12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мичурина Валентина Алексеевна37

Технологическая карта открытого урока русского языка «Имя прилагательное. Повторение» (5 класс)

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Повторение.

Тип урока: урок- расследование.

Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном.

Задачи урока:

1.     Образовательные:

-  формировать представления об основных грамматических признаках имён прилагательных;

-  развить умение находить имена прилагательные в тексте;

- развивать умения определять число, род, падеж прилагательных;

-  обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические   умения.

2.     Развивающие:

- развитие коммуникативной культуры личности, интереса к учению;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

·  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

·  развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

·  развивать умение применять новые знания;

·  развитие творческих, речевых способностей учащихся;

·  формирование логических умений;

·  развитие умения групповой и парной работы.

3.     Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие коммуникативных УУД:

·  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

·  взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие, развивать умение сотрудничать при выполнении упражнений, воспитывать активную жизненную позицию.

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно – следственные связи.

коммуникативные: развивать речевые способности учащихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Предметные: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; закрепить умение отграничивать прилагательное от других частей речи, определять морфологические признаки имени прилагательного, умение логически рассуждать на грамматическую тему.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедиа (презентация), учебник.


















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Здравствуйте, дети!

 - Вы готовы к уроку?

- Ваше самочувствие?

- А настроение?

- Вдохнули глубоко. Поймали воздух. Пропустите его через себя. Пропитайте им каждую частичку своего тела.

- Я очень рада вас видеть. Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста.

- Красиво сели. Спинки у всех прямые.


Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.









Самоопределение, осуществление гражданской идентификации личности (Л)

Целеполагание (Р, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем (К)

2.Актуализация знаний.

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.


 


 


 


 

Слово учителя:

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении.

- Глеб, найди слово РАССЛЕДОВАТЬ в толковом словаре С.И. Ожегова и скажи, что оно означает.

- Кто занимается расследованием?

- Сегодня мы с вами тоже будем детективами.

Создадим следственные группы детективов, чтобы посмотреть какая группа лучше всех справилась с расследуемом делом.

Уважаемые детективы! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть её, иначе наша жизнь станет серой и безрадостной.

Вот приметы пропавшей части речи:

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лёд какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(имя прилагательное).

  Работать мы с вами будем в тетрадях. Отступите две строчки от оценки и запишите число, классная работа

Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи».

Слово учителя:

- Для того чтобы продолжить расследование и найти пропавшую часть речи, необходимо определить цель всей нашей деятельности.

- Итак, юные детективы, какая цель стоит сегодня перед нами на уроке?

- Итак, ребята, назовите  приметы  пропавшей части речи.

Учащиеся слушают загадку, дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.














Учащиеся формулируют тему и цель урока.




Учащиеся строят лингвистический текст об имени прилагательном.

Решение проблемной ситуации (П)

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения (К)













Формулирование темы (К)

Целеполагание (Р)

Планирование учебного сотрудничества (К)

3. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям

Слово учителя:

- Чтобы собрать как можно больше улик, нам надо выяснить, где можно встретить имя прилагательное?

- Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (При описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний).

Задания для следственных групп: составить список прилагательных, которые используют при описании:

1гр. описание природы,

2гр. описание человека,

3гр. описание животного.

Слово учителя:

Наше расследование продолжается. Обратимся к учебнику.

1. Коллективная работа с текстом (упр. 571).

- Прочитайте внимательно текст.

- О ком он? (О Ю. Гагарине)

- Что вы знаете об этом человеке? (Учился в Военно- воздушной академии, советский лётчик- космонавт, первый человек, совершивший полет в космос).

- К какому типу можно отнести этот текст? (Описание)

- Какие качества характера отметил в своём друге космонавт Алексей Леонов? (Весёлый, справедливый, аккуратный, умным, душевно щедрым).

Слово учителя:

Расследование продолжается. Мы уже напали на след пропавшей части речи. И сейчас мы должны определить круг общения имени прилагательного.

2.Самостоятельная работа.

Запишите словосочетания, согласуя прилагательные с существительными.  Укажите главное слово, вопрос, выделите окончания имён прилагательных, определите род, число, падеж прилагательного.

По узк..  тропинкам

У тенист..  аллее

О весел..  девочке

Осенн..   листву

Широк..   улицами

Осинов..   дерево

- Что помогло вам справиться с заданием? Сделайте вывод о правописании падежных окончаний имён прилагательных. Вспомните орфограмму №18.

Учащиеся дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.




Учащиеся в группах составляют список имён прилагательных





Учащиеся дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

Работа с текстом по определению морфологических признаков имён прилагательных.

Работа по речеведению (определение темы, основной мысли, стиля текста, типа речи).






Самостоятельное выполнение задания.


Учащиеся показывают усвоение материала по согласованию прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.




Построение лингвистического текста (устно) о правописании падежных окончаний имён прилагательных.

Оценка (Р), оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

Коррекция (Р), внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок






Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), построение речевого высказывания в устной и письменной форме







Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), построение речевого высказывания в устной и письменной форме





4. Физминутка.

Цель: сменить вид деятельности.

Физкультминутка. Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики. Я буду называть слова, а вы будете выбирать из этих слов не только имена прилагательные, но и оставшиеся слова: глаголы и существительные. Все слова аккуратно разложим по своим коробкам. Итак, правила: Видим прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть, существительное – хлопнем в ладоши. Начали:

Слова: Белый, краснота, белизна, белеть, синеть, синь, славные, хороша, синева, зелень, молодую, весёлых, деревянное, красивым, красить.

Улики отобраны. Молодцы, ребята!
 

Учащиеся в занимательной форме проводят физминутку.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке (Л)

5.Обобщение и закрепление полученных знаний (продолжение).

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать

выполнение заданий

Слово учителя.

Юные детективы, вы с успехом расследуете это «странное» дело, составляя морфологический «портрет» прилагательного.

Вот ещё одно важное обстоятельство: один из свидетелей утверждает, что видел Прилагательное среди других жителей Морфологии. Их основа тоже оканчивается на шипящую, поэтому трудно отличить их друг от друга. Давайте поможем очевидцу.

3.Парная работа. Распределите слова на два столбика.

Линюч…, луч…, врач.., мяч.., колюч…, тягуч…, ключ…, дремуч…, ландыш…, меч…, свеж…

- По какому принципу классифицировали слова?

- Как пишутся краткие имена прилагательные с основой на шипящую?

Слово учителя.

Итак, юные детективы, оказывается, Прилагательное может прятаться. И сейчас мы вспомним, какими членами предложения могут быть прилагательные.

4. Синтаксический разбор предложений.

1.Беленький ландыш пахуч.

2. Распустился красивый цветок.

3. Цветок красив.


5. Вставить пропущенные буквы.

Соломе__ый, скольз__ий, англий__ий, кожа__ый, лун_ый, рез_ий, гуси__ый,

вяз__ий, дам__ий, стекля__ый.



Слово учителя:

А сейчас, юные детективы, мы соберём все улики, чтобы подвести результат нашего расследования. Для этого вам необходимо выполнить тест.

6. Проверочный тест.

1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор.

А) первое Б) третье В) четвёртое

2) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) сообразительный (ребёнок). Б) о книжном (шкафе.) В) отцовского (участка.)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое Б) дополнение В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам Б) по числам В) по спряжению

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) весенний лес Б) дружелюбный от природы.

7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол








Учащиеся работают в парах


Учащиеся строят устное высказывание





Учащиеся показывают усвоение материала по синтаксическому разбору предложений и морфологическому разбору прилагательного.





Учащиеся показывают усвоение материала по изученной теме.

Учащиеся выполняют работу по тесту.






Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), построение речевого высказывания в устной и письменной форме




Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р), осуществление итогового и пошагового контроля по результату





Оценка знаний, коррекция (Р)











6. Рефлексия.

Цель:

оценить результаты собственной деятельности










7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Цель:

Определить, как учащиеся усвоили материал урока.

- Как вы думаете, справились ли мы с поставленной на уроке задачей?

- Скажите, что запомнили вы в ходе нашего расследования?

Мы с вами повторили материал по теме «Имя прилагательное». Сейчас я вам предлагаю подвести итоги нашего урока и заполнить данный текст, конечно, используя только имена прилагательные!

Вот и подошёл к концу наш ________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _________. Ученики нашего класса стали_________. Они давали ______ ответы. На уроке мы узнали много _______, надеемся, что станем ещё более ________.  Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет _________.









Домашнее задание: выписать из художественного текста 5 предложений с прилагательными, обозначить род, число, падеж прилагательных.




Учащиеся дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.


Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные.




Умение выражать свои мысли (К)



Рефлексия (П), структурирование знаний


Смыслообразование (Л), формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия































Задание 2.

Запишите словосочетания, согласуя прилагательные с существительными.  Укажите главное слово, вопрос, выделите окончания имён прилагательных, определите род, число, падеж прилагательного.

По узк..  тропинкам

У тенист..  аллее

О весел..  девочке

Осенн..   листву

Широк..   улицами

Осинов..   дерево

Задание 3. Распределите слова на два столбика.

Линюч…, луч…, врач.., мяч.., колюч…, тягуч…, ключ…, дремуч…, ландыш…, меч…, свеж…

Задание 4. Произвести синтаксический разбор.

1.Беленький ландыш пахуч.

2. Распустился красивый цветок.

3. Цветок красив.



Задание 5. Вставить пропущенные буквы.

Соломе__ый, скольз__ий, англий__ий, кожа__ый, лун_ый , рез_ий, гуси__ый,

вяз__ий, дам__ий, стекля__ый.

















6 .Проверочный тест.

1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор.

А) первое Б) третье В) четвёртое

2) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) сообразительный (ребёнок). Б) о книжном (шкафе.) В) отцовского (участка.)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое Б) дополнение В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам Б) по числам В) по спряжению

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) весенний лес Б) дружелюбный от природы.

7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.