веществ реагирует с добавленным реактивом, а два других нет. При этом мы наблюдаем, что в одной из пробирок реакция действительно прошла, то есть должен наблюдаться какой-либо ее внешний признак – выделение газа, изменение цвета, выпадение осадка и т.п.

 

 

реактивы

пробирки

Формулы

веществ

H2SO4

BaCl2

↓ белый осадок

2

Na2SO4

-

1

K2CO3

↑газ без цвета и запаха

3

Слайд 17

В данном случае наблюдаем, что добавив в три пронумерованные пробирки один реактив – раствор серной кислоты, мы можем распознать сразу три вещества: в одной пробирке выпадает осадок; в другой выделяется газ, в третьей никаких изменений не наблюдаем.

Выполнение опыта

Наблюдения

Выводы

2.

В три пронумерованных пробирки добавили по каплям раствор серной кислоты.

В пробирке №1- не изменений;

№2 –выпал белый осадок;

№3 – выделился газ без цвета и запаха.

№1- сульфат натрия Na2SO4

№2 –хлорид бария

BaCl2

№3 –карбонат натрия K2CO3 .

Слайд 18. Уравнения реакций

K2CO3+2 HCl →2KCl +H2O + CO2↑

2K++CO32- + 2H++ 2Cl- → 2K++ 2Cl- + H2O + CO2↑

2H++ CO32-- → H2O + CO2↑

H2SO4+ BaCl2→ Ba SO4 + 2HCl

2H++SO42- +Ba2++ 2Cl- → BaSO4 + 2H+ + 2 Cl-

Ba2++ SO42-→ Ba SO4

Слайд 19. Задача 3 .

В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлоридов натрия, магния, алюминия. Распознать вещества, составить уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном виде

Работа в парах

(заполнение таблицы, составление уравнений реакций)

Выполнение опыта

Наблюдения

Выводы

3.

В три пронумерованных пробирки добавили по каплям раствор щелочи – гидроксид натрия

В пробирке №1выпадает осадок, который в в избытке щелочи растворяется.

№2 –выпал белый осадок;

№3 – никаких изменений не происходит.

№1- хлорид алюминия AlCl3

№2 –хлорид магния

MgCl2

№3 –хлорид натрия

NaCl

.

Слайд 20.

 Формулы

веществ

Реактивы

 №

пробирки

NaOH

 NaCl

 

-

3

 MgCl2

Белый осадок

2

 AlCl3

Белый осадок, который растворяется в избытке щелочи

1

Вещества можно отличить друг от друга, если они оба реагируют с добавляемым реактивом, но по-разному.

Слайд 21. Уравнения реакций

  • MgCl2 +2NaOH →. Mg( OH)2 + 2NaCl

Mg2++ 2Cl- + 2Na++ 2OH- →. Mg( OH)2 + 2Na++ 2Cl-

Mg2++ 2OH- → Mg( OH)2

  • AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3 + 3NaCl

Al3++3Cl- + 3Na++3OH- → Al(OH)3 + 3Na++3Cl-

Al3++3OH- → Al(OH)3

Al(OH)3 +NaOH → Na[Al(OH)4]

Al(OH)3 +Na++OH- → Na++[Al(OH)4]-

Al(OH)3 +OH- → [Al(OH)4]-

 4.Рефлексия (3 мин)

Слайд 22

 Сегодня я узнал…

Было трудно...

Было интересно…

Я почувствовал, что...

Урок мне дал для жизни…

 5.Домашнее задание. (2 мин)

Слайд 23

 Решить задачу:

В трех пронумерованных пробирках находятся растворы веществ HCl, Na2CO3, BaCl2. Как не используя другие реактивы распознать вещества? Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ином виде.

В трех пронумерованных пробирках находятся хлорид аммония, нитрат аммония и карбонат калия. Предложите схему распознавания данных веществ. Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ином виде.

В трех пронумерованных пробирках находятся сульфат, хлорид и нитрат натрия. Как узнать, в какой пробирке находится сульфат натрия? Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ином виде.

Слайд 24-25. Интернет-ресурсы:

  http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=1531:-q-q&catid=58:chemistry&Itemid=68

 https://realistic.photos/items/10/04/51/26/61/livepreview.jpg

https://realistic.photos/items/10/04/51/26/61/livepreview.jpg

http://scienceforyou.ru/teorija-dlja-podgotovki-k-egje/4-1-4-kachestvennye-reakcii-na-neorganicheskie-veshhestva-i-iony

http://chemist.vov.ru/photos/15.jpg

http://www.clipartfinders.com/clipart/18/free-chemistry-clipart-clip-art-graphics-pictures-18439.jpg

http://dfg-szeged.hu/image/image_gallery?uuid=f879b126-2c3f-49fe-8c55-51bd68a6b722&groupId=11850&t=1391506681874

http://static.baza.farpost.ru/v/1397180592641_bulletin

https://realistic.photos/items/10/04/51/26/61/livepreview.jpg

Электронно-образовательные ресурсы:

 http://fcior.edu.ru/download/12251/laboratornaya-rabota-kachestvennaya-reakciya-na-karbonaty.html

http://fcior.edu.ru/download/10196/laboratornaya-rabota-kachestvennaya-reakciya-na-fosfornuyu-kislotu-i-fosfaty.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23e73b36-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/x9_191.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cabb0eeb-0751-b19b-e602-5c9acbec92b2/134.wmv

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d8932e1e-fc13-f1de-2ace-288cbf49a4db/033.wmv

Слайд 26. Спасибо за внимание./data/files/t1482089234.pptx (Качественные реакции на катионы и анионы)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.