Урок русского языка «Виды подчинительной связи слов в словосочетании» (8 класс)

1
0
Материал опубликован 29 September 2017 в группе

Урок русского языка. 8 класс.

Учитель: Дегтярёва Н.С.

Тема: Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях.

УМК: учебник «Русский язык. 8 класс»/ под ред. М.М.Разумовской. М: Дрофа, 2013.

Оборудование: Интерактивная доска, ноутбук, презентация «Виды связи СС», раздаточный материал (учебный материал 3 варианта), таблица «Виды подчинительной связи» (учебное пособие, диск «Русский язык, 8 класс. Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. Фирма «1С»).

Тип урока: Урок развивающего контроля, оценки и коррекции.

Ход урока

План работы на уроке:

1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала: лабораторная работа.

3. Закрепление нового материала: комментированный разбор словосочетаний.

4. Проверочная работа: распределительное письмо.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Тема нашего урока «Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях». В ходе урока мы повторим уже известные нам сведения по теме и расширим, углубим представления о видах подчинительной связи, займемся трудным и случаями разбором СС. Изучение этой темы необходимо для подготовки к экзамену по русскому языку.

Фронтальный опрос:

- Что такое словосочетание?

- Какие сочетания слов не являются СС?

- Какие виды подчинительной связи существуют в СС?

Работают с таблицей «Виды подчинительной связи»

2. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью презентации.

Слайд 2-4

После просмотра слайдов учитель спрашивает, были ли допущены ошибки, проводит работу над ошибками.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы:

- СС – соединение двух (или более) знаменательных слов на основе подчинительной связи. В СС одно слово является главным, второе – зависимым, от главного задается вопрос (лесной воздух, построить дом)

- СС не являются: грамматическая основа предложения (сочетание подлежащего со сказуемым); ряд однородных членов предложения, фразеологизмы(устойчивые сочетания); сочетание знаменательного слова с предлогом, частицей, союзом.

- В СС слова связываются тремя видами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.

Самопроверка при помощи презентации Слайд 2-5

Если есть ошибки при выполнении домашнего задания, то проводится работа над ошибками под контролем учителя.

3. Изучение нового материала: лабораторная работа.

Организует работу в группах. Класс разделен на три рабочие группы. Ученикам роздан учебный материал на отдельных листах в печатном виде.

Слово учителя:

- До сих пор мы рассматривали примеры СС, в которых довольно легко определяется способ подчинительной связи. Однако существуют словосочетания, которые требуют повышенного внимания при разбое. Такие СС мы будем изучать в ходе лабораторной работы. Каждая из трех групп должна изучить свою часть учебного материала, выделить в нем главное и выполнить практическое задание по образцу. На эту работу группам отводится 4-10 минут. По истечении этого времени представители каждой группы отчитаются в своей работе у доски, при этом все ученики должны внимательно слушать выступающих, делать практические задания всех групп и писать выводы в раздаточном материале

Разбиваются на три рабочие группы.

Каждая группа изучает свою часть учебного материала, выделяет в нем главное и выполняет практическое задание по образцу. Представители каждой группы отчитываются у доски, все остальные слушают внимательно и выполняют практические задания все групп, записывают выводы.

Проверка учителем проводится с помощью презентации. Слайд 6-11

4. Закрепление нового материала: комментированный разбор словосочетаний

Слайд 12-14

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Из каждого предложения выпишите СС, в которое входит выделенное слово, определите вид подчинительной связи.

Комментированный разбор выполняется вызванными к доске учениками, остальные слушают и выполняют задание у себя в тетрадях.

5. Проверочная работа: распределительное письмо.

- Запишите СС в разные колонки таблицы в зависимости от вида подчинительной связи.

Слайд 15

Проверка работы осуществляется по Слайду 16

- Чертят в рабочих тетрадях таблицу, распределяют СС в колонки таблицы в зависимости от вида подчинительной связи.

Согласование

Управление

Примыкание

     
     
     
     

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Инструктаж.

1. Повторить теоретические сведения по материалам урока;

сайт

2. Выполнить задание (подготовка к экзамену ОГЭ) из Открытого банка заданий на сайте http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge по теме «Словосочетание»

Слайд 17

Подводят итоги урока, записывают домашнее задание.

Приложение

Домашнее задание (проверка проводится в начале урока)

1) Из данных сочетаний слов выпишите те, которые не являются СС.

2) Выпишите СС и определите вид подчинительной связи в них.

3)К СС № 1, 4, 5, 9, 10 подберите синонимичные со связью управление; к СС № 3,11,12 – со связью согласование.

1) шерстяной свитер;

2) девочки и мальчики;

3) порошок для стирки;

4) просить помочь;

5) научить рисовать;

6) солнце взошло;

7) благодаря за помощь;

8) благодаря дождю;

9) ехать не останавливаясь;

10) беззаботная жизнь;

11) бой врукопашную;

12) гроздья рябины;

13) рукой подать.

Учебный материал для 1-й группы

Словосочетания с зависимой формой простой степени сравнения.

Сравни выделенные словосочетания в предложениях:

Крупная ягода оказалась самой сладкой.

Ягода крупнее оказалась самой сладкой.

В СС крупная ягода структурно главное слово – имя существительное, зависимое – имя прилагательное. Прилагательное уподобляется по форме существительного (стоит в том же роде, числе и падеже), следовательно, в СС подчинительная связь – согласование.

В СС ягода крупнее структурно главное слово – существительное, зависимое – имя прилагательное в простой сравнительной степени: ягода (какая?) крупнее.

Форма сравнительной степени прилагательного, как наречия, является неизменяемой формой (милее, добрее, ярче), у нее нет окончания, ср.: ягода крупнее – ягоды крупнее – ягодами крупнее; зверь крупнее – зверя крупнее. Все неизменяемые формы примыкают к главному слову, следовательно, в СС ягода крупнее связь – примыкание.

Ягода (какая?) крупная – связь согласование.

Ягода (какая?) крупнее – связь примыкание.

Задание. Определите вид подчинительной связи в выделенных СС, выполнив разбор по данному образцу:

Бабушка купила хлеб помягче.

Человека добрее я не встречал.

Трава выше растет позади дома.

Выводы: Простая сравнительная степень является неизменяемой формой. При примыкании в качестве зависимого слова могут выступать наречие, инфинитив, деепричастие, притяжательные местоимения его, их, ее, его и ………………………..

Учебный материал для 2-й группы

Словосочетания с зависимыми словами его, ее, их

Сравните выделенные словосочетания в предложениях:

Все узнают его по походке

Все узнают его походку.

В СС узнают его и его походка зависимым компонентом является форма его. Однако связь в первом и втором словосочетаниях разная, так как форма его (ее, их) принадлежит разным словам.

Формы его, ее, их могут быть:

а) формами косвенных падежей личных местоимений он, оно, она, они:

Р.п. кого? чего? его, ее, их

В.п. кого? что? его, ее, их.

б) притяжательными местоимениями:

сын (чей?) его, ее, их; проблемы (чьи?) его, ее, их. \

Притяжательные местоимения являются неизменяемыми словами.

Что бы понять, каким местоимением являются слова его, ее, их, к ним надо поставить вопрос от структурно главного слова: личные местоимения отвечают на вопрос: люблю (кого?) его, ее, их; притяжательные местоимения зависят от предметного слова и отвечают на порядковый вопрос: мяч (чей?) его, ее, их.

Личные и притяжательные местоимения по-разному связываются со структурно главным словом : личные местоимения связываются с главным словом связью управление; неизменяемые притяжательные местоимения примыкают к главному слову.

узнают (кого?) его (личн. мест.) – связь управление;

походка (чья?) его (притяж. мест.) – связь примыкание.

Задание. Определите вид подчинительной связи в выделенных словосочетаниях, выполнив разбор по данному выше образцу:

Мне знаком его сын.

Я понял их сразу.

Их вещи были собраны

Выводы: Различай личные и притяжательные местоимения! Притяжательные местоимения его, ее, их являются неизменяемыми. При примыкании в качестве зависимого слова могут выступать наречие, инфинитив, деепричастие, простая форма сравнительной степени и притяжательные местоимения.

Учебный материал для 3-й группы

Количественно-именные словосочетания.

Чтобы обозначить количество предметов, мы сочетаем имя существительное со словом, которое обозначает количество: три сестры, семеро солдат, несколько слив.

Количественно- именные словосочетания изменяются по падежам и интересны тем, что в разных падежных формах подчинительная связь между их компонентами разная, ср.:

Им.п.= В.п. пять (чего?) книг, несколько (чего?) книг – связь управление;

Р.п. книг (скольких?) пяти, нескольких – связь согласование;

Д.п. книгам (скольким?) пяти, нескольким – связь согласование;

Т.п книгами (сколькими?) пятью, несколькими – связь согласование;

П.п. о книгах (скольких?) пяти, нескольких – связь согласование.

Выводы: В количественно-именных СС связь между компонентами такова: в формах Им.п и В.п. связь управление, в остальных падежных формах – согласование.

Задание: В выделенных словосочетаниях определите вид подчинительной связи, сделав разбор по данному выше образцу:

С тех пор прошло десять лет.

К сожалению, у меня нет ста друзей.

Учитель занимался с пятнадцатью учениками.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации