Урок русского языка «Виды подчинительной связи слов в словосочетании» (8 класс)
Урок русского языка. 8 класс.
Учитель: Дегтярёва Н.С.
Тема: Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях.
УМК: учебник «Русский язык. 8 класс»/ под ред. М.М.Разумовской. М: Дрофа, 2013.
Оборудование: Интерактивная доска, ноутбук, презентация «Виды связи СС», раздаточный материал (учебный материал 3 варианта), таблица «Виды подчинительной связи» (учебное пособие, диск «Русский язык, 8 класс. Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. Фирма «1С»).
Тип урока: Урок развивающего контроля, оценки и коррекции.
Ход урока
План работы на уроке:
1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
2. Изучение нового материала: лабораторная работа.
3. Закрепление нового материала: комментированный разбор словосочетаний.
4. Проверочная работа: распределительное письмо.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||
1.Организационный момент |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. |
Приветствие учителя. |
|||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. |
Тема нашего урока «Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях». В ходе урока мы повторим уже известные нам сведения по теме и расширим, углубим представления о видах подчинительной связи, займемся трудным и случаями разбором СС. Изучение этой темы необходимо для подготовки к экзамену по русскому языку. Фронтальный опрос: - Что такое словосочетание? - Какие сочетания слов не являются СС? - Какие виды подчинительной связи существуют в СС? Работают с таблицей «Виды подчинительной связи» 2. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью презентации. Слайд 2-4 После просмотра слайдов учитель спрашивает, были ли допущены ошибки, проводит работу над ошибками. |
Слушают учителя, настраиваются на работу. Отвечают на вопросы: - СС – соединение двух (или более) знаменательных слов на основе подчинительной связи. В СС одно слово является главным, второе – зависимым, от главного задается вопрос (лесной воздух, построить дом) - СС не являются: грамматическая основа предложения (сочетание подлежащего со сказуемым); ряд однородных членов предложения, фразеологизмы(устойчивые сочетания); сочетание знаменательного слова с предлогом, частицей, союзом. - В СС слова связываются тремя видами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием. Самопроверка при помощи презентации Слайд 2-5 Если есть ошибки при выполнении домашнего задания, то проводится работа над ошибками под контролем учителя. |
|||||||||||||||
3. Изучение нового материала: лабораторная работа. |
Организует работу в группах. Класс разделен на три рабочие группы. Ученикам роздан учебный материал на отдельных листах в печатном виде. Слово учителя: - До сих пор мы рассматривали примеры СС, в которых довольно легко определяется способ подчинительной связи. Однако существуют словосочетания, которые требуют повышенного внимания при разбое. Такие СС мы будем изучать в ходе лабораторной работы. Каждая из трех групп должна изучить свою часть учебного материала, выделить в нем главное и выполнить практическое задание по образцу. На эту работу группам отводится 4-10 минут. По истечении этого времени представители каждой группы отчитаются в своей работе у доски, при этом все ученики должны внимательно слушать выступающих, делать практические задания всех групп и писать выводы в раздаточном материале |
Разбиваются на три рабочие группы. Каждая группа изучает свою часть учебного материала, выделяет в нем главное и выполняет практическое задание по образцу. Представители каждой группы отчитываются у доски, все остальные слушают внимательно и выполняют практические задания все групп, записывают выводы. Проверка учителем проводится с помощью презентации. Слайд 6-11 |
|||||||||||||||
4. Закрепление нового материала: комментированный разбор словосочетаний |
Слайд 12-14 Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Из каждого предложения выпишите СС, в которое входит выделенное слово, определите вид подчинительной связи. |
Комментированный разбор выполняется вызванными к доске учениками, остальные слушают и выполняют задание у себя в тетрадях. |
|||||||||||||||
5. Проверочная работа: распределительное письмо. |
- Запишите СС в разные колонки таблицы в зависимости от вида подчинительной связи. Слайд 15 Проверка работы осуществляется по Слайду 16 |
- Чертят в рабочих тетрадях таблицу, распределяют СС в колонки таблицы в зависимости от вида подчинительной связи.
|
|||||||||||||||
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Инструктаж. |
1. Повторить теоретические сведения по материалам урока; сайт 2. Выполнить задание (подготовка к экзамену ОГЭ) из Открытого банка заданий на сайте http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge по теме «Словосочетание» Слайд 17 |
Подводят итоги урока, записывают домашнее задание. |
Приложение
Домашнее задание (проверка проводится в начале урока)
1) Из данных сочетаний слов выпишите те, которые не являются СС.
2) Выпишите СС и определите вид подчинительной связи в них.
3)К СС № 1, 4, 5, 9, 10 подберите синонимичные со связью управление; к СС № 3,11,12 – со связью согласование.
1) шерстяной свитер;
2) девочки и мальчики;
3) порошок для стирки;
4) просить помочь;
5) научить рисовать;
6) солнце взошло;
7) благодаря за помощь;
8) благодаря дождю;
9) ехать не останавливаясь;
10) беззаботная жизнь;
11) бой врукопашную;
12) гроздья рябины;
13) рукой подать.
Учебный материал для 1-й группы
Словосочетания с зависимой формой простой степени сравнения.
Сравни выделенные словосочетания в предложениях:
Крупная ягода оказалась самой сладкой.
Ягода крупнее оказалась самой сладкой.
В СС крупная ягода структурно главное слово – имя существительное, зависимое – имя прилагательное. Прилагательное уподобляется по форме существительного (стоит в том же роде, числе и падеже), следовательно, в СС подчинительная связь – согласование.
В СС ягода крупнее структурно главное слово – существительное, зависимое – имя прилагательное в простой сравнительной степени: ягода (какая?) крупнее.
Форма сравнительной степени прилагательного, как наречия, является неизменяемой формой (милее, добрее, ярче), у нее нет окончания, ср.: ягода крупнее – ягоды крупнее – ягодами крупнее; зверь крупнее – зверя крупнее. Все неизменяемые формы примыкают к главному слову, следовательно, в СС ягода крупнее связь – примыкание.
Ягода (какая?) крупная – связь согласование.
Ягода (какая?) крупнее – связь примыкание.
Задание. Определите вид подчинительной связи в выделенных СС, выполнив разбор по данному образцу:
Бабушка купила хлеб помягче.
Человека добрее я не встречал.
Трава выше растет позади дома.
Выводы: Простая сравнительная степень является неизменяемой формой. При примыкании в качестве зависимого слова могут выступать наречие, инфинитив, деепричастие, притяжательные местоимения его, их, ее, его и ………………………..
Учебный материал для 2-й группы
Словосочетания с зависимыми словами его, ее, их
Сравните выделенные словосочетания в предложениях:
Все узнают его по походке
Все узнают его походку.
В СС узнают его и его походка зависимым компонентом является форма его. Однако связь в первом и втором словосочетаниях разная, так как форма его (ее, их) принадлежит разным словам.
Формы его, ее, их могут быть:
а) формами косвенных падежей личных местоимений он, оно, она, они:
Р.п. кого? чего? его, ее, их
В.п. кого? что? его, ее, их.
б) притяжательными местоимениями:
сын (чей?) его, ее, их; проблемы (чьи?) его, ее, их. \
Притяжательные местоимения являются неизменяемыми словами.
Что бы понять, каким местоимением являются слова его, ее, их, к ним надо поставить вопрос от структурно главного слова: личные местоимения отвечают на вопрос: люблю (кого?) его, ее, их; притяжательные местоимения зависят от предметного слова и отвечают на порядковый вопрос: мяч (чей?) его, ее, их.
Личные и притяжательные местоимения по-разному связываются со структурно главным словом : личные местоимения связываются с главным словом связью управление; неизменяемые притяжательные местоимения примыкают к главному слову.
узнают (кого?) его (личн. мест.) – связь управление;
походка (чья?) его (притяж. мест.) – связь примыкание.
Задание. Определите вид подчинительной связи в выделенных словосочетаниях, выполнив разбор по данному выше образцу:
Мне знаком его сын.
Я понял их сразу.
Их вещи были собраны
Выводы: Различай личные и притяжательные местоимения! Притяжательные местоимения его, ее, их являются неизменяемыми. При примыкании в качестве зависимого слова могут выступать наречие, инфинитив, деепричастие, простая форма сравнительной степени и притяжательные местоимения.
Учебный материал для 3-й группы
Количественно-именные словосочетания.
Чтобы обозначить количество предметов, мы сочетаем имя существительное со словом, которое обозначает количество: три сестры, семеро солдат, несколько слив.
Количественно- именные словосочетания изменяются по падежам и интересны тем, что в разных падежных формах подчинительная связь между их компонентами разная, ср.:
Им.п.= В.п. пять (чего?) книг, несколько (чего?) книг – связь управление;
Р.п. книг (скольких?) пяти, нескольких – связь согласование;
Д.п. книгам (скольким?) пяти, нескольким – связь согласование;
Т.п книгами (сколькими?) пятью, несколькими – связь согласование;
П.п. о книгах (скольких?) пяти, нескольких – связь согласование.
Выводы: В количественно-именных СС связь между компонентами такова: в формах Им.п и В.п. связь управление, в остальных падежных формах – согласование.
Задание: В выделенных словосочетаниях определите вид подчинительной связи, сделав разбор по данному выше образцу:
С тех пор прошло десять лет.
К сожалению, у меня нет ста друзей.
Учитель занимался с пятнадцатью учениками.