познакомить с музейной коллекцией предметов крестьянского быта;
развивать умение вести беседу;
создавать на занятии радостную атмосферу;
Методы и приемы: рассказ, сказочная история, погружение в прошлое, ролевые игры, использование музейных предметов.
Технологии: ИКТ – презентация, музыкальное сопровождение, Мини - проект - изготовление оберега «Подкова», исследование – подготовка материала к мероприятию.
Место проведения: интерьер крестьянской избы (школьный музей)
Предметный ряд и оборудование: тряпичная кукла, рукомойник, ведра и коромысло, ухват, чугунок, печь, рубель, ступа и пест, деревянный гребень для вычесывания льна, лучина и светец, прялка.
Ход занятия
Ученик: Здравствуйте, добры-молодцы и красны-девицы! Меня зовут Есения, а его Денис. Ученик: Добро пожаловать на наши посиделки. Сегодня мы с вами побываем в гостях у Марфы
Ученик: Итак, вы славно потрудились, отобедали, а теперь можно отдохнуть. Как говорится «Делу — время, потехе — час, начинаем наш рассказ.
Ученик: Живет наша Марфа в деревенской избе, и окружали ее вещи, которые вы здесь видите.
Ученик: Вставала Марфа раньше всех, за несколько часов до рассвета, одевалась, умывалась, зажигала лампаду у образов (так в старину называли иконы) и после этого будила остальных домочадцев. На ней лежало много обязанностей. Она должна была трудиться и показывать пример другим, а ложилась, конечно, позже всех.
Ученик: Сложно управляться с огромным хозяйством. С утра нужно подоить корову Буренку и разлить молоко в глиняные кувшины, накормить кур, сделать мешанку из рубленой сечкой травы и комбикорма для поросенка Борьки.
Ученик: воды принести из колодца в ведрах на коромысле. Поставим в печь чугунок ухватом, приготовить обед. Перегладить белье чугунным утюгом на углях.
Ученик: В полдень наступало время обеда. Марфа подавала на стол еду, и все домочадцы усаживались за стол. Кушанье подавалось на одного или на два человека в одной миске, и все ели из нее деревянными ложками. Пообедавши, все ложились немножко отдохнуть, после чего опять принимались за обычные занятия.
Ученик: В день, когда назначались посиделки, к ним начинали готовиться сразу после отдыха: девушки надевали красивые сарафаны, повязывали на голову ленты. Парни надевали расшитые вышивкой рубахи.
Ученик: Но вот стало смеркаться, и девушки с парнями стали собираться на вечерки. Все они пришли не с пустыми руками, каждый принес себе работу. Кто-то из девчат принимался вышивать, а кто-то садился за такую или вот такую прялку.
Ученик: Парни тоже не скучают, кто лапти плетет, а кто-то валенки подшивает. Маленькие ребята залезали на печь и на полати. Это специальный деревянный настил под потолком, расположенный рядом с печью. А чтобы веселее было работать, девчата пели песни. (Поем рнп «Во поле берёза стояла»)
Ученик: Но на посиделках не только пели, но и загадывали загадки. Сейчас посмотрим, какие вы сообразительные, за каждый правильный ответ Марфа будет давать леденец.
Ученик:
1.Черный конь прыгает в огонь (Кочерга).
2.Кривой бельмес под горшок залез (Ухват).
3.Три братца пошли в реку купаться, Два купаются, третий на берегу валяется. Двое искупались, вышли, на третьем повисли (Ведра и коромысло).
4.Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)
5.Чем больше я верчусь, Тем больше я толстею (веретено).
6.Это что за паренёк, В золотой рубашке Разливает кипяток В голубые чашки? Разливает кипяток — Приглашает на чаёк! (Самовар)
7.В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке (чугунок)
8. Чтоб с успехом сладить, Надо, взять обувку лошадей, Над дверьми приладить (подкова)
Ученик: Прибита такая подкова и на входе в дом нашей Марфы. Где и когда нашла эту подкову Марфа. Только ей известно.
Ученик: Издавна считается, что подкова – это талисман, который несет с собой счастье, удачу и богатство. Наши предки считали, что если найти подкову на дороге, то с этого времени ты станешь «баловнем» судьбы. Если настоящую подкову вам не найти, то купленная, подаренная или сделанная своими руками, она так же будет обладать сильнейшей энергетикой.
Ученик: С незапамятных времен люди стремились защитить себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого они делали обереги. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», хищных зверей, стихийных бедствий, и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы, вложенные в него, добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме, родной земле.
Ученик: В России с давних времён принято придерживаться такой традиции: внутри дома подкова вешается ветвями вверх, а снаружи, например, над крыльцом – ветвями вниз.
Ученик: И мы сегодня изготовим с вами подкову счастья.
Для этого нам понадобится нить и основа в форме подковы, супер клей и немного терпения.
Ученик: Подковы украшали семенами бобовых, злаковых культур, семенем подсолнечника. Каждое семя имело свое значение.
Ученик:Злаки, бобовые - символ достатка, сытой жизни.
Солнце, цветок подсолнуха - главный славянский оберег, славяне - дети солнца.
Семена подсолнуха - здоровье детей в доме.
Кукуруза - символ здоровья у детей.
Орех - символ умственной силы и здоровья.
Семя - зарождение новой жизни.
Ученик: Вот и у вас теперь есть Подкова счастья. Пусть она оберегает вас и вашу семью.
Ученик: Когда сумерки совсем уже покрыли землю, повеселившиеся от души ребята и девчата стали собираться по домам. Парни проводили девушек и договорились о посиделках на следующей неделе. Ну, и нам уже пора.