Веб-квест «Никто не забыт. Ничто не забыто!»
Веб-квест
«Никто не забыт. Ничто не забыто!»
Автор: Клековкина Вероника Михайловна, учитель английского и немецкого языков МБОУ «Кизнерская средняя школа № 1»
Образовательный веб-квест «Никто не забыт. Ничто не забыто!» разработан и предназначен для реализации в рамках мероприятий, посвященных Году Памяти и Славы в Российской Федерации. Образовательный квест ориентирован на обучающихся 8-9 классов МБОУ «Кизнерская средняя школа № 1» и посвящен 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Проведение веб-квеста планируется на 6-18 апреля 2020 года согласно плану воспитательной работы МБОУ «Кизнерская средняя школа № 1».
2020 год объявлен в России Годом Памяти и Славы в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войны. Эти события с каждым годом все дальше и дальше уходят в прошлое, и нынешние подростки очень мало знают о тех страшных событиях и тяжелых человеческих судьбах военного времени. В школьной программе по истории России тема Великой Отечественной войны изучается только в 10 классе. В этом и состоит актуальность темы, выбранной нами для разработки и проведения образовательного веб-квеста «Никто не забыт. Ничто не забыто!» Нам очень захотелось, чтоб накануне праздника ученики нашей школы, подростки, узнали больше о тех событиях, людях, историях жизней, возможно, прочувствовали историю тех кровавых событий прошлого нашей страны.
Несмотря на то, что тема квеста, возможно, не очень актуальна и интересна современным подросткам, хотя в каждой из охваченных параллелей есть по одному кадетскому классу, мы постарались сделать задания для этапов квеста увлекательными и разнообразными. Это не просто задания на знание какого-то определенного материала, но и креативные задания, позволяющие реализовать свой творческий потенциал посредством создания различных продуктов цифрового формата. Кроме того, командная работа, поисковая деятельность и элемент соревновательности делают квест одним из популярных и эффективных способов организации мероприятий для подростков. Мы уверены, что форма веб-квеста, прохождение которого предусматривает работу онлайн, выполнение интерактивных заданий и освоение современных веб-сервисов – это именно то, что необходимо современным школьникам не просто для развлечения, но и достижения определенных образовательных результатов.
Цель квеста
Способствовать формированию и развитию Российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России) через информирование о некоторых исторических событиях, фактах, личностях времен Великой Отечественной войны, а также развивать универсальные учебные действия.
Задачи квеста
Развивать способности самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Развивать способности соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Развивать способности определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Развивать способности создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач.
Развивать способности смыслового чтения: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Развивать способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение письменной речью, монологической контекстной речью.
Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных задач, в том числе: написание писем, сочинений, поиск информации, создание презентаций, видеоконтента, интерактивных плакатов, лент времени, карт и др.;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Ожидаемые результаты
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач.
Умение смыслового чтения: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение письменной речью, монологической контекстной речью.
Компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий:
умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения задач с помощью средств ИКТ;
умение выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
умение использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных задач, в том числе: написание писем, сочинений, поиск информации, создание презентаций, видеоконтента, интерактивных плакатов, лент времени, карт и др.;
умение создавать информационные ресурсы разного типа, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Описание квеста
Данный образовательный веб-квест по истории России на тему Великой Отечественной войны предполагает участие в нем 6 команд учащихся 8-9 классов (от каждого класса по 1 команде). Количество учащихся в одной команде неограниченно. В каждой команде должен быть избранный лидер.
Квест состоит из 10 этапов, на каждом из которых ученики должны выполнить какое-либо задание. Для перехода на сайт задания ученики должны будут найти на территории здания школы QR-код и отсканировать его. На выполнение одного задания дается ограниченное время (1-3 дня) в зависимости от сложности. По выполнении каждого задания лидеры команд отчитываются координатору квеста через социальную сеть «Вконтакте» в специально созданной для этого группе или личным сообщением. Промежуточные результаты квеста будут также публиковаться в этой группе. За каждое выполненное задание команда получает какой-то факт из жизни одного из полководцев советской армии во время Великой Отечественной войны. На 9 этапе, собрав до 8 фактов, команды должны будут создать презентацию об этом полководце. На 10 этапе предполагается рефлексия участников.
Задания квеста расположены от простых к более сложным, от интерактивных заданий к творческим, требующим больше времени и владения некоторыми ИКТ-компетенциями. В ходе прохождения квеста ученики не просто смогут проявить свои способности и умения работать с различными видами информации (текстовой, таблицами, видео), но и научатся использовать различные веб-сервисы для создания своего собственного цифрового контента.
Факты о полководцах
Жуков Георгий Константинович
Родился в семье крестьянина.
К 1914 году стал скорняжных дел мастером.
В 1915 году призван в Императорскую армию.
Болел тифом.
Принимал участие в боях на реке Халхин-Гол.
Удостоен звания Герой Советского Союза 28 августа 1939 года.
В мае 1940 года стал генералом армии.
В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы».
Василевский Александр Михайлович
Родился в христианский праздник Веры, Надежды, Любви.
Был четвертым по старшинству из 8 братьев и сестер.
Его отец был священником.
Учился в Костромской духовной семинарии.
Мечтал быть агрономом.
Урна с его прахом замурована в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
С 1942 по 1945 годы был начальником генерального штаба.
Руководил штурмом Кёнигсберга.
Рокоссовский Константин Константинович
Родился в семье железнодорожного рабочего.
Работал помощником кондитера.
Его дочерей зовут Ариадна и Надежда.
Стал жертвой ложных показаний и два года провел под следствием.
Приобрел полководческий авторитет в битве под Москвой.
Родился в Польше.
Командовал парадом Победы в Москве 24 июня 1945 года.
Единственный в истории маршал двух стран.
Конев Иван Степанович
Родился в семье крестьянина.
Умер в 75 лет.
Во время Гражданской войны воевал в рядах Красной Армии.
Чуть не был осужден и расстрелян.
Умер от рака.
С мая 1944 года до конца войны командовал 1 Украинским фронтом.
Командовал Калининском фронтом в 1941-1942 годах.
Дважды Герой Советского Союза, кавалер ордена «Победа».
Черняховский Иван Данилович
Родился в семье железнодорожного рабочего.
В его честь назван город в России.
Звание Героя Советского Союза присвоено за форсирование Днепра.
Прах его был перезахоронен.
Украинец.
Погиб в феврале 1945 года в возрасте 37 лет.
Скончался от ранения на территории Восточной Пруссии.
Дважды Герой Советского Союза, генерал армии.
Малиновский Родион Яковлевич
Украинец.
В его метрике было написано «незаконнорожденный».
С 11 лет работал батраком.
Самостоятельно учил французский язык, впоследствии женился на учительнице французского языка.
После войны увлекался игрой в шахматы.
Сыграл одну из решающих ролей в Сталинградской битве.
Руководил освобождением Донбасса и Южной Украины.
Дважды Герой Советского Союза, маршал СССР, Народный Герой Югославии.
Этапы квеста.
Название этапа | Сроки | Содержание | Ожидаемые результаты |
Введение | 6 апреля (пн) | На этом этапе учащиеся знакомятся с легендой и правилами квеста на странице по ссылке, на которую переходят по QR-коду. С этой же страницы они переходят к 1 заданию по гиперссылке. | Участники квеста принимают цель, правила квеста; определяют состав команды, выбирают лидера и название для своей команды. |
Общие сведения о Великой Отечественной войне | 6 апреля (пн) | На этом этапе участники квеста получают первое задание по ссылке или QR-коду. З адание нацелено на работу с текстом из интернет-источника и поиск конкретной информации для выполнения задания – заполнить опросный лист с различными типами вопросов по прочитанной информации. За это задание каждая команда получает до 16 баллов (по количеству правильных ответов). После выполнения задания каждая команда получает факт из жизни какой-то известной личности времен ВОВ. | Участники квеста понимают и принимают задачу; осуществляют сотрудничество в группе; обрабатывают полученную из интернет-источников информацию с целью ответов на конкретные вопросы; заполняют гугл-форму. |
Статистика Великой Отечественной войны | 7 апреля (вт) | На этом этапе участники квеста получают второе задание по QR-коду. Задание нацелено на работу с текстом из интернет-источника и поиск конкретной информации для выполнения задания – интерактивное упражнение в сервисе www.learningapps.org. Для выполнения задания необходимо перейти по ссылке или QR-коду. В задании нужно соотнести числа и факты Великой Отечественной войны. П ри верном выполнении задания учащиеся получают кодовое слово – ПОБЕДА – которое отправляют координатору квеста в личном сообщении через социальную сеть «Вконтакте». После выполнения задания каждая команда получает 10 баллов и факт из жизни какой-то известной личности времен ВОВ. | Участники квеста понимают и принимают задачу; осуществляют сотрудничество в группе; обрабатывают полученную из интернет-источников информацию с целью соотнесения чисел и фактов; используют социальные сети для передачи сообщений. |
Блокада Ленинграда | 8 апреля (ср) | На этом этапе участники квеста получают третье задание по QR-коду. Задание нацелено на работу с информацией (презентацией) и поиск конкретной информации для выполнения задания – интерактивное упражнение в сервисе www.learningapps.org. Для выполнения задания необходимо перейти по ссылке или QR-коду. В задании нужно заполнить текст о блокаде Ленинграда подходящими данными (множественный выбор). При верном выполнении задания учащиеся получают кодовое слово – СВОБОДА – которое отправляют координатору квеста в личном сообщении через социальную сеть «Вконтакте». После выполнения задания каждая команда получает 10 баллов и факт из жизни какой-то известной личности времен ВОВ. | Участники квеста понимают и принимают задачу; осуществляют сотрудничество в группе; обрабатывают полученную из презентации информацию с целью дополнения текста с пропусками необходимой информацией; используют социальные сети для передачи сообщений. |
Рассказы о Великой Отечественной войне | 9 апреля (чт) | Н а этом этапе участники квеста получают четвертое задание по QR-коду. Задание нацелено на чтение литературы о Великой Отечественной войне. Для выполнения задания необходимо прочитать рассказы из перечня, а затем написать краткий отзыв о каждом из рассказов на общем плакате в сервисе www.padlet.com. Отзыв должен содержать не менее 30 слов. Для написании отзыва нужно перейти по ссылке или QR-коду. К оординатор проверяет выполнение задания по истечении обозначенного срока выполнения задания. За это задание каждая команда может получить до 10 баллов (по 2 балла за каждое прочитанное произведение, если отзыв не соответствует требованиям по объему – по 1 баллу). После выполнения задания каждая команда получает факт из жизни какой-то известной личности времен ВОВ. | Участники квеста понимают и принимают задачу; осуществляют сотрудничество в группе, распределяют роли; могут написать отзыв на прочитанный рассказ; используют сервиc www.padlet.com; понимают и соблюдают требования выполнения задания. |
Основные сражения Великой Отечественной войны | 10 апреля (пт) | На этом этапе участники квеста получают пятое задание по QR-коду. З адание нацелено на работу с таблицей и создание «ленты времени». Для выполнения задания необходимо ознакомиться с информацией представленной в виде таблицы, а затем создать «ленту времени» в сервисе www.preceden.com. В ленте необходимо правильно расположить все сражения, представленные в таблице. Перед работой с сервисом учащимся необходимо ознакомиться с инструкцией, представленной в текстовом формате. Ссылки на готовые «ленты времени» команд отправляют координатору квеста в личном сообщении через социальную сеть «Вконтакте» или размещают в группе квеста. За это задание каждая команда может получить до 10 баллов (за каждое обозначенное сражение). После выполнения задания каждая команда получает факт из жизни какой-то известной личности времен ВОВ. | Участники квеста понимают и принимают задачу; осуществляют сотрудничество в группе; обрабатывают полученную из таблицы информацию с целью создания «ленты времени» в сервисе www.preceden.com.; понимают и соблюдают требования выполнения задания; понимают инструкции и следуют им; используют социальные сети для передачи сообщений. |
Пионеры-герои | 11-12 апреля (сб-вс) | На этом этапе участники квеста получают шестое задание по QR-коду. Задание нацелено на работу с информацией из интернет-источников и создание интерактивного плаката. Для выполнения задания необходимо ознакомиться с информацией о пионерах-героях (ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3), а затем создать интерактивный плакат в сервисе www.glogster.com об одном из пионеров на выбор команды. Перед работой с сервисом учащимся необходимо ознакомиться с инструкцией, представленной в видео- формате. Ссылки на готовые плакаты лидеры команд отправляют координатору квеста в личном сообщении через социальную сеть «Вконтакте» или размещают в группе квеста. За это задание каждая команда может получить до 10 баллов (за содержательность и разнообразие использованных ресурсов). После выполнения задания каждая команда получает факт из жизни какой-то известной личности времен ВОВ. | Участники квеста понимают и принимают задачу; осуществляют сотрудничество в группе; распределяют роли; обрабатывают полученную из интернет-источников информацию с целью создания интерактивного плаката в сервисе www.glogster.com.; понимают и соблюдают требования выполнения задания; понимают инструкции и следуют им; используют социальные сети для передачи сообщений. |
Герои Советского Союза – наши земляки | 13 апреля (пн) | Н а этом этапе участники квеста получают седьмое задание по QR-коду. Задание нацелено на работу с текстовой информацией и создание гугл-карты. Для выполнения задания необходимо ознакомиться с информацией о героях Советского Союза из Кизнерского района, а затем создать гугл-карту с указанием мест в Кизнерском районе, в которых увековечены имена героев. Перед работой с сервисом учащимся необходимо ознакомиться с инструкцией, представленной в презентации. Ссылки на готовые карты лидеры команд отправляют координатору квеста в личном сообщении через социальную сеть «Вконтакте» или размещают в группе квеста. За это задание каждая команда может получить до 6 баллов (за указание всех мест на карте) + до 6 дополнительных баллов (за креативность: использование картинок, текстовых описаний). После выполнения задания каждая команда получает факт из жизни какой-то известной личности времен ВОВ. | Участники квеста понимают и принимают задачу; осуществляют сотрудничество в группе; распределяют роли; обрабатывают полученную информацию с целью создания интерактивного плаката в сервисе гугл-карты; понимают и соблюдают требования выполнения задания; понимают инструкции и следуют им; используют социальные сети для передачи сообщений. |
Видео-поздравление | 14-16 апреля (вт-чт) | На этом этапе участники квеста получают восьмое задание по QR-коду. З адание нацелено на создание видеоролика. Для выполнения задания необходимо создать поздравление в формате видео с использованием сервиса www.powtoon.com. Требования к видео: длительность – не менее 1 минуты, соответствие теме, использование различного контента (изображения, текст, аудио). Перед работой с сервисом учащимся необходимо ознакомиться с инструкцией, представленной в формате видео. Ссылки на готовые и размещенные на youtube видеоролики лидеры команд отправляют координатору квеста в личном сообщении через социальную сеть «Вконтакте» или размещают в группе квеста. За это задание каждая команда может получить до 20 баллов (при соблюдении требований). После выполнения задания каждая команда получает факт из жизни какой-то известной личности времен ВОВ. | Участники квеста понимают и принимают задачу; осуществляют сотрудничество в группе; распределяют роли; создают видео с использованием сервиса www.powtoon.com; понимают и соблюдают требования выполнения задания; понимают инструкции и следуют им; используют социальные сети для передачи сообщений и размещения своего контента. |
Полководцы Великой Отечественной войны | 17 апреля (пт) | На этом этапе участники квеста получают девятое задание по QR-коду. Задание нацелено на поисковую работу с различными видами информации и создание презентации. Для выполнения задания необходимо по полученным в ходе прохождения квеста фактам определить, о каком из полководцев Великой Отечественной войны идет речь, подобрать подходящую информацию и создать презентацию. Требования к презентации: объем - не менее 7 слайдов, единый шрифт, максимум 3 цвета, на одном слайде не должно быть много текста, выполнена в сервисе google-презентации. Ссылки на готовые презентации лидеры команд отправляют координатору квеста в личном сообщении через социальную сеть «Вконтакте» или размещают в группе квеста. За это задание каждая команда может получить до 10 баллов (при соблюдении всех требований). | Участники квеста понимают и принимают задачу; осуществляют сотрудничество в группе; распределяют роли; создают презентации о полководцах ВОВ в сервисе google-презентации; понимают и соблюдают требования выполнения задания; используют социальные сети для передачи сообщений. |
Рефлексия по квесту | 18 апреля (сб) | Н а этом этапе участники квеста получают последнее задание по QR-коду. Задание нацелено на осуществление рефлексии и создание синквейна по теме квеста. Для выполнения задания необходимо сочинить синквейн на тематику Великой Отечественной войны. Ключевое слово и тему синквейна команды могут выбрать самостоятельно. Требования к синквейну: соответствие структуре синквейна и тематике. Синквейн нужно разместить на онлайн-доске с указанием названия своей команды. За это задание каждая команда может получить до 5 баллов (при соответствии структуры). Если синквейн не соответствует тематике квеста, команда получает 0 баллов. | Участники квеста понимают и принимают задачу; осуществляют сотрудничество в группе; распределяют роли; создают синквейн по тематике квеста и публикуют его на онлайн-доске в сервисе www.linoit.com; понимают и соблюдают требования выполнения задания. |
Подведение итогов. | 21 апреля (пн) | В группе квеста публикуются результаты: количество набранных баллов за каждое задание каждой командой, общее количество. Объявляются победители. На школьной линейке победители и участники квеста награждаются сертификатами, грамотами и памятными призами. |
Ссылки на используемые авторские материалы
Сайты веб-квеста:
https://sites.google.com/view/web-quest-niktonezabyt - введение
https://sites.google.com/view/quest-zadanie1 - 1 этап
https://sites.google.com/view/quest-zadanie2 - 2 этап
https://sites.google.com/view/quest-zadanie3 - 3 этап
https://sites.google.com/view/quest-zadanie4 - 4 этап
https://sites.google.com/view/quest-zadanie5 - 5 этап
https://sites.google.com/view/quest-zadanie6 - 6 этап
https://sites.google.com/view/quest-zadanie7 - 7 этап
https://sites.google.com/view/quest-zadanie8 - 8 этап
https://sites.google.com/view/quest-zadanie9 - 9 этап
https://sites.google.com/view/quest-zadanie10 - 10 этап
Задания по этапам:
1 этап:
https://forms.gle/25VJ6qz2eR5XAd3c7 - опросный лист для внесения
ответов на вопросы
2 этап:
https://learningapps.org/display?v=p8n0c84qa20 – задание «Великая Отечественная война. Цифры и факты»
3 этап:
https://docs.google.com/presentation/d/15tsVSWDsRNyEm5Y34PWufDo3tr4k8nyDOV1t5djP8QQ/edit#slide=id.p - презентация о блокаде Ленинграда
https://learningapps.org/display?v=p01z0z8wn20 – задание «Блокада Ленинграда»
4 этап:
https://ru.padlet.com/klekovkinavm/v33h365bgr57 - для написания отзывов по прочитанным книгам
7 этап:
https://docs.google.com/document/d/1SW-ZRAGlj_4KGtRMD2TlN0V2Uh56DeOoS_sB-js7Tz4/edit - информация о героях советского Союза из Кизнерского района
10 этап:
http://linoit.com/users/VeronikaK/canvases/Синквейн%20 – онлайн-доска для синквейнов
Библиографический список
https://docs.google.com/presentation/u/0/ - сервис для создания презентаций
https://drive.google.com/file/d/1vG9TbnYwVyc_Xpun2TOXY-KpI7I_ba_5/view?ths=true – инструкция по созданию гугл-карты
https://fishki.net/1270197-pionery---geroi-velikoj-otechestvennoj-vojny.html - информация о пионерах-героях
https://histrf.ru/biblioteka/articles/vielikaia-otiechiestviennaia-voina -
информация об основных сведениях о Великой Отечественной войне
https://litrossia.ru/item/8081-veniamin-kaverin-knopka/ - Вениамин Каверин "Кнопка"
https://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/raskazy-o-velikoi-otechestvenoi-voine-1941-1945/tolstoi-ruskii-harakter.html - Алексей Толстой "Русский характер"
http://platonov-ap.ru/novels/devushka-roza/ - Андрей Платонов "Девушка Роза"
http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1959-velikaya-otechestvennaya-vojna-1941-1945-tsifry-i-fakty - информация по статистике Великой Отечественной войны
https://qrcode.tec-it.com/ru - бесплатный генератор QR-кодов
https://ru.wikipedia.org/wiki/Василевский,_Александр_Михайлович – информация о Василевском А.М.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Жуков,_Георгий_Константинович – информация о Жукове Г.К.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Конев,_Иван_Степанович – информация о Коневе И.С.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малиновский,_Родион_Яковлевич – информация о Малиновском Р.Я.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рокоссовский,_Константин_Константинович – информация о Рокоссовском К.К.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Черняховский,_Иван_Данилович – информация о Черняховском И.Д.
https://tass.ru/info/6418144 - информация о пионерах-героях
https://www.homeppt.com/ru/articles/easily-create-project-management-timelines-with-preceden-timeline-maker.html - инструкция по созданию ленты времени
https://www.litmir.me/br/?b=13646&p=1 - Лев Кассиль "Рассказ об отсутствующем"
https://www.litmir.me/br/?b=70412&p=1 - Константин Симонов "Свеча"
https://www.vologda.kp.ru/daily/26192.5/3080343/ - информация о пионерах-героях
https://www.youtube.com/watch?v=jMIbG3QFWtc – инструкция по созданию видеороликов в сервисе powtoon
https://youtu.be/IcsDYpgO9ms - инструкция по созданию интерактивного плаката
www.glogster.com – сервис для создания интерактивного плаката
www.powtoon.com – сервис для создания анимированных видеороликов
www.preceden.com – сервис для создания ленты времени
Панов Егор Игоревич
Клековкина Вероника Михайловна
Татьяна Перегоедова
Клековкина Вероника Михайловна
Максакова Наталья Михайловна
Юмашева Антонина Михайловна