12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шахворостова Инна Николаевна116
0

Условия обучения детей с низкой обучаемостью ориентированная на модальность восприятия

Условия обучения детей с низкой обучаемостью ориентированная на модальность восприятия

«...Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они смогут делать».

П. П. Блонский

«Знаете ли вы своего ученика?» что за странный вопрос!

Если вдуматься: что действительно знает учитель о каждом своем ученике, какие качества он считает определяющими успех обучения, знает ли он возможности ребенка, индивидуальные и возрастные его особенности развития и, наконец, знает ли, как учитывать все эти различия, как строить учебный процесс, чтобы помочь малышу справиться со всем комплексом учебных и внеучебных нагрузок, которые ложатся на его плечи с приходом в школу?

Я часто задумываюсь над этими вопросами? Ведь каждому учителю приходится сталкиваться с ними буквально ежедневно. Конечно, можно не видеть или не знать всю многозначность проблемы и решать каждый раз какую-то одну важную только сегодня задачу. Как показывает опыт, учитель часто самоустраняется от решения названных вопросов не только потому, что не хочет, а потому, что не может, не знает, как и что ему делать. Но самое главное — он не всегда четко представляет себе, что может он сам, что может ребенок, где граница между «можно» и «надо», где нужно изменить сами требования к ученику, чтобы не навредить ему.

Четыре года общения, непрерывного воздействия! Можно ли ожидать положительных результатов, если работать с ребенком столь длительный срок, не зная его? Можно ли надеяться на успешность и эффективность собственных подходов, если все делается практически вслепую, не учитываются возможности ребёнка?

Я считаю необходимым строить учебный процесс с учетом состояния здоровья ребенка, особенностей его высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей работоспособности, готовности к обучению.

Трудно себе представить деятельность человека в любой сфере, когда он не знает, «с чем работает», «что можно», «каковы возможности», «какова сопротивляемость», «как управлять» и т. д. И наконец, «что нужно делать, чтобы не испортить, не сломать»? А ребенок — сложнейший, быстро и надолго «ломающийся», сугубо индивидуальный, каждый единственный в своем роде «экземпляр»: как же можно работать с ним и не знать его?

Важность знания развития детского организма, правильного подхода к обучению и воспитанию — это проблема не только здоровья наших детей, это огромная социальная проблема роста, развития, социального благополучия и социальной адаптированности человека. Трудолюбие и послушание, которые большинство учителей выделяют в качестве основных критериев успешности обучения, не имеют ничего общего с истинными факторами, определяющими успехи в учебе, скорее, это действующая в обществе установка на воспитание в детях послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности.

Знание ребенка — сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике — высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов; это комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике и школьной гигиене; это умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть. Понимать и любить не только хорошего, послушного ученика, того, кто не требует особых сил, но и того, к которому нужно найти подход, которому нужно вовремя помочь, которого нельзя оставить без внимания,— всё это невозможно осуществить без знания ребенка.

С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего, и им уделить особое внимание. С этими учениками важно не запоздать, не упустить время для педагогической, а при необходимости и медицинской коррекции, не надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Самое главное — чтобы эти различия не пугали учителя (одинаковых детей нет и быть не может), важно, чтобы он мог выделить существенное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения .

Наблюдения за учебным процессом выявили, что ожидаемая в школе деятельность ребенка в «зоне ближайшего развития» подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях, без учета индивидуального развития и особенностей психики ребенка.

Что же лежит в основе индивидуального подхода к ребенку?

Что должен знать и учитывать педагог в своей повседневной работе?

Прежде всего необходимо знание состояния здоровья в широком смысле этого слова, включающее не только телесное, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка. Кроме того, важно знать и учитывать степень готовности малыша к обучению, особенности его возрастного развития. В процессе обучения необходимо иметь в виду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.

Трудности, которые испытывает в учебной деятельности ребенок, могут быть вызваны недостаточной зрелостью отдельных функциональных систем психики. Причины, оказывающие негативное влияние на развитие психики ребенка, являются отражением особенностей социальной сферы (плохие условия жизни, внутрисемейные отношения и др.), в которой растет и «развивается» ребенок. А также имеет место неодновременность созревания отдельных функциональных систем мозга, которые оказывают влияние на формирование функциональных систем психики, обеспечивающих психическую деятельность ребенка.

Настало время осознать, что учитель работает с функциями мозга ребенка — «самым сложным объектом во Вселенной» (Н. П. Бехтерова).

В условиях ФГОС мы должны индивидуально подходить к каждому ребёнку.

Каждый ребёнок имеет свой стиль восприятия. На который необходимо опираться учителю в работе, особенно, с проблемными детьми.

Чтобы определить стиль обучаемости ребенка, его ведущий способ восприятия, необходимо научиться читать его мысли по жестам, видеть движения глаз и слышать слова, присущие каждой модальности восприятия.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории: Визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты

ВИЗУАЛЫ - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

 АУДИАЛЫ - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

КИНЕСТЕТИКИ - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

ДИСКРЕТЫ - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Выводы делаются в основном по наблюдениям.



Задача учителя — развивать все каналы восприятия.

Работая с проблемными детьми, учитывая их модальность(способ) восприятия, помогает учителю донести нужную информацию до ребёнка и вложить в него базовую основу знаний.


С этих позиций определяются основные задачи работы учителя с родителями младших школьников: это систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, привлечение их к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании.

Родители должны знать и не требовать того, что не соответствует возможностям ребенка. Ибо любой ребенок обладает индивидуальным стилем жизни и индивидуальным стилем учебы. Каждый из них обладает определенными склонностями и задатками.

Содействуя родителям в деле всестороннего развития личности ребенка, учитель начальных классов тем самым способствует укреплению их авторитета в семье, развивает у родителей и детей положительное отношение к школе, учению. Он тактично руководит самовоспитанием родителей; на основе доверенных ему сведений о воспитании детей в семье он своевременно и тонко корректирует процесс семейного воспитания.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.