Открытый урок литературы в 4 классе «В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"»

0
0
Материал опубликован 24 January 2019

Открытый урок

УМК «Школа России»

Тема: В. М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Учитель: Ивашутина Г. В.

Дата проведения: 06.12.2018 г.

Класс: 4

Цели:

Создать условия для развития интереса к чтению; совершенствования навыков выразительного чтения; умений формулировать собственное мнение и позицию; понимать позицию, отличную от своей;

Способствовать развитию умения анализировать поступки и характер героев;

Содействовать формированию понятий: «счастье», « смысл жизни», «способность к самоотдаче», «добро», «зло», «красота»;

Создать условия для работы над развитием речи, воображения и наблюдательности.


 

Тип урока: Применение знаний и способов действий.

Основные понятия: главная мысль (идея), жанр; содержание и форма; художественные детали; образы героев

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.

Ресурсы урока: Учебник по литературному чтению 4 класс « Просвещение 2013 г. компьютер, проектор, карточки, рисунки.


 

Ход урока.

1.Организационный момент. (30 сек.)

- Добрый день, друзья!

- Поздороваемся с гостями.

- Тихо сядьте, улыбнитесь друг другу, настройтесь на работу.


 

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Внимание на экран.

(Видео – распускается роза) - В каком произведении, прочитанном вами, свершилось такое же чудо?

(В «Сказке о жабе и розе» В. Гаршина)

3) Актуализация знаний. д/з ( 10 мин.)

-Аня, какое задание дома вы должны были выполнить?

(Прочитать «Сказку о жабе и розе» Гаршина, рисунки).

(Памятка работы в группах.)

- Сегодня мы работаем в группах. Обратите внимание на слайд и памятки у вас на столе.

- Берём листы с надписью – проверка домашнего задания.

У вас на работу - 2 минуты.

Вопросы группам:

1 группа

- Какой жанр прочитанного дома произведения? Докажите?

( Сказка. Сказка - вымысел. Роза и жаба разговаривают)

- Что мы знаем о сказках? А эта – какая?

(Зачин – жили на свете… концовка. Сказки бывают: народные и авторские. Эта сказка - авторская, автор - Всеволод Михайлович Гаршин.)

2 группа

- Перечислите главных героев произведения.

(Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася)

- Кто из героев вам понравился или не понравился и почему?

( Роза- красивая, помогла мальчику. Маша, она ухаживала за братом)

(Жаба, она некрасивая , злая и хотела съесть розу?)


 

3 группа

- Поменялось ли ваше настроение после прочтения сказки? Почему?

-Объясните что, вы хотели показать своими рисунками. (Очень жалко мальчика, красота розы, безобразная внешность жабы)

Подведение итогов: лист самооценки(как сработала группа)

 

4). Мотивация к деятельности.

Продолжаем работу. Выходят 2 учащихся.

Звучит мелодия «Фа-мажор» Антона Рубинштейна

(Гаршин) портрет

(Рассказывает 1 ученик) Поздняков А.

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе.

(Рубинштейн) портрет) Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.

5) Постановка учебной задачи урока.

- К цели урока подойдем через стихотворение. Послушайте его.


 

(Читает - 2 ученик)Волобуева С.

«Мир жабы злобен,

Нам предстоит его раскрыть.

А роза милое создание,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить »

(Музыка замолкает)

Задача нашего урока добро и зло разоблачить.

-Работая над произведением на уроке, мы должны понять, что существует 2 мира. Какие же эти 2 мира? (мир добра и мир зла). А так же постараемся выяснить, кого собой олицетворяет роза в произведении, а что жаба. Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.


 

( Задача урока)

6) Работа со словарём. (2 мин)

Листы с надписью – Словари.

- Найдите в выписке из словарей разных авторов понятия добра и зла, которые подходят к уроку. У вас -1 мин.

1 группа - по словарю Ефремовой.

2 группа - по словарю Ожегова.

3 группа – по словарю Даля.

Проверка.

3.Применение знаний и способов действий.

А) Связь с окружающим миром - роза.

-Что вы можете сказать об обычной розе?

( Роза – это красивый цветок с приятным ароматом.)

- (Ученик)Круглова К.

Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, цветет с середины лета, до осени имеет шипы.

Её шипы - это противоположная сторона природной красоты роз. Словно и у медали две стороны, розу можно разделить на две части: добрая и нежная часть - сам цветок, и нижняя коварная и опасная часть – стебель с шипами.

Б) Работа по учебнику - роза.

План работы:

1.Окружающая обстановка.

2.Внешний вид.

3.Отношение к жизни.

- А как описывает розу Гаршин в сказке? (учебник стр.170 прочитаем -Поздняков, 1 группа подчёркивает слова относящиеся к окружающей обстановке, 2 группа - подчёркивает слова относящиеся к внешнему виду, 3 группа- отношение к жизни

Заполните таблицу:

-Отвечаем по плану:1 группа- окр. обстановка

2группа –внеш. Вид

3 группа- отношение к жизни

1 группа: окружающая обстановка: 1. Роза распустилась в хорошее майское утро в цветнике. Кругом мирно и спокойно. Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная

2 группа:внешний вид: 2. Нежный, роскошный, бледный цветок розы, лепестки ее были тонкие.

3 группа:отношение к жизни: 3.Значит, главное для розы – это счастье жить, роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат

- Образ розы – положительный или отрицательный?

- Значит, роза – это символ?.


 

4.Физминутка

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.


 

В) Связь с окружающим миром - жаба.

 

- Какой вы представляете себе обычную жабу?

(Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная).

(Ученик)Машаровская С.

Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная . Жаб обычно люди не любят и из-за этого часто уничтожают , не подозревая, что живя в саду, они приносят пользу. Взрослые жабы питаются различными беспозвоночными животными, истребляя часто тех, которых не трогают птицы — ярко окрашенных, с резким или неприятным запахом.

Г) Работа по учебнику - жаба.

-А как описывает Гаршин жабу в сказке? Прочитаем Резник Миша,Рыжук Ярик

(учебник стр.170 прочитаем –Резник Миша ,Рыжук Ярик

1 группа подчёркивает слова относящиеся к окружающей обстановке,

2 группа - подчёркивает слова относящиеся к внешнему виду,

3 группа- отношение к жизни .

Заполните таблицу:

-Отвечаем по плану:1 группа- окр. обстановка

2группа –внеш. Вид

3 группа- отношение к жизни

:

1 группа окружающая обстановка-

сырая земля», «среди корней куста», « выбрала местечко потенистее и посырее»

2группа- внешний вид

жирная» , «старая», «грязно-серые липкие бородавчатые лапы», «плоское брюхо», безобразная лапа», «жабьи глаза», «злые безобразные глаза», «жабье сердце», «злое животное, гадкая

3группа – отношение к жизни

.Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива, думает только о еде и о себе.

- Образ жабы – положительный или отрицательный?

- Значит, жаба – это символ?.

( В этом произведении жаба-символ зла, а роза символ добра)


 


 

Общий вывод по всему плану.

-Учитель: Итак, ребята мы с вами выяснили, что роза – это олицетворение добра, а жаба - зла.

-А чем отличаются люди, похожие на розу?

-(Чистотой души, любовью к ближним, миру, кротостью, смирением, но и сильной волей в своем служении...).


 

-А каких людей (к сожалению, и детей) напоминает жаба?

-(Жестоких, равнодушных, черствых душою, обижающих окружающих, разрушающих природу Человека злого, черствого, бездушного)

-Какой вывод можно сделать из всего сказанного об этих героях? Кто скрывается под их образами? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)

5.Синквейн составляют 1 и 2 группа.

Составьте синквейн со словом роза.

1.Роза.

2.Добрая, счастливая.

3. Любит, наслаждается, молится.

4. Роза плачет от счастья жить.

5. Добро.

- Обратимся еще раз к синквейну. По нему у меня возник вопрос: может ли растение быть счастливым, радоваться жизни, молиться? Какой литературный прием применил автор? (олицетворение).

4.Составьте синквейн со словом жаба

1. Жаба

2.Безобразная, злая, липкие лапы

3.Прохрипела, карабкалась ,ненавидит

4. Жаба бесчувственное и безобразное животное)

5.Зло

- Ребята, еще раз напомните описание жабы в сказке. Какой прием использовал автор, описывая жабу?(эпитет)

3 группа работает с высказыванием В. М. Гаршина

Закрепление способов действий.

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...»

- Прочитайте слова Всеволода Михайловича Гаршина.

- К какому персонажу сказки можно их отнести? ( к розе)

- Почему? ( Она скрасила болезнь мальчика)

6.Работа с пословицами.

- А теперь давайте подведём итог всей вашей работы.

- Перед вами пословицы. Прочитайте их.

1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2. Где смех там и слезы.

3. Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

4.Приноси добро и радость другим и о тебе будут помнить.

- Какая из них подходит?

-Как вы ее понимаете? Почему?

7. Итог урока

-Вспомним цель урока

Мир жабы злобен? (да)

Нам предстоит его расскрыть.

А роза, милое созданье? (да)

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Цель нашего урока добро и зло разоблачить.

-Добились ли мы цели урока?

-Получилось ли разоблачить добро и зло?

- О чем заставляет задуматься это произведение? (надо делать добрые дела, приносить людям пользу)

- Теперь вы знаете, что Мир спасут только добрые дела

- Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.

 

8. Рефлексия

Сегодня на уроке мне:

1.Понравилось…

2. Вызвало затруднение…

3. Мои ощущения…

9. Домашнее задание

1. Переписать концовку сказки.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.