12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гайдаров Исмаил Саддиевич64

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №26 имени П.С. Горлова станицы Пшехской муниципального образования Белореченский район

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

_____________А.А.Плохой решением Педагогического совета

заместитель директора по ВР от 31. 08. 2021 года протокол №1

31.08.2021 г. Председатель

_____________О.А.Черников

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей математики

______________________

Протокол № 1

30.08.2021 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Увлекательная информатика»

 

 

 

Направление: общеинтеллектуальное

 

Срок реализации программы: 2 года (1 час в неделю, 34 часа в год)

 

Возраст обучающихся: 15 – 17 лет

 

Автор - составитель: Гайдаров Исмаил Саддиевич, учитель информатики

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа разработана на основе учебно-методической и справочной литературы учителем информатики Гайдаровым Исмаилом Саддиевичем, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана МБОУ СОШ 26.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . 3

 

Результаты освоения курса .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . .. 3-4

 

Содержание курса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. .. . . 5-8

 

Тематическое планирование курса…………………………….8-20

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

Факультатив «Увлекательная информатика» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана МБОУ СОШ 26.

Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;

сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, тренинги по тематическим блокам.
Программой предусмотрены 
методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические.


 


 


 


 

2. Результаты освоения курса

2.1. Личностные результаты:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства,общества;

понимание роли информационных процессов в современноммире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемойинформации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационнойсреды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики иИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средствИКТ.

 

2.2. Предметные результаты:

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике;

формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения;

строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;

писать программы.

2.3. Метапредметные результаты:

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательнойдеятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поисковогохарактера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и целимоделирования;

ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


 

Содержание курса

10 класс

Название раздела

Количество часов

Содержание

Введение.

1

 

Кодирование информации

4

Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано

Кодирование растровой графической информации

Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации

 

Системы счисления

4

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления

 

Основы логики

6

Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция

Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений

Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии

 

Моделирование

2

Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде

 

Электронные таблицы и базы данных

3

Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля

Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек

 

Компьютерные сети

3

IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция

Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений

 

Исполнение алгоритмов Программирование

7

Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление

Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal

Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек

Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка

 

Задания по программированию с развернутым ответом

3

Задания по программированию с развернутым ответом (№24, 25, 27)

 

Тренинг по вариантам

2

Выполнение тренировочного варианта

 

11 класс

 

Название раздела

Количество часов

Содержание

 

Введение.

1

 

 

Алгоритмизация и программирование

3

Программирование в среде Pascal ABC: инструментарий среды

информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося)

понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ, моделирование системы.

 

Объектно-ориентированное программирование

6

Роль, значение и преимущества использования объектно-ориентированного программирования.

Обоснование выбора среды объектно-ориентированного программирования Delphi.

Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi

Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi

 

Интерфейс среды программирования Delphi. Проект в среде Delphi

16

Запуск среды программирования Delphi на исполнение.

Основные окна среды Delphi: главное окно

Основные окна среды Delphi: окно редактора форм

Основные окна среды Delphi: окно дерева объектов

Минимальная настройка среды Delphi

Создание проекта в Delphi

Структура проекта Delphi

 

 

Работа с компонентами

8

Понятие и особенности визуального программирования в среде Delphi

Палитра компонентов, редактор форм и инспектор объектов

Создание приложения с помощью компонентов

Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов

Понятие события и обработчика события в среде Delphi


 


 


 

Тематическое планирование курса

10 класс


 

 №

Наименование раздела и темы занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Форма организации деятельности обучающихся на занятии по внеурочной деятельности

Виды деятельности обучающихся на занятии по внеурочной деятельности

1

Введение

1

 

 

 

 

Кодирование информации

4

 

 

 

2

Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано

1

 Информация. Роль информации в жизни человека .

Основные подходы к определению понятия «информация»

факультатив

 

познавательная деятельность

3

Кодирование растровой графической информации

1

 Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

факультатив

 

познавательная деятельность

4

Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации

1

 Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации

факультатив

 

познавательная деятельность

5

Решение заданий (№5,9,10,13)

1

 

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Системы счисления

4

 

 

 

6

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно

1

 Системы счисления. Двоичная система счисления. Запись числа в двоичной системе счисления.

факультатив

 

познавательная деятельность

7

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

1

 Представление числа в двоичной системе счисления. Числа в памяти компьютера.

факультатив

 

познавательная деятельность

8

Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления

1

 Типы данных в электронных- таблицах.

Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров.

Осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

факультатив

 

познавательная деятельность

9

Решение заданий (№1,16)

1

 

 

 

 

Основы логики

6

 

 

 

10

Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция

1

Какие логические операции бывают, их функций; характеристики. Сложные условия поиска.

факультатив

 

познавательная деятельность

11

Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений

1

 создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций;

факультатив

 

познавательная деятельность

12

Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии

1

 Организовывать сложный поиск информации в БД с помощью логических операций.

факультатив

 

познавательная деятельность

13

Решение заданий (№2,18)

1

 

 

 

14

Решение заданий (№23)

1

 

 

 

15

Решение заданий (№26)

1

 

 

 

 

Моделирование

2

 

 

 

16

Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде

1

 Осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования

факультатив

 

познавательная деятельность

17

Решение заданий (№3,15)

1

 

 

 

 

Электронные таблицы и базы данных

3

 

 

 

18

Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля

1

 Что такое база данных. Типы. Характеристики. Для чего нужны реляционные базы данных. Что такое системы управления базами данных, для чего они нужны.

факультатив

 

познавательная деятельность

19

Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек

1

 Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа.

факультатив

 

познавательная деятельность

20

Решение заданий (№4,7)

1

 

 

 

 

Компьютерные сети

3

 

 

 

21

IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция

1

 Что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

факультатив

 

познавательная деятельность

22

Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений

1

 Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др;

Осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы.

факультатив

 

познавательная деятельность

23

Решение заданий (№12,17)

1

 

 

 

 

Исполнение алгоритмов Программирование

7

 

 

 

24

Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление

1

 Основные виды и типы величин. Назначение языков программирования.

Работать с готовой программой на языке Паскаль.

факультатив

 

познавательная деятельность

25

Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal

1

 Назначение систем программирования. Правила оформления программы на Паскале. Правила представления данных и операторов на Паскале.

факультатив

 

познавательная деятельность

26

Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек

1

 Структура операторов ветвления. Примеры задач с этими операторами.

факультатив

 

познавательная деятельность

27

Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка

1

 Написание несложных программы обработки одномерных массивов.

факультатив

 

познавательная деятельность

28

Решение заданий (№6,8,11,14,19,20)

1

 

 

 

29

Решение заданий (№21)

1

 

 

 

30

Решение заданий (№22)

1

 

 

 

 

Задания по программированию с развернутым ответом

3

 

 

 

31

Задания по программированию с развернутым ответом (№24)

1

 Решение задания

 

 

32

Задания по программированию с развернутым ответом (№25)

1

 Решение задания

 

 

33

Задания по программированию с развернутым ответом (№27)

1

 Решение задания

 

 

 

Тренинг по вариантам

2

 

 

 

34

Выполнение тренировочного варианта

1

 

 

 

 


 

11 класс

 №

Наименование раздела и темы занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Форма организации деятельности обучающихся на занятии по внеурочной деятельности

Виды деятельности обучающихся на занятии по внеурочной деятельности

1

Введение

1

 

 

 

 

Алгоритмизация и программирование

3

 

 

 

 

Программирование в среде Pascal ABC: инструментарий среды

1

Действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;

факультатив

 

познавательная деятельность

 

информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося)

1

Использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления;

факультатив

 

познавательная деятельность

 

понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ, моделирование системы.

1

Умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; формулирование проблемы и определение способов ее решения;

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Объектно-ориентированное программирование

6

 

 

 

Введение.

 

1

 

 

 

 

Структура курса.

1

Объектно-ориентированное программирование. Среда программирования

Delphi Визуальное конструирование формы. Системы окон. Принципы работы в среде.

Объекты, свойства, методы, события

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Роль, значение и преимущества использования объектно-ориентированного программирования.

1

Определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Обоснование выбора среды объектно-ориентированного программирования Delphi.

1

Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi

1

Владение основными приемами работы с подпрограммами.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi

1

Владение основными приемами работы с подпрограммами.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Интерфейс среды программирования Delphi. Проект в среде Delphi

16

 

 

 

Запуск среды программирования Delphi на исполнение.

1

Меню.КомпонентыTMainMenu, TPopupMenu, TToolBar, TCoolBar, TImageList.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Основные окна среды Delphi: главное окно

1

Понятие и особенности визуального программирования в среде Delphi

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Основные окна среды Delphi: окно редактора форм

1

Объяснить роль, значение и преимущества использования объектно-ориентированного программирования.

 

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Основные окна среды Delphi: окно редактора форм

1

Обосновать выбор среды объектно-ориентированного программирования Delphi.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Основные окна среды Delphi: окно инспектора объектов

1

Палитра компонентов, редактор форм и инспектор объектов

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Основные окна среды Delphi: окно дерева объектов

1

Создание приложения с помощью компонентов Delphi

 

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Основные окна среды Delphi: окно редактора кода

1

Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов

 

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Минимальная настройка среды Delphi

1

Понятие события и обработчика события в среде Delphi

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Минимальная настройка среды Delphi

1

Холст. Методы, свойства холста.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Создание проекта в Delphi

1

Графические примитивы. Сохранение рисунков и их загрузка в графические объекты.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Создание проекта в Delphi

1

Графические примитивы. Сохранение рисунков и их загрузка в графические объекты

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Добавление в проект новой формы

1

Коллекции рисунков.Компоненты TImage, DrawString, TShape, TBevel, TPaintBox.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Переключение между формами

1

Компоненты StringGrid, FormuleOne.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Структура проекта Delphi

1

Cохранение текстовой, числовой информации в файлах

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Сохранение проекта

1

Использование файла для сохранения результатов тестирования

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Запуск проекта на исполнение

1

Создание таблиц. Добавление, удаление, редактирование записей, создание простых отчетов.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Запуск проекта на исполнение

1

Инструменты работы с базами данных.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Работа с компонентами

8

 

 

 

Понятие и особенности визуального программирования в среде Delphi

1

Cохранение текстовой, числовой информации в файлах

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Палитра компонентов, редактор форм и инспектор объектов

1

Использование файла для сохранения результатов тестирования

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Создание приложения с помощью компонентов

1

Создание таблиц. Добавление, удаление, редактирование записей, создание простых отчетов.

факультатив

 

познавательная деятельность

 

Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов

1

Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов

 

факультатив

 

познавательная деятельность


 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.