12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Носова Нина Витальевна22

«Важность и польза детского массажа»

t1697225270aa.jpg


Одной из видов депривации в условиях домов ребенка является недостаток двигательной активности. Педиатрам известно, что в сочетании с гимнастикой массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно полезное воздействие. Массаж и гимнастика прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Он существенно влияет на становление двигательных реакций и физического развития малыша.

Недостаток двигательной активности - одна из форм депривации в детских домах. Педиатры отмечают, что массаж в сочетании с гимнастикой имеет положительное влияние на...

Дело в том, что массаж является мощным тактильным раздражителем. Под его влиянием с кожного покрова по нервным путям направляются бесчисленные потоки нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему, тонизируя ее деятельность. В результате улучшается ее основная функция - контроль над жизнедеятельностью всего организма, улучшается развитие положительных эмоций, интеллектуальное развитие, становление двигательных реакций. Исследователями отмечено, чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания головного мозга у детей первых месяцев жизни, тем быстрее развивается головной мозг.

Дело в том, что массаж сильно стимулирует кожу и передает нервные сигналы через множество нервных путей.

Наблюдения воспитателей дома показали, что младенец начинает улыбаться уже в первые дни жизни при поглаживании и легком похлопывании по щечке, в то время как другие раздражители, такие как улыбка взрослого или ласковый разговор, еще не всегда вызывают эти реакции. Педиатры называют эту улыбку физиологической, так как она отличается от улыбки, возникающей в ответ на обращение. Психолог, изучающий развитие речи у детей, отмечает, что первые речевые реакции, такие как гуление, чаще появляются в ответ на поглаживание ног и живота, в то время как другие формы общения с взрослым не вызывают такого яркого отклика у ребенка.

Особенности

В детском массаже используются все приемы классического массажа : поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы - успокаивают нервную систему, поколачивание и пощи-пывание оказывают возбуждающие действие.

Поэтому учителя-дефектологи дома ребенка "Солнышко", прежде чем включать элементы массажа в индивидуальное коррекционно-развивающие занятия подробно изучают неврологический статус каждого ребенка, учитывая тем самым специальный принцип дифференциального подхода.

Например, при вялости мышц брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте, массаж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особенное значение.

Таким образом, они используют специальные масла или лосьоны для массажа, чтобы увлажнить и смягчить кожу. Кроме того, воспитатели также учитывают индивидуальные предпочтения каждого ребенка, а также его реакции на массаж, чтобы создать комфортные условия и достичь наилучших результатов в коррекции и развитии ребенка.

Специалисты знают, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому при проведении массажа вначале используют приемы щадящие (поглаживание, потом постепенно можно вводить и другие приемы: растирание, легкие ударные приемы, разминание. Медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры.

Известно, что массаж действует непосредственно на те органы и системы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего лимфатическая система. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым, содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое.

Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется розовением кожи. Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной.

В систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми 4-12 месяцев также дефектолог включает элементы логопедического массажа.

Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы (патологические, непроизвольные движения, внезапно возникающие в одной мышце или целой группе мышц по ошибочной команде головного мозга, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В. А. Ковшиков, И. В. Блыскина).

При гипертонусе, спастичности мускулатуры проводится расслабляющий массаж поверхностными, поглаживающими движениями кончиков пальцев в медленном темпе. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мускулатуры рук. Затем осуществляется расслабляющий массаж лицевой и губной мускулатуры, расслабление мышц языка.

При выраженной вялости мускулатуры артикуляционного аппарата используется укрепляющий массаж, тонизирующий оральную мускулатуру: поглаживание, растирание, глубокое разминание, вибрация. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии лица к ушам. При гипотонусе последовательность воздействия на массируемые области следующая : мышцы лба, губ, языка, и при необходимости - слизистых оболочек рта и мышц верхнего плечевого пояса.

Во время логопедического массажа учитель-дефектолог может использовать приемы пассивной артикуляционной гимнастики.

Упражнения для нижней челюсти:

1. С механической помощью: движения нижней челюсти вправо - влево, вверх – вниз (логопед держит ребенка за подбородок);

2. Открывание рта. Облегченный прием - открыть рот в положении слегка запрокинутой головы; закрыть - в положении наклона головы;

Упражнения для губ:

1. Удержание губами сосок разных по размеру и диаметру.

2. Выягивание губ "хоботком" - растягивание губ при сжатых челюстях (с механической помощью).

3. Вытягивание губ - растягивание в улыбку.

4. Стимуляция активной улыбки.

Упражнения для языка:

1. Активное высовывание языка по подражанию (с 6 месяцев).

Все вышеперечисленные направления активно используются практической коррекционно-развивающей работе учителей-дефектологов "Дома ребенка "Солнышко".


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.